Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Карпенко Наталья Григорьевна

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – практикум по русскому языку в 11 классе.

Тема урока: От анализа текста - к сочинению.

Цель:

  1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.
  2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
  3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

Оборудование:

  1. Оформление доски.

Запись темы урока.

Эпиграф: 

                                         Беречь Байкал - святое дело:

                                         Его судьба - у нас в руках!

                                         Сама природа нам велела,

                                         Чтоб жил Байкал родной в веках!

                                                                  М. Митюков

  1. Компьютерная презентация.

  1. Визитная карточка Байкала.
  2. Знания и умения учащихся, необходимые на уроке.
  3. Композиция сочинения по заданному тексту.
  4. Домашнее задание.

  1. Раздаточный материал.

  1. Текст В. Маркина о Байкале.
  2. Задания к анализу текста и составлению композиционных частей сочинения.
  3. Карточки – информаторы для составления композиционных частей сочинения по заданному тексту.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. 

1. Учитель определяет цели, задачи и тему урока.

    Сегодня на уроке нам необходимо закрепить умения и навыки работы с текстом, связанные с рекомендациями по подготовке к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Запишите тему урока.

(Презентация слайда № 1,3)

    Исходя из формулировки темы, что мы должны знать и уметь для успешной работы на уроке? (Ответы учеников).

(Презентация слайда № 4)

Знать:

  1. основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

  1. выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
  1. создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

III. Этап обобщения и систематизации.

  1. Ознакомление с текстом В. Маркина о Байкале.

  1.  Беседа о Байкале. (Презентация слайда № 4)

    Сегодня мы будем работать с текстом В. Маркина. Эпиграфом мы возьмем высказывание М. Митюкова.

(Учитель читает эпиграф и предлагает ученикам записать его в тетради).

- Что вы знаете о Байкале? (Презентация слайдов №5 -7).

3. Чтение текста.

(Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием).

    - Прослушайте текст, озаглавьте его,  заголовок запишите в тетради, а также подумайте над вопросом, как перекликается он с нашим эпиграфом.

Текст

(1)Много в России прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море».

(2)В чём же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? (3)Во-первых, в её огромном объёме. (4)Представим размеры поверхности озера: длина – как от Москвы до Ленинграда, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же – больше полутора километров. (5)И в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира!

(6)Во-вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная… (7)Пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворённых солей. (8)Что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. (9)Сколько лет вода остаётся в проточном озере? (10)Обычно два-три года. (11)Ну, если озеро глубокое, то двадцать-тридцать лет. (12)В Байкале же четыре столетия… (13)Конечно, уже давно ушла из Байкала сверхчистая ледниковая водичка. (14)Учёными подсчитано, что за все времена существования озёрной впадины (это двадцать-тридцать миллионов лет) вода в ней сменилась «всего» пятьдесят тысяч раз. (15)Вроде бы цифра эта велика, но вот вода, от которой отпил казак-землепроходец Курбат Иванов, первым пересёкший озеро больше трёхсот лет назад, ещё не ушла из Байкала… (16)Исключительно медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его тёмных глубинах, вода становится чище и прозрачнее.

(17)Но ведь вода Байкала не просто чиста и прозрачна, она необычайно чиста! (18)Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (19)Его воду очищает большая группа живых организмов. (20)Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (21)В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! (22)Это всё даёт возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (23)Эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон». (24)Микроскопическое население Байкала изобильно, но король в этом царстве – малюсенький рачок по имени эпишура. (25)97% веса зоопланктона приходится на эпишуру; в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков.

(26)Эпишура – основной фильтр байкальской воды. (27)Подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путём в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. (28)Но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская; в загрязнённой воде она погибает. (29)Вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу учёных, которые объявили настоящую войну за сохранение чистоты священного Байкала.

(по В. Маркину)

- Как озаглавили?

(«Уникальный Байкал», «Беречь Байкал – святое дело»).

- Как перекликается он с эпиграфом?

(В эпиграфе сформулирована одна из проблем, поднятая в тексте: сохранение  священного Байкала).

  1. Анализ текста по группам.

    Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению (часть С) вы будете проводить в трех творческих исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.

(Учащиеся знакомятся с заданием №1).

(Презентация слайда № 8).

  1. Задание №1.

Первая группа

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.

В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?

Вторая группа

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Третья группа

Составить графический проект-защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». (Слайд № 9)

    В итоге у вас (третья группа) должна получиться структура, которая графически отобразит в связи с ключевым понятием (уникальность Байкала) ваши размышления, определяющие информационное поле данного рассуждения, т.е. его тематику.

На выполнение задания №1 предусмотрено 5 минут.

 (Каждая группа выдвигает для ответа одного – двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях).

4.2. Работа над композицией сочинения по тексту.

    Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию.

    - Что мы называем композицией? (Построение работы)

    Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании построения сочинения.

(Работа со слайдами №10 - 11)

Композиция сочинения.

    При обдумывании построения сочинения необходимо стре миться к тому, чтобы его композиция была стройной и завер шенной, что предполагает наличие в работе логически связан ных композиционных частей, в том числе вступительной, ос новной и заключительной.

    В соответствии с заданием в экзаменационной работе целе сообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:

  1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
  2. Комментарий к одной из проблем.
  3. Характеристика позиции автора исходного текста по вы бранной проблеме.
  4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

(Учащиеся читают и делают записи в тетради).

    Также при написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Как вы это понимаете? (Сочинение должно состоять из трех пропорциональных частей: вступления, основной части и заключения.) Части должны быть соразмерны друг другу, т.е. вступление и заключение должны составлять не более 1/3 всего объема работы. Следовательно, самая большая часть – основная.

  1. Выполнение задания №2 – составление композиционных частей сочинения.

(Презентация слайда № 12).

(На выполнение задания №2 предусмотрено 5 – 6 минут.)

Задание №2

Первая группа

Написать начало сочинения.

Вторая группа

Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.

Третья группа

Написать заключение сочинения.

Для выполнения задания №2 учащимся даны карточки – информаторы.

Карточка – информатор для группы №1.

(Презентация слайда № 13).

Начало сочинения.

Вступительная часть сочинения  может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и пробле матики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так за вершается статья ... очерк ... рассказ).

Карточка – информатор для группы №2.

(Презентация слайда № 14).

Для передачи позиции автора исходного текста уместны ми могут  быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...

По мнению автора,...

Публицист убежден в том, что...

Автор заставляет задуматься о...

Автор текста доказывает свою точку зрения...

Карточка – информатор для группы №3.

(Презентация слайдов № 15 - 16).

Завершение сочинения.

Заключительная часть работы, подводящая итог всему ска занному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впе чатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

  1. концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего со чинения), например:
  2. концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставлен ный в начале сочинения), например:
  3. концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения), например:

4.4. Работа над аргументацией собственной позиции по выдвинутой автором текста проблеме.

(Проверка домашнего задания).

(Презентация слайда № 17).

    Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления. В связи с этим дома каждая группа, еще не зная содержание текста В. Маркина, работала над одним из аргументов утверждения, что в России много уникальных уголков природы, которые нуждаются в защите.

(На выполнение задания  предусмотрено по 3 минуты для каждой группы.)

Ответы

1-я группа подбирала  народные легенды, связанные с историей Байкала.

     2-я группа подбирала материал на тему: «В России много уникальных уголков природы, которые нуждаются в защите (примеры).

 3-я группа подбирала материал о красоте озера и природы с использованием поэтического текста.

IV. Информация о домашнем задании (Слайд №18)

Домашнее задание

Напишите сочинение по прочитанному тек сту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, по чему вы согласны или не согласны с автором про читанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учи тываются первые три аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

V.Этап подведения итогов учебного занятия.

Итоговая беседа.

Учитель

Давайте вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока исходя из темы.

(Слайды №1,3)

Знать:

- этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Учитель

 -Что получилось?

 -Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)

VI.Этап рефлексии.

    О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

Учитель объявляет о завершении урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

Тренировочные упражнения для учщихся 8 класса. Русский язык, подготовка к ГИА.

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 8 классе. Русский язык: даны тренировочные упражнения в формате ГИА, часть А....

Тексты для сочинений по русскому языку 10 класс

Материал представляет собой тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (сочинение)....

Программа спецкурса «Как писать сочинение по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ» для 11 классов

Программа данного курса предназначена для обучающихся 11 класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1 полугодии и   20 часов во II по...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

Тренировочный тест по орфоэпии с ответами 11 класс Русский язык .Подготовка к ЕГЭ.

Тренировочный тест по орфоэпии позволит лучше закрепить знания орфоэпической нормы. в тесте может быть от одного до трёх слов с неправильным ударением в отличие от заданий на ЕГЭ....

Тексты для сочинений по русскому языку в 11 классе

Подборка текстов для сочинений по русскому языку в 11 классе...