Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.Пейзаж как значимая составляющая текста выполняет различные функции, помогая понять  его идейное содержание, литературные образы.Однако  учащиеся не всегда могут понять и оценить его  роль, иногда просто пропуская при чтении описание природы. Данный урок позволяет привлечь внимание учащихся к этой составляющей художественного произведения через самостоятельную практическую работу над текстом  романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-практикум29.29 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Н.А.Пашковская,

учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ СОШ № 1956 СВАО г. Москвы

                                       

         В настоящее время одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы. Изучение литературы на таком уровне направлено на достижения определённых целей:

- воспитание духовно развитой личности;

-развитие представлений о специфике литературы  в ряду других искусств;

- освоение содержания текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-художественной обусловленности и культурном контексте.

        Данный элективный курс предназначен для учащихся старших классов  гуманитарной направленности и строится на историко-литературной основе, следуя за программой по литературе для 10-11 классов. Однако существенным отличием от  занятий по базовой программе является наличие возможности обучить учащегося целостному восприятию литературного произведения и показать  своеобразие его идейного  содержания на основе анализа художественной формы.

       Таким образом курс имеет практическую направленность, которая проявляется в том, что теоретический материал постигается  подростками  через опыт самостоятельного анализа художественных произведений. Одновременно с этим учебный материал структурирован с опорой на важнейший круг терминов и теоретико-литературных  понятий.

        Следует отметить, что пейзаж как значимая составляющая художественного произведения  выполняет различные функции, помогая понять его идейное содержание, создавая фон изображаемых событий, отражая душевные состояния главных героев, влияя на настроение читателя, порой выступая в качестве действующего лица и др.

        По объекту изображения пейзаж может быть природным, космическим, урбанистическим. Говоря о «сквозных» темах русской литературы, можно утверждать, что именно урбанистический пейзаж Петербурга играет важную роль как средство создания образа персонажа, как способ выражения авторской позиции у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова. Ф.М.Достоевского.

   Данный урок-практикум   по теме  «Пейзаж и его функции в произведении» на примере изображения Петербурга в романе Ф.М. Достоевского  в рамках элективного курса для учащихся 10-11 классов профильных групп « Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» помогает понять обстановку, в которой происходят главные события романа, осмыслить неразрывную связь человека и окружающего его мира, почувствовать суть конфликта главного героя реальной действительности вокруг него.

   Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о художественном воплощении образа Петербурга Ф.М.Достоевским;

-выработать навыки анализа текста через ответы на проблемные вопросы ;

-расширить представление о функции пейзажа в художественном произведении;

-развивать у учащихся умение соотнести знание теоретико-литературных понятий  с практикой филологического анализа;

- формировать коммуникативную компетентность,

-развивать у учащихся умение использовать информационные технологии;

- воспитывать внимательное отношение к художественному слову, любовь к классической литературе.

Оборудование:

-текст романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», литературоведческие словари;

-мультимедиа – проектор, компьютер;

-репродукции к роману «Петербург Ф.М. Достоевского»;

-карточки и тесты с индивидуальными заданиями;

- презентация по теме;

-ученическая презентация «Петербург Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского»

                              Ход урока

Этап 1.

1.Вступительное слово учителя (отрывок из стихотворения С.Я.Маршака)

                             -Давно стихами говорит Нева,

                             Страницей Гоголя ложится Невский,

                            Весь Летний сад – «Онегина» глава,

                            О Блоке вспоминают Острова.

2.Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, о каком городе идёт речь в этом стихотворении?

                         -Кто из вас был в Петербурге? Каково ваше впечатление об этом городе?

                         -Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием этого города?

3.Слово учителя:

      Нет города, который играл бы в истории и культуре страны такую роль, как Петербург для России. Сразу приходят на ум словосочетания «петербургский период творчества…», «петербургская тема» в живописи и литературе», «музыкальный Петербург»…Этот город много значил в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, учёных, художников, музыкантов…

   Улицы Петербурга – это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим набережным, улицам, площадям неслась творческая фантазия лучших русских писателей и поэтов. Они населили город людьми, в реальность существования которых мы верим. «Дом Сони», «Дом Пиковой Дамы, - говорим мы. -  Маршрут прогулок Онегина, маршрут блужданий обезумевшего героя «Медного всадника». Сегодня на уроке мы проложим маршруты Родиона Раскольникова , которые ведут его по страницам романа.

Этап 2. Практикум - анализ  текста.

2.1Работа с текстом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по теме «Жизнь петербургских улиц»

Слово учителя:

-Используя  тематические закладки в тексте, сделанные вами при чтении романа, давайте попробуем составить картину того города, в котором родилась у главного героя его преступная мысль и который подтолкнул его к свершению преступления:

-Как представлены городские пейзажи в романе?

( закладка № 1: часть1, гл.1 («На улице жара стояла страшная.»)

-Повторяется ли ещё такое описание? С какой целью автор его использует и как называется такой приём художественной выразительности?

-Приведите ещё примеры изображения уличной жизни. Какую мысль  хочет подчёркнуть автор, делая такие зарисовки?

( закладка № 2: часть 1, гл.1 ( пьяный в телеге)

( закладка № 3: часть 2, гл 1 ( «На улице опять жара стояла невыносимая...»)

( закладка № 4: часть 2, гл. 2 ( удар бича и подаяние)

( закладка № 5: часть 2, гл. 6 («вечерний Петербург», «…последний розовый отблеск заката»)

( закладка № 6: часть 2, гл. 6 (шарманщик и женщины у распивочной, «утопленница»)

( закладка № 7: часть 5, гл.5 ( смерть Катерины Ивановны)

-Вывод учащихся:  Ф.М.Достоевский  в этих сценах показывает удушающую атмосферу жизни петербургских окраин, где соседствуют страдания и нищета, это тот мир, который и порождает преступления.

2. 2.Анализ сцен, описывающих интерьеры, в которые сопровождают жизнь героев.

Вопросы учителя классу:

-А где живут наши герои? Какое впечатление у вас возникает при чтении этих сцен? Сделайте вывод о значении этих сцен для понимания идейного замысла  романа?

(часть 1, гл.2 (« угол Мармеладова»)

(часть 1, гл.3 («каморка Раскольникова»)

(часть 4, гл. 4 (комната Сони)

Вывод учащихся: Мир нищеты условий жизни героев писатель подчёркивает яркими лексическими средствами. Он сравнивает комнату Раскольникова с гробом, жильё Мармеладовых -  это «проходной угол», Соня прозябает в каморке с жёлтыми обоями. Атмосфера скученности, удушающей тесноты человеческого существования заставляет проникнуться сочувствием к несчастным и униженным людям.

Вопрос  учителя классу:

-Сделайте вывод о том, с какой целью Ф.М.Достоевский так подробно и живописно показал картины уличной жизни и мрачные интерьеры петербургских квартир? Не случайно ли, что именно в таком городе могла родиться теория Раскольникова?

 -Учащиеся обобщают материал и делают вывод о роли урбанистического пейзажа в художественной структуре романа.

Этап 3.

Работа класса по группам.

Учащиеся делятся на  группы и получают индивидуальные задания;

1 группа:

-Используя интернетресурсы сайта «Виртуальный музей литературных героев» ответьте на вопрос: «Какое значение имел Петербург в жизни Ф.М.Достоевского?»

2 группа:

- Анализируя текст, выделенный закладками, необходимо сделать вывод: «Показывает ли Ф.М.Достоевский  «двойственность» Петербурга, или город воспринимается однозначно? Какие эпизоды могут служить этому доказательством?

3 группа:

-Выполняет работу, связанную с анализом  использования художественных деталей  в тексте. В результате работы необходимо ответить на вопросы:

1) Какой цвет преобладает в романе при описании города, интерьеров. помещений?

2)Какими звуками наполнен город? Что мы слышим на улицах?

3) Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих на  «серединных» улицах Петербурга?

         Подведение итогов работы в группах:

 учащиеся делают выводы по предложенным вопросам и заданиям:

Представитель 1 группы:

-показывает презентацию «Петербург в жизни Ф.М.Достоевского», главной мыслью которой является то, что писатель хорошо знал город, его нравы и уличную жизнь, сам подолгу жил там и описывал увиденное им самим. Изображение города в романе – это отражение авторской позиции по отношению к его «тлетворному духу».

Представитель 2 группы:

-отмечает, что в романе создан неоднозначный Петербург; наряду с картинами нищеты, беднотой, мерзостью закоулков, жизнью униженных и оскорблённых существует «царственная» Нева, «золотой Исаакий», «великолепная панорама». В беспощадных картинах страданий человеческих слышен голос милосердия (в сцене с утопленницей, в эпизоде смерти Катерины Ивановны и др.)

Представитель 3 группы:

-приводит примеры преобладания в романе «неприятного» грязно- жёлтого цвета,  полифонии  диссонансных  звуков   ( визги, крики, скрежет), автор использует лексику, характеризующую высокое эмоциональное напряжение героев ( в диалогах Раскольникова  с Соней Мармеладовой, Порфирием Петровичем и др.).  Ф. М. Достоевский наполняет улицы, закоулки, трактиры, распивочные неприятными, отвратительными запахами,  порой даже «вонью», так что человеку  становится  нечем дышать. Отсутствие свежего воздуха превращается в развернутую метафору, характеризующую атмосферу Петербурга, подталкивающую Раскольникова к свершению преступления.

Этап 4.

Подведение итогов, заключительное слово учителя.

- Сегодня на занятии  мы увидели, что образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского становится обобщённой моделью мира, мира двойственного и противоречивого. Именно он порождает преступные мысли и намерения, одновременно с чем указывает и пути спасения через милосердие и христианское смирение. Само собой напрашивается аналогия: душа Петербурга –это душа самого Раскольникова, в которой борется красота с безобразием, величие с ничтожеством. Особый полифонизм романа создаётся за счёт тог, что автор позволил услышать нам разные голоса персонажей со «своей правдой» жизни, среди них мы слышим и голос автора.

Этап 5.Задание к следующему занятию.

            Проанализируйте  описание природы в эпизоде романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (гл.11). Какова его роль в раскрытии идейного замысла произведения?.

     Список используемой литературы:

1.Достоевский Ф.М.Преступление и наказание. М.,2003.

2.Зинина А. Программа элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста».В сб. Программы элективных курсов. Литература.10-11 классы. Профильное обучение.- 2-е изд.-М.:Дрофа,2005

3.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.1988

4.Борев Ю.Б.Эстетика. Теория литературы:

                      Энциклопедический словарь терминов. М.,2003

5.Фогельсон И. А. Литература учит.М.,1990

6.Интернетресурс: http:// krasnova.dubrovka.ru

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Эпиграф в литературном произведении" (на основе рассказа Н.С. Лескова "Зверь")

Впереди рождественские дни. Сейчас наступило время, когда можно (и нужно)  познакомить учеников с рождественскими рассказами (не так много таких произведений в школьной программе). Данный урок мо...

Урок-практикум "Анализ проблематики литературного произведения"

Конспект урока-практикума по литературе для 8 класса (УМК по литературе под ред. В.Ф. Чертова). Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельные, то такой урок можно п...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Использование литературных произведений на уроках информатики

Применение литературных произведений на уроках информатики Учитель информатики МОБУ «Солнечгая СОШ» Кулакова Н.А.Слайд1.В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономическ...

Применение нестандартных практико-ориентированных заданий для работы с объемными текстами литературных произведений»

Эта статья - отчёт по большому мероприятию, проведённому в гимназии в декабре 2017 года. Онегинский вечер стал заключительным уроком по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Как при...