Урок-практикум "Анализ проблематики литературного произведения"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Лесник Светлана Дмитриевна

Конспект урока-практикума по литературе для 8 класса (УМК по литературе под ред. В.Ф. Чертова). Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельные, то такой урок можно проводить и в тех классах, где преподавание ведется по другим УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum_no_2_problema.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум № 2 (по календарно-тематическому планированию это урок

№ 19)  по  литературе (программа под редакцией  В.Ф. Чертова)  в  8 (общеобразовательном) классе «В»  (базовый уровень, 2 часа в неделю).             

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Экономическая гимназия»

 города Хабаровска        Лесник Светлана Дмитриевна.

Тема урока-практикума:

«Анализ проблематики литературного произведения»

Цель урока-практикума:

по истечении урока ученики будут знать, что такое проблема, проблематика, уметь определять проблему литературного произведения (переводя ее в основной вопрос, который автор ставит в тексте и на который пытается дать ответ) и соотносить ее  с категорией  проблематики.

Задачи урока-практикума:

  1. обобщить знания учащихся о проблеме и проблематике литературного произведения;
  2. познакомить с видами проблематики;
  3. научить определять проблему и различать виды проблематики в конкретном литературном произведении.

Виды деятельности;

работа со статьей учебника «Что такое проблематика литературного произведения», работа со словарями, выполнение заданий учебника, восстановление алгоритмических действий.

Оборудование урока:

презентация к уроку, словари разного рода.

Структура урока-практикума по теме: «Анализ проблематики литературного произведения».

Этап урока

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Технологии, методы обучения

1.Актуали

зация знаний учащихся.

Ученики называют круг проблем, которые поднимает в  романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (это произведение было изучено накануне); пытаются сформулировать понятия: «проблема» и «проблематика».

Мотивировать учащихся на обобщение изученного ранее с целью восприятия дальнейшего материала урока.

Технология проблемного обучения, интерактивного обучения, развивающего обучения, метод диалога, частично-поисковый.

2. Этап изучения «нового».

Ученики пытаются разрешить проблемную ситуацию, обращаются за помощью к статье учебника, к словарям (к сожалению,  а может, к счастью, в «Кратком словаре литературоведческих терминов», который дан в учебнике на странице 328-333, нет определения понятий «проблема» и «проблематика» /считаю, что эти термины  следует включить в словарь, так как фактически каждый урок-практикум  - это урок метазнаний и метанавыков, кторые необходимы будут ученикам в их жизни/; записывают определения понятий, знакомятся с видами проблематики.

Сопоставив знания по данной теме до урока с теми, которые приобретают на уроке,  а также познакомившись с определениями (одно дано в учебнике, другие -  на слайдах презентации,  ученики отрефлексируют их и будут знать, что такое проблема и проблематика.

3. Этап закрепления «нового».

Ученики определяют проблемы  и проблематику  литературных произведений (по фрагментам, предложенным в статье), работают в парах над частными проблемами, составляющими ту или иную проблематику, в игре «Кто больше?» выполняют задание учебника, данное на странице 178,  обсуждают предложенное.

Ученики научатся определять проблему через  вопрос к фрагменту литературного произведения, соотносить проблему с проблематикой.

4. Итог, рефлексия.

Ученики восполняют недостающие вопросы в своего рода памятке «Характеристика проблематики литературного произведения» (учитель дает только первый и последний вопросы, остальные ученики должны самостоятельно восполнить), на этапе проверки этого задания фиксируем предложения на доске, в тетрадях, а затем сопоставляем с тем, что предлагает учебник (страница 179).

В ходе этой работы ученики отрефлексируют свои знания и незнания, еще раз закрепят знания о проблеме и проблематике, будут уметь (а этому способствовало и задание на заключительном этапе урока) определять проблему текста.

5. Домашнее задание.

Ученики записывают задание на дом, просматривают его (вопросы № 1,2 на странице 179, после статьи в учебнике). Кроме того, учитель просит учеников прочитать дома внимательно статью, отметить в ней то новое, чего мы в ходе урока не коснулись.

Технология развития критического мышления (чтение с карандашом), повторение материала позволят  сформировать у учащихся метазнания и метанавыки.

Конспект  урока-практикума по теме: «Анализ проблематики литературного произведения».

Цель урока-практикума: по истечении урока ученики будут знать, что такое проблема, проблематика, уметь определять проблему литературного произведения (переводя ее в основной вопрос, который автор ставит в тексте и на который пытается дать ответ) и соотносить ее  с категорией  проблематики.

Задачи:

1)  обобщить знания учащихся о проблеме и проблематике литературного произведения;

  1. познакомить с видами проблематики;
  2. научить определять проблему и различать виды проблематики в конкретном литературном произведении.

Виды деятельности: работа со статьей учебника «Что такое проблематика литературного произведения», работа со словарями, выполнение заданий учебника, восстановление алгоритмических действий.

Оборудование урока-практикума: презентация к уроку, словари разного рода.

                        Ход урока-практикума.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель предлагает ученикам назвать проблемы, раскрываемые А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка». (Ученики называют, причем все подряд: часто и проблемы, и темы, и идеи).

Все ли названо правильно?

Что такое проблема?

Как соотносятся слова «проблема» и «тема», «проблема» и «идея», «проблема» и «проблематика»?

  1. Этап изучения «нового».
  1. Разрешение проблемной ситуации. (Ученики обращаются к статье учебника, данной на странице 177, просматривают ее, ищут определение слова «проблема», но такого определения в статье нет, поэтому ученики обращаются к «Краткому словарю литературоведческих терминов» (страница 328), но и здесь нет определения этого слова. Тогда «вмешивается» в ситуацию учитель и просит прочитать внимательно данное в статье определение слова «проблематика». Внимательные ученики (а такие всегда найдутся) заметят, что в этом определении есть подсказка, и дадут определение слова «проблема»).
  2. Сопоставление выведенного определения с определениями из разных словарей, данными на экране (в презентации). Выводы записывают в тетради.
  3. Знакомство с видами проблематики (материал дан на странице 177 учебника).

3. Этап закрепления «нового».

1. Ученики знакомятся с фрагментами текстов, предложенными в статье учебника, с целью определения проблемы знакомых восьмиклассникам текстов.

Из каких литературных произведений взяты фрагменты текстов? (Ученики могут обсудить это в парах).

Какие проблемы раскрывают авторы этих текстов? (Даем возможность ученикам обсудить это в парах или в минигруппах).

Проверяем выполнение задания. Выслушиваем мнения ребят, фиксируем сказанное на доске, а затем вместе  прокомментируем.

 Какой основной вопрос можно поставить к фрагменту № 1?

Почему Очумелов принципиально меняет свое решение, причем делает это в течение разбирательства в ситуации несколько раз?

Следовательно, из какой категории проблема? (Одни говорят, что из категории социальных проблем, связанных с социальным устройством общества, другие считают, что эта проблема из категории нравственных, так как связана с нравственными принципами, которые определяют отношение человека к другому человеку и к обществу).

Так же проводим работу с 4 фрагментом, а особое внимание уделим фрагментам № 2,3.

Что объединяет эти фрагменты?

А чем они различаются? (В процессе диалога  мы обращаем внимание на то, что оба текста о героях, потерявших работу, но в тексте Л.Н.Толстого «Детство» поднятая проблема потери привычного места работы  рассматривается повествователем как нравственная проблема, а в тексте А.И.Куприна «Чудесный доктор» поднятая проблема бедности семьи Мерцаловых в связи с потерей места работы относится к числу социальных проблем.) В этой связи обращаем внимание на материал статьи учебника, данный на странице 178.

  1. Ученики выбирают одну из трех категорий проблематики и записывают возможные частные проблемы, составляющие эту категорию (работу могут выполнять в парах или минигруппах).

Проверяем работу учащихся, вносим определенные поправки (эта работа пропедевтического характера, так как и в 9, и в 11 классах на итоговой аттестации есть задания, связанные с определением проблемы исходного текста).

  1. Выполнение задания, данного на странице 178 в форме игры «Кто больше?» (Ученики должны вспомнить и назвать как можно больше произведений, в которых раскрывается предложенная проблема).

  1. Итоги урока, рефлексия.

  1. Готовясь к характеристике проблематики литературного произведения, следует подумать над такими вопросами:
  1. Какие проблемы подняты в литературном произведении?
  2. Какие проблемы, поднятые в произведении, носят общечеловеческий характер и могут быть отнесены к так называемым «вечным» проблемам?

Два вопроса мною записаны, подумайте, какие вопросы следует задать, чтобы охарактеризовать проблематику литературного произведения? (Ученики, работая в минигруппах, пытаются восстановить пропущенное).

Проверяем выполнение этого задания, фиксируя вопросы на доске, а затем сопоставляем предложенное и записанное с Памяткой, которая есть в учебнике на странице 179, делаем выводы.

  1. Домашнее задание.

Ученики записывают задание на дом, просматривают его (вопросы № 1,2 на странице 179, после статьи в учебнике). Кроме того, учитель просит учеников прочитать дома внимательно статью, отметить в ней то новое, чего мы в ходе урока не коснулись.

               Информационные источники:

Учебник. Литература (в двух частях) под редакцией  В.Ф. Чертов. М., «Просвещение», 2011.

Пособие для учителя. Уроки литературы ( 8 класс) под редакцией В.Ф. Чертова, М., «Просвещение», 2011.

Пособие для учителя. Новые требования к сочинению (блок С) на ЕГЭ по русскому языку. Егораева Г.Т. Хабаровск, «Новое поколение», 2009.

Словари литературоведческих терминов.

       

  ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Общая схема композиции литературного произведения"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Примеры литературных произведений для аргументации

Аргументация собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ. Проблемы и литературные произведения с подобной проблематикой....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Литературный квест. Собаки - герои литературных произведений

Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы...

Проект "Проблематика художественных произведений о ВОВ"

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердц...

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,с картинами живописи, с хорошей музыкойВряд ли он...