Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»
презентация к уроку по литературе

Харламова Светлана Афанасьевна

Литературно- химическая викторина

 «Химия в литературных произведениях»

Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,

с картинами живописи, с хорошей музыкой

Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…»

 (Академик А.Е. Арбузов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_v_literaturnyh_proizvedeniyah.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях» Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (Академик А.Е. Арбузов) Преподаватели: Харламова С.А. (преподаватель литературы) Краснова Т.М. (преподаватель литературы) Леонтьева С.А.(преподаватель химии) 1

Слайд 2

Цели: Образовательные Стимулировать потребность в практическом использовании литературных образов в различных сферах деятельности. Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления студентов Развивающие Развивать внимание, память, эрудицию, творческие способности Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Воспитательные Воспитать в учащихся чувство прекрасного и умение находить прекрасное вокруг себя Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу Оборудование: ПК и видеопроектор;

Слайд 3

Сценарий мероприятия 1.Вступительное слово. Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф. Купера, А. Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями . (Преподаватель литературы – Харламова С.А.)

Слайд 4

Ознакомление участников с проведением викторины и оформлением ответов. Современная методика обучения химии и литературы включает различные методические приемы, которые направлены на развитие у студентов познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств студентов может оказать художественная литература, способствующая так же осуществлению метапредметных связей. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, определить автора литературного произведения и т.д. ( Преподаватель химии – Леонтьева С.А)

Слайд 5

Михаил Юрьевич Лермонтов И железная лопата В каменную грудь, Добывая медь и злато. Врежет страшный путь.

Слайд 6

ХОД РАБОТЫ Фрагмент №1.Инсценировка. ( Яковлев А. и Малов С.) Главный экзаменатор, румяный и благодушный старик в очках, прежде чем начать экзамен, обменялся со своим коллегой несколькими ничего не значащими фразами, доброжелательно давая время растерявшемуся студенту прийти в себя. Затем, ласково посмотрев на него, он сказал чрезвычайно мягким тоном: – Вам когда-нибудь приходилось кататься в лодке по пруду? Том сознался, что приходилось. – Так, быть может, в этих случаях, – продолжал профессор, – вы иногда задевали веслом ил на дне? Том согласился, что в этом не было бы ничего удивительного. – После этого вы, возможно, замечали, что со дна на поверхность поднимался пузырь или даже несколько пузырей. Так скажите же, какой это был газ? Злополучный студент, весь во власти одной-единственной мысли, почувствовал, что сбылись самые худшие его опасения. И без малейших колебаний он, не задумываясь, высказал безапелляционное мнение, что газ этот именуется какодилом . Какую ошибку совершил главный герой? Как правильно называется этот газ, какие еще названия он имеет? Напишите формулу этого газа.

Слайд 7

Фрагмент №2.Слайд с текстом Константин Паустовский в одном из своих рассказов описывает, как белогвардейцы пытались уничтожить партизан, скрывавшихся в керченских каменоломнях. Заливая по трубам в шахты серную кислоту, они вызывали реакцию выделения вещества, которое при концентрации свыше 4% вызывает отравление, нарушение двигательных и речевых функций, а при концентрации свыше 10% - смерть от паралича дыхательного центра. О каком соединении идет речь? Напишите формулу этого соединения. Составьте уравнение реакции получения этого вещества.

Слайд 8

Фрагмент №3 . Чтение отрывка: «И дале мы пошли- и страх обнял меня Тогда услышал я (о диво) запах скверный, Как будто тухлое разбилось яйцо, Иль карантинный страж курил жаровней серной.» ( А.С.Пушкин ) О каком соединении серы идет речь? Напишите формулу этого газа

Слайд 9

Фрагмент №4. Чтение отрывка: «Я пью его в мельчайших дозах, На сахар капаю раствор, А он способен бросить в воздух Любую из ближайших гор» (В.Т.Шаламов) Как называется это соединение? О применении в каких областях говорится в этом стихотворении?

Слайд 10

Фрагмент №5 Послушайте отрывок из романа М.Шолохова “Тихий Дон”. “На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отравили три батальона 256-го полка и заняли первую линию наших окопов… Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место, где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоявший под сосной человек. Они перевернули его лицом вверх и тут только догадались, что под сосной нашел себе последний приют этот отравленный газами, бежавший от смерти, которую нес в своих легких, солдат одного из трех батальонов 256-го пехотного полка. Рослый, широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову с лицом, измазанным при падении клейкой грязью, с изъеденными газом, разжиженными глазами, из стиснутых зубов его черным глянцевидным бруском торчал пухлый, мясистый язык. Пойдем. Пойдем ради бога! Пусть он себе лежит, - шепнул товарищ, дергая Валета за руку.» О каком газе идет речь? Какими свойствами обладает? Что является средством защиты? Кто из русских химиков его изобрел?

Слайд 12

Фрагмент №6. Демонстрация эпизода из фильма «Плата за страх» Какое вещество перевозили герои фильма? В чем опасность этого вещества? Фрагмент №7 Демонстрация эпизода из фильма: «Собака Баскервилей » В чем ошибка Конан-Дойла ?

Слайд 13

А. Конан Дойл «... Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте . — Фосфор, — сказал я».

Слайд 14

Фрагмент №8 Авторы нередко допускают литературные вольности, неверно трактуя свойства веществ. Например, фрагмент из стихотворения А.Ахматовой: «Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор - к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово.» Какую поэтическую вольность допустила А.Ахматова в этом отрывке?

Слайд 15

Анна Ахматова «…Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней- царственное слово…»

Слайд 16

Заключение. Участники заполняли листы с ответами. Дата проведения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...

Положение о Международном литературном конкурсе "Купель 2013-2014" по произведениях Александра Костюнина

Международный  литературный конкурс «Купель 2013–2014» по произведениям Александра Костюнина...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....

Литературная викторина "По страницам прочитанных произведений". 6 класс.

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 6 классе, в конце учебного года, либо в 7 классе, в начале учебного года. Также представленный материал будет интересен на внеклассных меро...

" Добрый сказочник" Литературная игра - викторина по произведениям Э.Н.Успенского

Библиотечный урок для  4 класса.Тема: "Добрый сказочник» (литературная игра-викторина по произведениям Эдуарда Николаевича Успенского).Цель: расширить знания учащихся о творчестве и пр...

Литературная игра-викторина по произведениям К. И. Чуковского

Литературная игра-викторинапо произведениям К. И. Чуковского    Подготовили  учителя-логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....