"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"
материал на тему

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_nad_literaturnym_proizvedeniem.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы над литературным произведением

в старших классах коррекционной школы. 

     Сказка – наиболее любимый для всех жанр. Умственно отсталые дети так же как их сверстники с нормальным интеллектом, отвечая на вопрос анкеты о самом любимом жанре литературы, прежде всего, называют сказку. Эта любовь сохраняется у них на протяжении всех лет обучения. Даже в 8-ом  классе наряду с военной и детективной тематикой  у мальчиков, с рассказами о любви у девочек: популярным жанром остаются сказки.

     К работе над сказкой предлагаются следующие рекомендации:

     1.При подготовке к чтению сказки важно организовать наглядно-практическую деятельность детей ( в младших классах) или проводить соответствующую беседу (в старших классах), так чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия..

     Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, её не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение – рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой.

     2.Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки всей предыдущей работой. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная отдельными частями по заданию учителя или по выбору. Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, по цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

     В старших классах кроме картонного плана может использоваться и словесный. Сказки хорошо делятся на части,  легко озаглавливаются. Для  того чтобы ученики не забыли те специфические слова, которые употреблены в сказке и которые детям следует использовать при пересказе, их записывают на доске в соответствии с каждым пунктом плана.

     Рассказ – служит основным материалом для уроков чтения. В учебниках по чтению коррекционной школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров.

     Литературоведение пока не располагает научно-обоснованной типологией рассказа. В литературной практике существуют различные подходы по тематике (о природе, детях, войне) по времени протекания действия (рассказы об истории, о сегодняшнем дне) по жанровой характеристике (юмористический, сатирический, драматический) по сложности композиции (повествовательный, рассказ с пропущенным звеном, со скрытым смыслом) и др.

     В старших классах вопросы к тексту носят более обобщенный характер и требуют более глубокого проникновения в логику поступков героев. Начиная с 7 –го класса, большинство прозаических произведений представлено повестями, которые даются в сокращении или в отрывках. Методика работы с ними фактически совпадает с методикой чтения рассказов, особенно тех, которые рассчитаны на несколько уроков. Построение сюжета отдельных глав или произведения в целом может представлять последовательное развитие событий, иметь временные пропуски или расхождение между внешним выражением поступков героев и их внутренним смыслом.

     Такое внимание не только к описываемым действиям и событиям, но и к слову помогает подвести учащихся к осознанию подлинного смысла заглавия, позиции автора и, наконец, к рассуждению на тему: что в жизни формирует такие характеры.

     Басня – это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. В коррекционной школе изучение басен начинают только с 4-го класса. Аллегоричность басен создает значительные трудности для понимания их смысла умственно отсталыми детьми. Специфика этого жанра предполагает и некоторое своеобразие методической работы.

     1.Сложность смысловой и идейной сторон басни требует такой подготовительной работы, в которой должны быть выявлены основные линии поведения персонажей.

     В 6-9 –ом  классах басню можно прочитать сразу, но при закрытых книгах, так как школьники должны сконцентрировать внимание на лице учителя и постараться эмоционально правильно воспринять информационный план басни. Несмотря на нравоучительный характер басни, анализу подлежит, прежде, всего, ее конкретное содержание. Это положение действует и в том случае, если басня начинается с морали. Последовательность и дробность вопросов при анализе поступков персонажей помогут подвести детей к пониманию основной идеи басни, а  через нее и к восприятию морали. Работа над моралью басни отчасти совпадает с работой над аллегорией. Аллегория как понятие не раскрывается в коррекционной школе.

Стихотворение – небольшое лирическое или лирико - эпическое произведение, имеющее особую, ритмико – звуковую и строфическую структуру.

     В литературоведении различают лирико – эпические и лирические стихотворения. Для стихотворения эпического и повествовательного характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом.

     Большое место в книгах по чтению для коррекционной школы занимают лирические стихи. К ним относятся такие « Лес, точно терем расшитой».

Пересказывать содержание лирических стихотворений не рекомендуется. Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении, приготовленном, для заучивания постепенно стирают отдельные слова. Дети восстанавливают их по памяти при повторном чтении. К концу такой работы на доске остаются лишь начальные слова каждой строчки, что и служит ориентиром для их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые описываются в каждой строке. К этим карточкам школьники обращаются после чтения стихотворения по учебнику и его анализа.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Применение игровых технологий на уроках экономики в старших классах коррекционной школы 8 вида

Данная статья  является опытом работы учителя математики коррекционной школы 8 вида Аристарховой Марины Алексеевны. В статье подробно рассмотрены игровые технологии, которые применяются в ра...

«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»

Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....

Презентация по географии для старших классов коррекционной школы: "Страны и автомобили".

Краткий рассказ об истории автомобилестроения. Можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении стран: Франция, Великобритания, Германия, Италия.  Текстовый документ содержит ...

Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8

В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов  работы над пересказом на уроках  истории в старших классах коррекционной школы, которая позвол...

Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающи...