на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"
учебно-методический материал по литературе на тему

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dada.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения

                 Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,-значит вырастить

угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Духовное оскудение молодого поколения сегодня-повод для тревоги ученых и общественных деятелей России. Менталитетом потребительства, рыночными отношениями, навязываемыми средствами массовой коммуникации, агрессивной рекламой, сетевым маркетингом и пр., вытеснены духовные, нравственные ценности и идеалы.

Как изменить эти процессы? Каким образом донести до людей идеи о необходимости сотрудничества, толерантности, взаимопомощи, ответственности, гуманистической убежденности?

В программу V-XI классов включены ценнейшие в идейно- художественном отношении произведения отечественной и зарубежной литературы. К окончанию VI класса произведения изучены, школьники усвоили определенные знания. Но значит  ли это, что задача решена полностью и нравственные устои выпускников стали достаточно прочными? Не всегда!

Для того чтобы знания стали частью духовного мира человека, а не мертвым капиталом, ученик должен иметь применять эти знания, постоянно, целенаправленно и заинтересованно использовать их.

Выбор оптимальных методов и форм работы над текстом связан и со спецификой жанра произведения, и с особенностями его восприятия учениками. Так, на уроках изучения сказки – были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в VI классе использую выразительное чтение и художественное рассказывание, работу над планом и пересказ одной из 10 глав, подготовку устного словесного рисования и создание иллюстрации. Также использую  элементы игровой и проектной технологий. Так, с интересом относятся школьники к заданию пересказывать события от лица Насти и от лица Митраши, а затем сопоставить пересказы. Такого рода работы помогает увидеть за внешней стороной сюжета суть конфликта между детьми, особенности их характеров и жизненной позиции.

Значительное место на уроках по изучению эпических произведений занимает беседа в различных ее видах. Серьезное внимание уделяю нравственному потенциалу « Кладовой солнца», пришвинской любви к человеку и природе, его борьбе за правду и добро.

Примерные вопросы для беседы:

  1. Составьте рассказ на тему « Трудовая жизнь брата и сестры»
  2. Какие особенности характера детей были причиной их ссоры?
  3. В чем вы видите ошибки брата и сестры?
  4. Какое место занимает в сказке-были история собаки Травки?
  5. Как показаны в повести взаимоотношения человека и природы?

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» требует большого напряжения, потому что учащиеся воспринимают события и героев как реальные. Это произведение рассказывает детям о добре и зле, об активной борьбе человека за добро. Сюжет рассказа помогает увидеть, как по-разному ведут себя люди в одинаковых обстоятельствах, как от поведения людей зависит исход событий. Сочувствуя благородному и храброму Жилину, пятиклассники учатся воспринимать активное отношение к жизни, верность дружбе, уважение к людям, мастерство труженика. Ученики увидят, что, строя сюжет рассказа, Толстой говорит о единстве основ нравственности у людей разных национальностей, о труде как основе единения. История дружбы Жилина и Дины покажет возможность взаимопонимания людей, разделенных национальными обычаями, языком.

В рассказе И.С Тургенева «Муму» эпизод гибели Муму очень важен по силе воздействия на восприятие учеников. Пятиклассники отвечают на вопрос: когда и почему у Герасима созрело решение самому убить Муму?

Высказывания ребят дают возможность выявить нравственные представления детей, которые объясняют поступок Герасима или его готовностью принять на себя тяжесть страданий Муму, или желанием Герасима доказать всем твердость своего характера.

В беседе выясняется, что Герасим принял решение, когда увидел кричащую злорадствующую толпу, которой он должен был выдать свою любимцу. Герасиму невыносимо тяжело. Это хорошо понимают дети. Но не все из них понимают «меру страданий» Герасима и то, что он сам из двух возможных решений выбрал для себя более трудное. Это вопрос нравственного выбора.

Как должен поступить человек, когда участь близкого фактически решена  и нельзя ничего изменить: отстраниться, уйти подальше, чтобы не мучить себя, или, наоборот, остаться, хотя это и трудно, взять на себя часть тяжелого груза и тем самым облегчить положение друга?

Эта проблема, как и само слово «самопожертвование», становится понятным ученикам на примере поступка Герасима, когда задаю вопрос: о каких нравственных качествах Герасима мы можем судить по его поступку?

Пятиклассники говорят о Герасиме как о человеке сильной воли, на которого можно положиться, честном, прямом, мужественном. Они воспринимают, как вел себя Герасим в период тяжелых жизненных испытаний, приходят к выводу, что такой человек не мог оставить друга в беде. Он предпочел взять на себя всю боль, чтобы Муму не страдала от равнодушия и жестокости людей, чтобы смерть ее была более легкой. Так мог поступить только человек большого сердца.

Раздел «Литературные сказки» в 5 классе всегда заканчиваю сказом П.П. Бажова «Синюшкин колодец». Это произведение позволяет ученикам как  бы выйти за пределы сказочного мира и познакомиться с другим, особым миром реальной жизни. Рядом  с героем здесь сосуществуют реальные герои- смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой или наделенные совершенно противоположными качествами.

Сказ П.П. Бажова требует от юного читателя большого труда ума и сердца. Чтобы вникнуть в глубокий социально-нравственный смысл, который залажен в нем, учащиеся должны оценить по достоинству «уральского волшебника», проникнуться его мудростью. А это возможно лишь в том случае, если пятиклассникам помочь воспринимать ту сложную внутреннюю жизнь героев, которой они живут и которую не так просто осмыслить, как это обычно бывает при встрече с героями других сказок.

Раскрыть замысел автора помогает анализ построения сказа, имеющего два смысловых центра (бабка Лукерья-бабка Синюшка), которые связаны со всеми событиями жизни главного героя-Ильи.

Если от бабки Лукерьи Илья получает в наследство нравственные заветы о том, каким быть, как жить, как трудиться, как ладить с людьми, то бабка Синюшка как бы испытывает его, утвердился ли он в этих жизненных правилах. Воплощением техчеловеческих качеств, которые чужды этим героям сказа, является Кузька Двоерылко – завистливый, хитрый, подозрительный и алчный.

Нравственные принципы Ильи и Кузьки выверяются бабкой Синюшкой, этим фантастическим существом, олицетворяющим могучие силы природы, которая может быть для человека либо благородным другом, либо неумолимым врагом.

Говоря о героях сказа, предлагаю пятиклассникам  представить себя в избе, где живут бабка Лукерья и Илья. Что могут дети там увидеть? Ученик находят художественные детали, которые помогают им ответить на вопросы.  Оказывается, что ни хозяйство, ни живости, ни домашней утвари в этой избе нет. Илья не запирает свою избушку, потому что в ней - нечем-ничего.

Вопрос: действительно ли так нищ Илья, что у него- «ничем –ничего» заставляет ребят невольно встать на защиту героя и доказывать, что он не жалкий нищий, не обездоленный бедняк. Это гордый, независимый, смелый человек, который не променяет  бабкины перья на весь господский прииск. Что же за богатство оставила бабка Лукерья Илюшеньке и почему оно было так дорого ему? Если не обсудить этот вопрос, то многим учащимся бабкин наказ не раскроется во всей своей нравственной глубине.

Важно расшифровать каждый из советов бабки. Что значит « ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь»? Как понимать «худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет»?

По сути, в этих наставлениях выражается  нравственный идеал народа: быть жизнерадостным, сильным, трудолюбивым, непривередливым, не обеднять свою жизнь корыстью и завистью.

Отсюда можно сделать вывод, что воспитание у школьников личностного отношения к художественным произведениям и их героям, активизация их внимания на нравственных проблемах изучаемых произведений – это важная часть того, что составляет проблему нравственного воспитания в школе.

Литература:

  1. Изучение литературы в старших классах средней школы: пособие для учителей/сост. М.В.Жердева.-М., 2007.

  1. Проблемы преподавания литературы в средней школе :пособие для учителя/ Т.Ф. Курдюмова, И.С. Збарский, В.П.Полухина и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.-М., 2008.

  1. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура.- СПб., 2003.

  1. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки.- М., 2003.

Муниципальное бюджтеное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна РТ

Доклад на тему:

«Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения»

Дада Любовь Санчатовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» с.Мугур-Аксы

Август 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нрав...

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся...

«Формирование нравственных качеств обучающихся в воспитательном процессе группы продленного дня».

Главный показатель нравственности человека – его дела, действия, поступки, то, насколько он руководствуется в них моральными критериями, исходит из них при принятии решений. Поведение в соответствии с...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Тема проектной работы: «Формирование нравственных качеств у обучающихся в процессе реализации проекта Гжель»

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное ...