Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся
статья по русскому языку на тему

Шаповалова Елена Александровна

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся.

 Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  Такое воспитание необходимо осуществлять на уроках по всем предметам, в том числе и на уроках русского языка, т.к. языковая личность представляет собою обобщённый образ носителя культурных ценностей. Поэтому её формирование связано со становлением системы ценностных ориентаций учащегося, вклющающей в себя любовь к своей стране и родному краю, уважение семейных начал, бережное отношение к национальной культуре, языку, черт личности нравственного человека. На уроках русского языка идёт большая работа с текстом. Почему приоритетной является именно этот вид работы? Дело в том, что духовно-нравственное развитие в большей мере зависит от окружающей её речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живёт и развивается ребёнок. Работа с текстом позволяет воспитывать свободную личность, наделённую субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом и духовно-нравственном уровне.  

        Но, прежде всего, стоит чётко определиться с понятием нравственности. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений. Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое.  К самим же нравственным ценностям можно отнести следующие качества: правдивость, честность, обязательность, верность, искренность, надёжность, преданность, благожелательность, не причинение людям зла, доброжелательность, не причинение ущерба общественной или частной собственности, совестливость, благодарность, порядочность, справедливость, ответственность за поступки, сотрудничество, терпимость и т.д. Как видно из перечня, нравственные ценности есть не что иное, как стремление проявить высшие, положительные человеческие качества. Живя на таких этических принципах, человек максимально соответствует определённым нормам, которые формируют хорошие межличностные взаимоотношения с другими людьми. Нравственные ценности дают возможность построить социальное общество, в котором практически весь негатив свёлся бы к минимуму.

          Но возможно ли такое воспитание без знаний возрастных закономерностей нравственного развития детей? Каковы же эти возрастные особенности? И как знания об этих особенностях использовать при подборе текстов для работы с текстами на уроках русского языка?

Как отмечал М.С.Выготский, "нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".

Проблема нравственного формирования личности и проблема возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию. Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.

     В младшем школьном возрасте (+5,6 кл.), в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает определённые изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.
Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Для этого возраста желательно подбирать тексты, где давалась бы характеристика тем или иным человеческим качествам. На уроках можно работать с высказываниями о добре, честности, совести и т.д., о языке; с текстами-повествованиями (пр: «Не только радость, но и обязанность» Ю. Дмитриева); интересна работа с притчами (в дальнейшем учащиеся сами пытаются написать притчи); для формирования чувства любви к малой родине использовать тексты Владимирских писателей.  

     Следующий  этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

    В подростковый период у воспитанников формируются собственные нравственные взгляды и убеждения, понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании. Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся их убеждениями. Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности. Но несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления. В этот период желательна работа с текстами проблемного характера, по вопросам которого можно поспорить, устроить дискуссию, направленную на решение не только общей проблемы, но и  индивидуальной; интересна работа по сравнению текстов, когда учащиеся могут выбирать тот или иной вид поведения, аргументируя этот выбор, связывая поступок с качествами личности; учащегося, о проблемах которого знает учитель, можно попросить подобрать тексты для анализа, попросив объяснить, почему именно этот текст он выбрал.  

         В юношеский период  нравственная сфера воспитанника постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку. Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника. У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого.
Т.о., фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущую подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, что позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности, т.е. в ранней юности школьники способны уже принимать решения и делать самостоятельный выбор. У них начинают формироваться свои собственные убеждения. В этот период необходима работа учащихся по созданию собственных текстов (они могут отталкиваться от текстов, которые им даёт учитель для анализа): написание сочинений-рассуждений на нравственные темы, эссе. Через работу с текстами должен расширяться понятийный аппарат старшеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на сайте uchportal.ru "Работа над различными видами техники левой руки с учётом возрастных особенностей учащихся"

Развитие левой руки играет большую роль  как физиологический процесс. Дело в том, что за преобладающее развитие правой руки над левой отвечает левое полушарие гол.мозга. Особенность его в т...

Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.

В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского язык

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского язык...

Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Мониторинг сформированносных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенци...

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»

поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...