Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе

Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.  (краткое содержание)

       Я.А. Каменский подметил, что «читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Так что же такое смысловое чтение? По словарю С.И. Ожегова «смысл – это внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом, а смыслить – это понимать, знать». Тогда смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим текста.

      Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития – речь письменная.  Навык чтения имеет две стороны: техническую и смысловую. Смысловая сторона: - понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: - способ чтения; - темп чтения; - правильность чтения; - выразительность.

     Работа с текстом постоянно ведётся на уроках русского языка: чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т.д.), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (3–5 предложений),  описание пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинения различных жанров).

   Приёмы смыслового чтения помогают педагогу подготовить учащихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ). Экзаменам предшествует итоговое собеседование в 9 классах, в которое и включена проверка умения читать текст, пересказывать, выявляя основное, умение вставить цитату в подходящее  место. Для формирования этих умений можно обратиться к приемам, описанным в работах М.И. Омороковой:

 - восстановление / заполнение пропусков в тексте (клоуз – тест);

 - исправление содержательных нарушений в тексте;

- сопоставление / нахождение сходств и различий слов, текстов;

 - перекодирование информации – например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;

 - «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования;

 - называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);

 - составление списка - множественный выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

 - конспектирование/составление кратких записей;

- деление текста на абзацы;

- составление плана - логическая перегруппировка/восстановление последовательности;

 - заполнение таблицы;

 - верные/неверные утверждения.

    Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д. Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения на уроках литературы:

«Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Чтение с пометками».

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

 «Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

 Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

  Какими навыками смыслового чтения должен овладеть учащийся на уроках литературы?

  • Уметь извлекать информацию из прочитанных текстов;
  • уметь выражать свою точку зрения по определенной проблеме;
  • создавать собственные тексты.

   А как же сформировать навыки смыслового чтения на уроках литературы? Целесообразно определить этапы работы с текстом, который состоит из трёх частей:

1) до чтения (ученики прогнозируют содержание текста)

2) во время чтения (текст читают ученики)

3) после чтения текста (в ходе беседы уточняют позицию автора и идею произведения)

 

     Рассмотрим на примере урока литературы в 8 классе. На первоначальном этапе (до чтения) нужно привлечь внимание к личности и творчеству автора: «А знаете ли вы…», «Представьте себе…».

Например, сегодня мы будем знакомиться с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени».

-Какие ассоциации возникают от названия призведения? (Красота, свежесть, весна, возрождение).  Сирень часто воспринимается как символ великолепия, красоты и возрождения. Считается, что амулет, сделанный из сирени, способен принести девушкам  счастливую семейную жизнь, а мужчинам он может помочь в принятии обдуманных решений.

- Установим связи между словами. Проанализируем символический смысл и попытаемся предугадать, о чём будет рассказ с таким названием «Куст сирени»? (Прием «предугадывания) (О красоте, возрождении, счастье, любви)

               Переходим ко второму этапу - чтению текста.  Исследование по тексту. Читают дети сами.

 - Скажите, пожалуйста, сможем ли мы добавить новые слова в нашу схему?  

-  Герои Николай Алмазов и Вера Определим смысл имен. (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на  светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

-   Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности?  Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

-  Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

-  Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

- Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

- В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

 Предлагаю учащимся составить план рассказа

  1. Алмазов приходит домой.
  2. Молодые супруги посещают оценщика и садовника.
  3. Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

(Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

На третьем этапе работы учащимся можно предложить выделить в тексте ключевые слова, которые помогут сформулировать художественную идею автора, его отношение к героям.

-Как сформулировать основную идею автора? Что мы узнали из рассказа А.И.Куприна?

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

-Согласны вы с высказыванием Л.Н. Толстого? Как мысли Л.Н. Толстого отражены в рассказе? (Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их).

 (Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

-  Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства своей неповторимой красотой, ароматом. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

-Совпало ли наше «предугадывание» в начале урока? ( В чем-то да)

     Целесообразно предложить учащимся творческие задания, например, «Телеграмма» (автору необходимо передать основную идею при помощи телеграммы и составить пять-шесть предложений). Сжатие текста с применением плана. Представьте, что автор решил поделиться впечатлениями и решил описать, но место ограничено (пять-шесть предложений). Какую мудрость передал автор рассказом «Куст сирени»? (SMS-сообщение)

      Навык чтения по праву считается фундаментом всего  образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам

Список литературы

  1. Заморовская Т.С. Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Методическая разработка для 8 класса nsportaL.ru
  2. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников  2005.
  3. Попова Т.С. Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом. nsportaL.Ru
  4. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования. Педагогическая мастерская. Все для учителя. № 10 октябрь 2014.
  5. Сметанникова Н.Н. «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.

В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...

Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»

поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...

Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики

Формирование чиательской грамотности на уроках физики...