Формирование нравственных ценностей в процессе образования
методическая разработка (11 класс) на тему

Майорова Елена Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРАЗОВАНИЯ.

В воспитательном процессе довольно скромное место отводится развитию морально-нравственных качеств, которые являются основой формирования личности. Итак, нравственность, мораль. Какую роль в нашей жизни играют эти признанные всеми людьми добродетели, присущие любому цивилизованному обществу?

Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках.

Нравственный человек, по определению Даля, - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Как известно, основы нравственности закладываются  с детства. Другими словами, ребенок с первых шагов, с пеленок должен учиться различать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Наша задача, как учителя, не только дать представление об основных нравственных  ценностях, но и укрепить учащихся в понимании того, что они  находятся в состоянии постоянного выбора. «Да» - «нет», «добро» - «зло», «буду» - «не буду» и т. д.

Выбор осуществляется на любом уровне, и именно он определяет всю дальнейшую жизнь человека. «Почистить зубы – не почистить?»; «Ударить обидчика – не ударить?»… А в дальнейшем: «Курить – не курить?»; «Работать – не работать?»; «Голосовать – не голосовать?»…

Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения  культуры общества.

Подростки, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Это законы, уставы, приказы, положения Конституции.

Нормы и правила, которые относятся к  сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самого человека. Когда их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем  пример с опозданием. Опоздание на работу  - возможно наложение административного взыскания: предупреждение, выговор. Но когда опаздывает на встречу и другой его ждал,  никаких санкций быть не может, знакомый упрекнет, сделает товарищеское замечание.

Нарушение моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество. Только мораль гуманного и демократического общества способно  развивать  и совершенствовать личность, формировать активную гражданскую позицию.

Лев Толстой говорил, что каждый из нас представляет собою дробь: числитель ее – то, что про нас думают люди, знаменатель – то, что мы сами думаем о себе. Не нужно быть специалистом математиком, чтобы сообразить: чем больше мы будем довольны собой, тем меньшую ценность мы представляем для других. Эту же мысль русский народ выразил в поговорке: «Пустая бочка громче гремит»…

Зачастую внешнее приличие и безукоризненность поведения скрывает страшную сущность безнравственного человека. Один и тот же благородный поступок может свидетельствовать как о глубокой внешней порядочности его совершившего, так и о достаточно подлом холодном расчете.

К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание учащегося определенной системы норм и принципов, а не развитию его нравственного самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне нравственного развития личности.

Развитие нравственного самосознания личности не возможно лишь на основе познавательной деятельности.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром.
Формирование нравственности происходит на всех уроках. И в
этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только
содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,
убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль
отношений учителя и подростков, подростков между собой. Воспитывает себя и сам учащийся, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.

Важным источником его накопления является знакомство учащихся с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между учащимися задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность воспитывать чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания подростков о нравственных нормах, полученные во время экскурсий, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. По итогам экскурсии можно написать эссе, сделать тематические альбомы.

Огромная работа по нравственному воспитанию проводится на уроках хрестоматийного чтения. На таких уроках закладываются основы духовности и нравственности. Это может быть исторический документ (урок истории), правовая задача (основы права), жизненная ситуация (урок обществознания).

Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет читателя задуматься, а эмоции, пережитые во время этой встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель помогает разобраться в поступках, ситуации, проблеме, понять, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт. На уроках могут быть использованы следующие приемы:

                   Беседа. После полученной информации учащимся задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
                             Методика незаконченного рассказа. Учащиеся получают задание, в котором герою необходимо действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Подростков просят представить, что действующим лицом являются они сами и  закончить рассказ, предлагая свои способы поведения,  обосновывая их.

                               Диспут на примере русского народного фольклора, работа над смыслом пословиц и поговорок В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц.

          Один из методов нравственного воспитания в работе классного руководителя - тематический классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя.  При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в группе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации.
По итогам классного часа вместе с учащимися можно выполнить какое-нибудь коллективное творческое дело. Так, к годовщине снятия блокады Ленинграда, было подготовлено мероприятие о жизни простых людей в осажденном городе. Сообщения о каждодневной борьбе, тяготах и лишениях настолько тронули учащихся, что они предложили провести исследовательскую деятельность по дневникам и записям людей блокадного города и сопоставить жителей и защитников.

Другой метод - этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у учащихся этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь подросткам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому учащемуся осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо,
чтобы подростки активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих сокурстников. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих учащихся к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Этическая беседа, требует от учителя
большой душевной близости к детям. Подростки должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру каждого, остерегается прямолинейности, бестактности к формулировке нравственных понятий. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации подросткам. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

В заключении хочу напомнить, что воспитание – это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. А если речь идёт о взаимодействии, учащийся  уже не только объект воспитания. Он субъективно идёт на встречу воспитательным влияниям учителя, он их принимает. А ещё лучше, если учащийся просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации подросток – уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учащихся значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если учитель заботится о выполнении следующих условий:

  1. Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности».
  2. Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
  3. Создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  4. Утверждает радостный, мажорный стиль жизни подросткового коллектива и каждой личности.
  5. Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
  6. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей на основе исторического наследия

обобщающий урок истории в 5 классе "Наследие Древнего Востока" с использованием интерактивной доски, выполнением теста в программе  Power Point...

Статья на тему: "Формирование нравственных ценностей подростков посредством организации их деятельности в школьном временном передвижном музее "Народные промыслы"

Моё выступление на зональном проблемно - тематическом семинаре классных руководителей  - отчёт о работе с обучающимися и создании в школе временного передвижного музея "Народные промыслы Подмоско...

Формирование нравственных ценностей средствами детского музыкального театра

     Проект воспитательной работы через обучения детей в детском музыкальном театре...

Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта...

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся...

Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей

Духовно-нравственное  воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Во...