Главные вкладки

    Статья на тему: "Формирование нравственных ценностей подростков посредством организации их деятельности в школьном временном передвижном музее "Народные промыслы"
    статья (8 класс) на тему

    Маликова Светлана Ивановна

    Моё выступление на зональном проблемно - тематическом семинаре классных руководителей  - отчёт о работе с обучающимися и создании в школе временного передвижного музея "Народные промыслы Подмосковья"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sredi_vseh_cennoste1.docx14.62 КБ
    Файл ekskursiya.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

            Среди всех ценностей, которые мы воспитываем у обучающихся, одной из главных является любовь к народным традициям, поэтому выбор темы проекта является актуальным, ведь главное в работе классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков – найти те формы работы, которые их заинтересуют и помогут пробудить в них любовь к народным традициям, родной культуре, родной речи.                                                                                

    Данный проект позволяет решить следующие задачи:                                                - познакомить обучающихся с народными промыслами Подмосковья;

            - расширить знания по истории родного края;

            - активизировать поисковую деятельность, обучить организации выставок и                 ведению тематических экскурсий по созданной экспозиции.        

    Цель проекта: продолжение изучения истории Московской области, знакомство с                         истоками ремесла в Подмосковье, его развитием и состоянием в настоящее                время.

    Ожидаемые результаты внедрения проекта:

    1. Расширение знаний обучающихся о народных промыслах Московской области.
    2. Проявление творческой и поисковой активности обучающихся.
    3. Развитие интереса к изучению родного Подмосковья. Оказание помощи классным руководителям 1 – 7 классов в проведении тематических классных часов по краеведению.
    4. Пробуждение интереса к творческим профессиям.
    5. Материалы проекта могут быть использованы  классными руководителями для подготовки и проведении тематических классных часов по краеведению, для уроков «Родное Подмосковье».

            Искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками. Это искусство является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

    Список литературы:

    1. Попова Э, Егорова Г. «Художественные промыслы Подмосковья»                                Москва: Издательство «Московский рабочий», 1982 год.
    2. Справочник – путеводитель «Народные промыслы Подмосковья».

    Интернет - ресурсы.



    Предварительный просмотр:

    Экскурсия  «Промыслы  Подмосковья».

    Вступление.

            Земля  Подмосковная  прославлена  не  только  памятниками  архитектуры,  именами  художников,  композиторов,  писателей  и  поэтов,  но  и  людьми – творцами,  которые  стали  символами  русского  народного  искусства.  В  Подмосковье  возникли  и  продолжают  ярко  жить  7  художественных  промыслов:  лаковая  миниатюра  Федоскина,  роспись  подносов – Жостово,  Богородская  резная  игрушка,  расписная  матрёшка – Сергиев  Посад,  Абрамцево – Кудринская  резьба,  фарфор  Гжели,  шали  Павловского  Посада. Мы  познакомим  вас  с  этими  ремёслами.

                                                                                                                                    Русская  матрёшка,  город  Сергиев  Посад.

            Матрёшка – настоящая  русская  красавица.  Румяная,  в  нарядном  сарафане,  на  голове  - яркий  платочек.  Эта  куколка  с  секретом.  Внутри  неё  прячутся  весёлые  сестрички,  мал – мала  меньше.        В  конце  19  века  в  Абрамцево  по  эскизу  художника  Сергея  Малютина  местный  токарь  Звёздочкин  выточил  впервые  деревянную  куколку.  А  когда  Малютин  расписал  её,  получилась  девочка  в  русском  сарафане,  в  платочке,  с  петухом  в  руке.  По  преданию  кто – то,  увидев  куколку,  воскликнул:  «До  чего  же  похожа  на  нашу  Матрёну!»  С  тех  пор  и зовут  эту  игрушку  матрёшкой.                                Матрёшку  сделать  непросто.  Сначала  нужно  выточить  из  дерева  заготовку,  чтобы  ни  сучка,   ни  трещинки  не  было.  А  начинает  мастер  работу  с  самой  маленькой  матрёшки.  Яркими,  весёлыми  красками  художник  распишет  матрёшек,  словно  оденет  их  в  нарядные  одежды.  На  голове  матрёшки  обязательно  платок,  волосы  зачёсаны  на  прямой  пробор.  Одета  матрёшка  непременно  в  русский  сарафан  с  фартучком.                                                                                                        Усадьба  Абрамцево  рядом  с  Сергиевым  Посадом,  который  издавна  славился  мастерами – игрушечниками.  Вскоре  и  сергиевопосадские  мастера  тоже  принялись  делать  матрёшки.  Эта  игрушка  стала  одним  из  символов  России.                                                        А  кому  игрушки  надо?!                                                                                Детям  радость  и  услада!                                                                                К  взрослым  счастье  и  покой                                                                        В  дом  придут  с  такой  семьёй!                                                                        Это  вам  не  Чупа – чупс!                                                                                Развивайте  русский  вкус.                                                                                Каждая  матрёшка                                                                                        Загадочна  немножко.

    Богородская  резная  игрушка.

    Недалеко  от  города  Сергиев  Посад  расположено  село  Богородское.  Известно,  что  богородские  игрушки  дарил  своим  детям  Пётр  1.  По   преданию,  сам  основатель  монастыря  Сергий  Радонежский  вырезал  из  дерева  игрушки  и  одаривал  ими  детей.                Вырезали  игрушки  из  ольхи,  липы,  осины.  Выберет  мастер  подходящее  полено,  расколет  на  несколько  частей – «балбешек»,  и  пошла  работа.  Вот  почему  в  старину  богородских  резчиков  называли  «балбешниками».  Инструмент  у  мастеров  нехитрый:  топорик,  пила,  набор  стамесок  и  острый  ножичек  с  треугольным  скосом.  Его  так  и  называют  - богородский  ножик.                                                                Выделяют  два  вида  игрушек:  скульптурные  и  движущиеся.  Вот  перед  вами  медведи  и  зайцы,  скачущие  кони  и  нарядные  барышни,  бравые  гусары  и  крестьяне,  сказочные  герои,  озорные  ребятишки – всего  и  не  перечислишь.                                                        Посмотрите,  как  стройна                                                                                Богородская  резьба,                                                                                Деревянные  фигуры                                                                                Мастер  вылепил  с  натуры!                                                                        Это  вам  не  безделушки!                                                                                Настоящие  игрушки!                                                                                А  какое  выражение                                                                                        И  прекрасное  движение!

    Жостово.

            Поднос – необходимая  человеку  вещь,  известная  с  давних  пор.  Он  удобен,  когда  надо  поднести  к  столу  угощение,  особенно  горячие  блюда.  На  подносы  ставили  самовары,  чайники  и  кофейники.                                                                Возникло  производство  подносов  в  середине  18  века  на  Урале.  Позднее,  в  первой  половине  19  века,  подносы  стали  производить  в  деревнях  Московской  губернии – Жостове,  Троицком.   У  жостовских  мастеров  самобытный  художественный  стиль.  Сюжеты  росписи – цветочные,  растительные  орнаменты,  бытовые  сценки  из  народной  жизни,  пейзажи.  Особо  любимы  жостовскими  мастерами  букеты  цветов.  Какие  они  всегда  свежие,  яркие,  прекрасные!                                                        Разнообразна  форма  подносов,  а  также  их  фон.  Борта  подносов  украшают  золотым  замысловатым  орнаментом.  Пишут  жостовские  художники  масляными  красками,  мягкими  беличьими  кисточками.  Во  время  работы  художник  держит  поднос  на  колене  и,  когда  необходимо,  поворачивает  его.  Рука  с  кистью  опирается  на  деревянную  планочку,  лежащую  поперёк  подноса.  Жостовские  подносы  с  цветочной  росписью  пользуются  большой  популярностью  в  нашей  стране  и  за  рубежом.                                                                                                                        Подходите!  Посмотрите!                                                                                Краем  глаза  вы  взгляните!                                                                        На  металле  яркий  цвет,                                                                                Сочный,  праздничный  букет!                                                                        Эй,  не  зевай!                                                                                        Прямо  перед  носом -                                                                                Дивные  подносы.                                                                                        Красок  разноцветье -                                                                                О  весне,  о  лете!

    Гжель.

            В  шестидесяти  километрах  от  Москвы  находится  старинный  гончарный  край,  который  во  все  времена  был  богат  глинами.  Население  его  с  давних  пор  занималось  изготовлением  глиняной  посуды.  Гжель – один  из  старейших  центров  народного  керамического  искусства.                                                                        С  середины  18  века  гжельские  мастера  освоили  производство  майолики  с  многоцветной  росписью  по  белому  фону.  Майолика – это  изделие  из  обожжённой  глины,  покрытое  прозрачной  и  цветной  глазурью.                                                        В  19  веке  на  смену  майолики  пришли  новые  материалы:  фарфор  и  фаянс.  Со  временем  стала  преобладать  роспись  синим  кобальтом  по  белому  фону.  Кистями  разной  величины  длинными  и  короткими  мазками  гжельцы  создают  гамму  до  30  оттенков  синевы. Расцветают  удивительные  синие  розы  и  другие  цветы  сказочной  красоты.  Фарфор  Гжели,  украшенный  нарядной  синей  росписью,  любим  не  только  в  нашей  стране,  но  и  далеко  за  её  пределами.                                                                                        Молоко  и  лёд!  Кто  возьмёт?!                                                                        Ягоды,  цветы  дивной  красоты!                                                                        Предлагаем  каждому                                                                                Посуду  очень  важную!                                                                                Подходи,  народ,  не  зевай!                                                                        Торопись,  народ,  занимай                                                                                Очередь  за  чашками,  супницами,                                                                Вазами  с  цветами  искусными!

    Платки  из  Павловского  Посада.

            Узорные  платки  и  шали  носили  на  Руси  и  в  городах,  и  в  деревнях.  Издавна  по  народной  традиции  платок  был  самым  желанным  подарком.  Это  не  просто  головной  убор,  а  символ  любви  и  красоты.                                                                Первая  фабрика  по  художественной  росписи  ткани  была  основана  в  1812  году  крестьянином  С. Лобазиным  в  селе  Павлово,  в  дальнейшем – Павловский  Посад.  В  Павлове  шумели  богатые  ярмарки.  Приезжали  сюда  за  товаром  из  дальних  уголков  Московской  губернии.  Торговали  тканями,  хлебом,  посудой  и  знаменитыми  набивными  павловскими  платками.  Платки  яркие,  нарядные – глаз  не  отвести.          Красные  розы,  букеты  полевых  цветов,  зелёные  листья  и  травы  сплетаются  в  узоры – и  всё  это  на  разноцветном  фоне:  чёрном,  белом,  красном,  золотистом,  коричневом.  Есть  платки  с  кистями,  с  бахромой,  большие  и  поменьше.  Всем  павловские  платки  к  лицу.                                                                                                                А  почему  их  называют  набивными?  Искусство  набойки  стало  популярным  способом  украшения  ткани  в  19  веке.  Рисунок  наносится  на  ткань  при  помощи  специальных  деревянных  печатных  досок  с  вырезанным  рельефным  узором.  Такие  печатные  доски  называются  «манеры»  или  «цветки».  Приложит  мастер  ткань  в  нужном  месте  да  ещё  постучит,  побьёт,  чтобы  краска  на  ткани  с  печатной  доски  лучше  отпечаталась.  Вот  так  и  возникло  название – «набойка»,  набивная  ткань.  Выполняют  такую  работу  лишь  настоящие  мастера.                                                        Настоящая  слава  к  павлопосадским  платкам  и  шалям  пришла  во  второй  половине  19  века.  В  наши  дни  «разрисовывать»  платки  помогают  специальные  печатные  машины,  используется  способ  фотопечати.                                                                        Это  вам  не  просто  шали!                                                                                Это  Подмосковья  дали!                                                                                Каждый  в  красоте  такой                                                                                Будет  чуточку  другой!                                                                                Как?  Вы  до  сих  пор  не  знали?                                                                        Про  прекраснейшие  шали?                                                                        Подходите,  примеряйте                                                                                И  на  праздник  надевайте!

    Федоскинская  лаковая  живопись.

            Село  Федоскино  Московской  области – родина  русской  лаковой  миниатюры.  Лаковая  живопись  возникла  здесь  в  конце  18  века,  когда  купец  Коробов  основал  в  селе  Федоскино  производство  расписных  шкатулок  из  папье – маше.  Папье – маше  изготавливается  из  бумажной  массы,  клея,  мела,  гипса.                                                Отличалась  федоскинская  лаковая  живопись  оригинальной  тематикой,  своеобразной  техникой  исполнения  и  высоким  художественным  мастерством.  Темами  миниатюр  были  сценки  из  жизни  крестьянского  быта:  катание  на  тройках,  чаепития,  хороводы.  Нередко  мастера  воспроизводили  картины  русских  художников.                        Ассортимент  изделий  народных  мастеров  Федоскина  широк  и  разнообразен.  Это  различные  по  форме  шкатулки,  коробочки,  настенные  декоративные  панно,  тарелки,  крышки  для  альбомов,  записных  книжек,  украшения,  сувениры.

                            Подходите!  Поглядите!                                                                                Краски  яркие  купите!                                                                                Настроение  цвета  возьмите,                                                                        Красоту  рисунка  оцените!                                                                                Радует  богатством  и  весельем,                                                                        Свежим  и  весёлым  настроением!                

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

    Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

    Презентация. Тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства ".

    Презентация студентки 223 группы   АПК  Паненковой Елены на тему  "Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства "...

    Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

    Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

    Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"

    Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

    В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

    Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

    Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...