Главные вкладки

    Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет
    методическая разработка по музыке

    Сорокина Татьяна Николаевна

    Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творчества.

    Каждый ребенок имеет полное право жить, любя и понимая настоящее искусство, ощущая красоту жизни и гармонию мира. Не должна уйти в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

     

    Воспитание души – главный результат работы со школьниками.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_ped_sovet.docx23.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

     Творчество — момент создания будущего в настоящем.

    Джон Денискар

    Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.

    Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому духовно - нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

     Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.

     Поэтому: — урочная и внеурочная и деятельность должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Урок нельзя разграничивать на различные виды деятельности, нет главного среди них, все подчинены единой цели: формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

     Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитать Человека. Через музыку влиять на внутренний мир ребенка, его нравственность, духовное начало. Своей любовью к музыке «заразить» всех местных ребятишек.

    На протяжении уже многих лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребенок шел на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление к творчеству?  

    Радость познания –   важная составная часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. В этом я вижу большой прогресс в музыкальном образовании  школьников , а огромную помощь в этом начинают оказывать современные технологии:

    — информационно-коммуникативные технологии;

     — технология критического мышления;

    — метод интегрированного урока;

    По моему мнению,  урок музыки, это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах.

    Например:

     По программе Критская , Сергеева , Шмагина

    — Во втором классе предлагаю на минутку закрыть глаза, представить себе мамино лицо и послушать, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая и красивая,  как мама. Прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. На уроке дети сочиняют, поют и укачивают свою любимую игрушку, потом дома исполняют маме, это становится отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому они прикоснулись. Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии.  Слушая  во 2 классе "Утреннюю молитву" и "В церкви"  П. Чайковского из "Детского альбома", дети воспринимают интонационно - образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

    – В четвертом классе после знакомства с жанром «Частушки» перед учащимися ставится вопрос: «Используется ли этот жанр в наши дни?» Получив положительный ответ, предоставляется возможность создать современную частушку на близкую им тему (о школе, об учителях, о маме, ) или начало частушки даю сама, а продолжают дети. И конечно исполнить свою частушку, аккомпанируя на музыкальном инструменте ( бубен, маракас, румба, ложки,)

    В начальной школе с огромным удовольствием проходят игры

     « Дождик», « Лесные голоса», « Его величество – Ритм»,

    « Открой сундучок»

    ( используются картинки муз. инструментов, композиторов).

    — В пятом классе с огромным увлечением и интересом проходят уроки, посвященные военной тематике: «О подвигах, о доблести, о славе…»,

    знакомство с оперой С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» с чтением отрывков из книги Б. Полевого и просмотром кинофрагментов из одноименного фильма, слушание масштабного произведения Седьмой Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича.

    Слушая «Богатырскую симфонию» Бородина, хор «Славься» Глинки, симфонию №4 Чайковского, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые.

    В старших классах использую задания творческого характера, при выполнении которых учащиеся должны опираться на накопленный опыт предыдущих лет, пробуют сами рассуждать, анализировать, сопоставлять. Это сочинения – размышления на темы: «Звучит нестареющий Моцарт!», «Поют барды», «Великие наши «современники», «Чудесное воздействие музыки», «Современна ли музыка Баха? составление кроссвордов на изученную тему, групповая форма работы, как создать или подобрать сказку, где живут ноты.

    Главное для достижения положительных результатов должны быть продуманы и взаимосвязаны – урочная и внеурочная деятельность, цель и задачи, содержание и структура, средства и методы. Для успешного решения задач музыкального воспитания требуется глубокое изучение произведений, их отбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их музыкальной подготовкой.

     Музыкальная работа состоит из двух  взаимозависимых и взаимосвязанных блока: - учебная деятельность; — внеурочная деятельность..

     1. Учебная деятельность на уроках музыки включает следующее: разработка и защита учебных проектов, рефератов, музыкальная викторина, предметная неделя «Музыка» и изобразительное искусство Точеная Н.Л. , интегрированные уроки, выставки, конкурсы. 

      2. Внеурочная деятельность: тематические классные часы,  патриотической песни, праздники, литературно-музыкальные композиции,  утренники.

    Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой, духовно – нравственной  личности. Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

    Результатом совместной, творческой деятельности учителя и ученика в духовно – нравственном воспитании  являются грамоты, дипломы благодарности. Но, самой высшей оценкой в данном направлении будет являться жизнь. 

    «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям  тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени»

    Главная цель учителя музыки     не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно духовно – нравственного, эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

    Подводя итог своего выступления хочу ещё раз сказать, что начинать духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому в школе на уроках музыки, внеурочной  деятельности,  мы можем предоставить всем детям равные возможности для изучения музыкального искусства, которое обогатит их разум и душу.

    Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творчества.

    Каждый ребенок имеет полное право жить, любя и понимая настоящее искусство, ощущая красоту жизни и гармонию мира. Не должна уйти в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

    Воспитание души – главный результат работы со школьниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

    Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

    «Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

    В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

    Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...

    Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...