Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
статья по биологии на тему

В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При этом воспитательное воздействие каждого учебного предмета имеет свою специфику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рау А.А., учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ № 118»

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    В современных условиях развития общества сложно привить школьникам любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина-патриота. По мнению современных учёных, патриотизм имеет три составляющие: глубинное принятие страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, школе, семье. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Это сложная и длительная работа.

   Меня, как и любого учителя, волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы.

   Большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств школьников заложены в содержании всех учебных дисциплин: истории, литературы, обществознании, биологии, географии и других. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание обучающихся. При этом воспитательное воздействие каждого учебного предмета имеет свою специфику.

   В практике своей работы патриотическое, гражданское воспитание школьников осуществляю посредством повышения воспитательного потенциала урока. В частности, на уроках биологии мы ведём разговор о великих отечественных учёных и государственных деятелях, внёсших вклад в развитие биологии и медицины, об их главных достижениях и открытиях. Такие уроки положительно влияют на результативность знаний обучающихся, на развитие учеников, как личности, носят воспитательный характер.

   Цель: формирование патриотических и гражданских качеств личности обучающихся посредством изучения жизни и деятельности великих отечественных учёных и государственных деятелей.

   Для реализации поставленной цели выдвигаю следующие задачи:

-подготовить подборку материала и создать копилку мультимедийных презентаций о вкладе отечественных учёных и государственных деятелей в развитие биологии и медицины;

-реализовать данный материал в системе уроков;

-систематизировать данный опыт.

   При изучении микробиологии знакомимся с работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что Зинаида Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных опытов, подвергая свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это опасный для жизни опыт с самозаражением, который она проводила на себе, изучая холерные вибрионы. Врач Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной чумой. При изучении «Болезнетворных бактерий» знакомлю обучающихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С.Самойлович, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Мамонтов. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой врач И.В.Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путём многих страданий, настоящего человеческого счастья, на земле, такого прекрасного, что за представление о нём можно отдать всё, что есть личного, и самую жизнь». А вот последняя, предсмертная телеграмма И.А.Деминского: «Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные культуры. Записи все в порядке. Остальное

расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский.»

   Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь в районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты, опасные для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие моменты на уроке воспитывают у детей чувства протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес, благодаря таким подвигам учёных.

   При изучении темы «Вегетативное размножение растений» мы знакомимся с выдающимся украинским поэтом и художником Т.Г.Шевченко, который находясь в ссылке (крепость Новопетровское) был лишён права писать и рисовать, тогда он, используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы в безводной степи возник чарующий оазис. Это своего рода подвиг великого поэта. Обсуждаем с учениками, какой способ размножения использовал в своей работе Шевченко.

   Изучая тему «Распространение плодов и семян» знакомлю школьников с известным учёным-астрономом Н.А.Морозовым. Он был многие годы заточён царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. За короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов маленьких, хилых растений, которые росли в тюремном дворике для гербария. Среди них были рябина и смородина. Обсуждаем с ребятами, как попали в тюремный дворик эти растения.

   При изучении злаковых культур рассказываю детям о подвиге учёных ВИРа в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись ВИРа: Д.С.Иванов – хранитель риса, А.Г.Щукин – хранитель масличных культур, Л.М.Розина – хранитель овса…

   Изучая жизненную ёмкость лёгких, и подчёркивая, что особенно велика она у людей, занимающихся спортом,  знакомлю ребят с подвигом спортсмена Шаварша Карапетяна, спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров, рухнувшего с моста троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.

   Эти и многие другие исторические факты из жизни выдающихся людей имеют большой воспитательный потенциал. Они способствуют активизации гражданской позиции подрастающего поколения, сохранению и развитию патриотических чувств, утверждению в сознании молодёжи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, воспитанию уважения к историческому прошлому России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности

Выступление: Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности....

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры

Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного пот...

Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Приемы развития исследовательской культуры обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...