Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры
статья

Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного потенциала школьника .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_duhovno-nravstvennyh_tsennostey.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»

Дашиева Д.Н..,

учитель МАОУ СОШ № 19 г. Улан-Удэ

   Социально- политические изменения в российском обществе связаны с переходом от культуры общественных отношений, базирующейся на приоритете коллективных прав, к культуре, свойственной демократическому обществу, основанной на признании прав и  свобод каждого человека, что в свою очередь требует изменений ценностных ориентиров в сфере культуры и образования.    Уникальные особенности народов, их вековые традиции и обычаи, история и культура являются факторами, позитивно влияющими на развитие личности и общества в целом. «Знание ценностей национальной культуры повышает уровень общекультурной образованности школьников, содействует формированию основ социокультурной компетенции»1. Поэтому важна реализация системы воспитания и образования в школе на основе этнопедагогики.

    Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой школой проведения  ежегодной  республиканской ономастической конференции школьников. В течение последних 3 лет в школе проводится  республиканский семинар по ономастике для учителей республики.  В  2010г. школе присвоен статус центра этнокультурного образования (национального) образования Лаборатории этнопедагогики ПИ БГУ.  С 2011 г. школа стала  республиканской стажировочной площадкой по теме «Поликультурное и межконфессиональное образование школьников».   В 2007 году школа стала победителем республиканского  конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, и с 2007 года в школе  внедряется   инновационный образовательный  проект «Создание центра национальных культур народов Бурятии».       В рамках данного проекта мной была разработана программа элективного курса по истории Бурятии «Дух предков - Угайм сүлдэ», основанная на культуре, традициях и обычаях  бурятского народа, для учащихся 7 класса, рассчитанная на 36 часов.  Данная программа  расширяет и   углубляет стандартную программу по истории Бурятии.

Цель программы – формирование и развитие духовно- нравственных качеств личности на основе этнопедагогики

Задачи:

-изучение национальной культуры бурят в вариативной части содержания программы  в 7 классе.

-погружение в культурную среду коренных народов Бурятии и творческое взаимодействие со студентами ВСГАКИ, ПИ БГУ, учащимися школ - партнеров.

-создание образовательной среды – среды диалога национальных культур народов, проживающих на территории Бурятии, на уроках.

Программа состоит из 3 модулей:

 «Душа Байкала». Традиции и обычаи бурят. Этические нормы и правила поведения.

 «Алтан соёмбо». Изобразительная деятельность. Художественно- прикладное творчество и ремесла. Народные танцы. Бурятский фольклор. Национальная кухня.

«Аршан» (экология человека). Национальные виды спорта и народные игры. Народные праздники. Жилище бурят.

  Разработка и апробирование модели целостной интегрированной среды обучения, соответствующей целям формирования духовно- нравственного потенциала  личности на основе ценностей и идеалов традиционной бурятской культуры является базисом программы «Дух предков».

 При составлении программы большое внимание было уделено таким принципам отбора содержания этнокультурного образования как:

-обучение на доступном для учащихся требований и сложности учебного материала,

 -принцип природосообразности, принцип диалога  культур,

-учет этно - психологических особенностей воспитания и понимания, памяти и мышления детей бурятской и другой национальности,

-учет сформированности познавательных интересов, склонностей,  запросов.

   Рациональная, духовно обоснованная и наполненная система воспитания ребенка была большим достижением традиционной культуры бурят. Традиции бурятского народа составляют одну из важнейших частей трудовой подготовки детей, решая задачи нравственного, физического, эстетического воспитания и умственного развития. Традиции, познания и опыт, складывающиеся веками, передавались из поколения в поколение.  Педагогический потенциал этнопедагогики должна естественно и органично войти в повседневную жизнедеятельность учащихся, стать необходимым элементом практических дел, удовлетворения их познавательных, эстетических,  и иных потребностей, осмысления различных сторон общества.

  Критериями  отбора содержания уроков для включения в учебный процесс являются:

-знания о сущности национальной культуры как целостной системы,

-предметная ассоциативная основа для целостного восприятия национальной культуры,

-умение выделять характерные черты ее элементов и соединять их в единую целостную систему распознавания объектов и явлений национальной культуры,

-социально- адаптивная функция (находит свое проявление в привыкании  человека национально- специфическим особенностям жизнедеятельности народа )

-способность приобщения к национальным традициям и обычаям,

-миропонимание с позиций национальных традиций.

  Социально-адаптивная функция является одной из ведущих в нравственном развитии школьников. Она отражает действие принципа исторической преемственности явлений национальной жизни, обеспечивает передачу опыта,  знаний, традиций народа. На  примерах нравственных ценностей социально- адаптивная функция формирует у детей умения и навыки использования содержательного аспекта в жизни, складывается эмоционально- ценностное отношение к родному народу, краю, семье, культуре. В связи с этим происходит развитие способностей у учащихся вырабатывать собственные суждения и взгляды на вопросы становления и развития национальной культуры, формирование побудительного мотива духовно- практического усвоения  ее элементов, развитие творческой индивидуальности личности на основе опыта народных традиций, формирование чувства гордости и принадлежности к данному этносу.

   Способность миропонимания и осознание своего места в социальной и природной среде при обучении призваны решать задачи формирования нравственных и эстетических качеств личности, убеждений, взглядов, оценочных суждений по вопросам национальной культуры, формирования поведенческих норм, правил, присущих народу данной культуры. В учебно - воспитательном процессе функция миропонимания проявляется в гуманистической направленности содержания образования, в средствах и приемах обучения, а также в постановке целей обучения.

   Создаваемый образ творческой этнокультурной личности- это культурная, духовно- нравственная личность, обладающая интеллектуальной, социальной, духовной и деятельностной активностью, гибкостью, широтой и целостностью мировоззрения, национальным самосознанием и ментальностью, научно- практическими этнознаниями, этноумениями и толерантным этническим поведением, коммуникативными умениями и навыками. Физически и психически здоровый и активный человек, способный самостоятельно решать возникающие проблемы, позитивно и продуктивно мыслящий, строящий свою жизнедеятельность, как творческое созидание мира, миропреобразование.  

   Обучение детей по программе «Угайм сYлдэ» способствует воспитанию многих ценных качеств личности ребенка- национальное самосознание, чувство национального достоинства, национальный колорит, особенности менталитета, т.е. все, что называется харизмой, индивидуальностью, характером. Об этом свидетельствуют динамика достижений обучающихся в области духовно-нравственного воспитания и динамика учебных достижений обучающихся в изучении бурятского языка

   Достижению хороших результатов способствует не только содержание обучения, но и те эффективные методы и приемы обучения, которыми владеет учитель. Современный урок требует продуктивных результатов, ориентирует на социальный заказ потребителей, т.е. учащихся, родителей, общества. Исходя из современных требований к уроку, понимая задачи воспитания человека, гражданина, творца, интеллектуально и духовно богатой личности, в своей педагогической системе использую элементы технологии «Творческие мастерские»,  где очень важен принцип завершенности или ориентации на высшие конечные результаты. Технология предполагает создание продукта, например,  изделия из бисера, бумаги, ткани, создание   рисунка, концепта текста или видеопроекта по теме. Деятельностный подход осуществляется на основе интеграции уроков бурятского языка с уроками технологии, ИЗО, оригами, информатики. Например, изучая тему «Буряад угалзанууд»  на интегрированном истории и технологии, учащиеся создают конечный продукт – ковер- аппликацию из орнаментов,       создают модель бурятских гуталов, разукрашивая бурятским орнаментом.

  Интеграция уроков истории и информатики состоит в создании видеопроектов. Работа по созданию видеопроекта состоит из 4 этапов и предполагает самостоятельность, деятельность, результативность:

  • постановка проблемной ситуации, формирование групп
  • сбор и обработка материала
  • презентация материала
  • рефлексия. Обсуждение результатов

   По подходу к ученику осуществляется личностно - ориентированное обучение, педагогика сотрудничества. Это сотрудничество не учителя и ученика, а деятельность равных.

Описание урока по созданию видеопроекта «Бурятская юрта»

   Цель проекта: создать видеообраз  бурятской юрты, ее внутреннего убранства, позволяющий ощутить «философию» бурятского жилища, а не только услышать и увидеть. Функция учителя заключается в следующем:

в создании условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность,

в стимулировании действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечении эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создании ситуации успеха, поддержании общего позитивного эмоционального фона,

в проведении экспертизы результата с детьми.  

     Класс делится на 3 группы по интересам:

1 группа – историки - этнографы подбирают тексты, рисунки, картинки, иллюстрации, фотографии. С группой проводится исследование научно - познавательных текстов- описаний, отрывков произведений бурятских авторов, анализ текста, средств выразительности речи, уточнение лексического значения непонятных слов.

2 группа - аниматоры. Обрабатывают рисунки, моменты анимации, создают фоны, спецэффекты, создают странички презентации с построчным сопровождением при необходимости.

3 группа - чтецы и музыкальные редакторы. Звуковое сопровождение фильма, нахождение нужной интонации, темпа, скорости, громкости для передачи внутреннего состояния.  Подбор музыкального фона, соответствующей основной идее фильма.

    Видеоряд был создан  по принципу достоверности. Результат - видеопрезентация  «Бурятская юрта», творческий продукт урока, который более осознанно, ощутимо, понятно, эмоционально раскрывает тему урока. Первая продукция интегрированного урока  включал всего несколько кадров, но явилось синтетическим выражением народной мудрости, многовекового уклада жизни бурят, философии жизнедеятельности. Самостоятельно разработанные и изготовленные видеопродукции от идеи и до ёё воплощения являются результатом творческой деятельности учащихся. В центре этой деятельности  жизненный  опыт учащегося, его творческие способности, личная заинтересованность в конечном результате.  Такая деятельность предполагает взаимообогащающее участие учеников,  учителей - предметников.  

   Мотив - основа любой деятельности. На первом этапе предстоящая деятельность должна быть привлекательной, желанной для учащихся.  Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учеников: «я делаю все это для того, чтобы … Это мне необходимо». Когда ребенок видит нарисованными свои замыслы, напечатанными свои стихи, иллюстрации, свой сценарий воплощенным, это позволяет ему оценить свои возможности и представить своё ближайшее будущее.

   Диалог - неотъемлемая часть бытия. Жить значит участвовать в диалоге. Диалог - и цель, и результат, и содержание образа. Следуя принципу коммуникативной направленности «оречевленности упражнений» (Пассов Е.И.), я считаю, важно использование реального общения  на уроках в форме диалога, монолога. Обучение диалогической и монологической речи начинается с первого года изучения истории Бурятии на основе небольших тематических диалогов и учебных текстов,  а также  адаптированных аутентичных текстов. Завершающим этапом работы  над диалогом является  «самостоятельное включение детей в диалогическую речь».1

    В последние годы в обучении стали применять информационно - коммуникационные  технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

    Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. При использовании компьютерных технологий нужно помнить о соблюдении здоровьесберегающих условий, о целях использования ИКТ, все презентации, слайды должны быть эстетично оформлены и к месту.

    Использование на уроках информационно - коммуникационных технологий способствует эмоциональному восприятию учебного материала.  Разработаны уроки -

презентации по темам: «Бурятский орнамент», «Одежда бурят», «Традиционные ремесла бурят», «Бурятская юрта», «Нравоучения наших предков» и другие.

    Ролевые игры, уроки - экскурсии, урок - спектакль помогают приблизиться к пониманию культурных ценностей. Например, урок - экскурсия по волшебным  сказкам. Выбор произведения -  добровольный. После чтения сказки проходит блиц- конференция: кто что прочитал, что понравилось, что нет, почему. При подготовке к экскурсии каждая группа получает консультацию учителя, выбирает свой уголок в классе. Урок начинает учитель. Доска оформлена иллюстрациями к бурятским сказкам, цитатой «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Экспозиция по сказке содержит около 12 экспонатов, сделанных из пластилина, теста, бумаги, нарисованные учениками и их родителями реквизиты сцены сказки. Цель подобной  экскурсии в большей степени воспитательная – донести огромный нравственный  заряд этих сказок до ребячьих сердец, вдохнуть в них желание самим стать чудотворцами. Форма организации уроков - экскурсий, уроков - спектаклей представляется перспективной: дает волю для творчества и ученику, и учителю. Любая художественная деталь, материализовавшись, останется в памяти и всплывет в нужный момент, рождая ассоциации.

   Т.о. использование элементов передовых педагогических технологий как: творческие мастерские, личностно - ориентированное обучение (З. Якиманская), проектная технология, ИКтехнология, игровые технологии способствуют эффективному изучению культуры народов Бурятии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности

В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педаг...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...