Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
по литературе (9 класс) на тему

Белозерова Елена Александровна

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx89.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

 «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГБОРУ ДПО «ВГАПК и ПРО»)

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания

Обобщение педагогического опыта

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО КОММЕНТАРИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ»

Автор опыта:

Белозерова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кременская СОШ»

Клетского района Волгоградской области

E-mail: eabelozerova@yandex.ru

Телефон: 89047530829

Волгоград

2013-2014 учебный год

Раздел 1. Справочно-информационный.

  1. Тема опыта:«Роль религиозно-философского комментария

на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников».

  1. Автор опыта: Белозерова Елена Александровна.

  1. Должность: учитель русского языка и литературы МКОУ «Кременская СОШ».

  1. Место функционирования опыта: МКОУ «Кременская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области.

  1. Разновидность опыта в зависимости от новизны:эвристический.

  1. Опыт представлен следующими материалами: настоящим описанием, приложениями, разработанными автором опыта.

Раздел 2. Технологические сведения об опыте.

Актуальность опыта определяется тем, что сегодня особое значение придается духовно-нравственному воспитанию личности.В Стандартах нового поколения  существенное место занимает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой выделяются: национальный воспитательный идеал, цели и задачи воспитания школьников  в соответствии с духовно-нравственным развитием граждан России, ценностные установки обучения и воспитания, система воспитательной работы, управление воспитательным процессом и т.д. [Данилюк 2009: 10-20].Современное российское образование нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности; нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Процесс образования  понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Реализация духовно-нравственного компонента, обозначенного в  новых государственных образовательных стандартах, предполагает преподавание религиозно-культурологических и философско-религиоведческих курсов. «Для этого, – отмечается в  Стандартах,  - воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и т.д.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота» [Данилюк 2009: 10-20].В этих условиях неоценима роль литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни человека.

Сегодня возрастает интерес общества и современной филологической науки к духовно-нравственным, религиозным аспектам творчества писателей ХIХ, ХХ и ХХI столетий. В наш век утраты нравственных ценностей, дегуманизации, кризиса личности, наступления постмодерна, глобализации важно сохранить лицо русской литературы, представленное лучшими образцами поэзии и прозы.

   Русская литература насыщена библейской образностью, религиозной проблематикой, этнографическими мотивами.  Используя знания православной культуры  для религиозно-философского комментария на уроках литературы, ученики   более разносторонне, полно смогут подойти к анализу идейно-тематического своеобразия произведений русских писателей. Без религиозно-философского комментария невозможно ни полноценное восприятие самого текста, ни воспитательное его воздействие на учащихся. Использование комментария на уроках литературы помогает, по мнению Г.А. Гуковского «высвободить идеологический заряд, содержащийся в этом произведении» [Гуковский 2000:  70].

Религиозные образы и мотивы буквально пронизывают все жанры мирового искусства. Большинство проблем человеческой нравственности было впервые поставлено именно в рамках религиозно-философских исканий. Знакомство  с христианскими ценностями, взглядами, выраженными в произведениях русских классиков, наверняка заставит школьников задуматься над существенными вопросами своего личного бытия.

К тому же  межпредметные  связи уроков литературы и ОПК помогут школьникам подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Самые трудные тексты для анализа  – это тексты о культуре, нравственности, добродетелях, вечных христианских ценностях. Ребятам не хватает элементарных знаний по культурологии. У школьников явно недостаточный запас слов духовно-нравственной лексики. Использование религиозно-философского комментария на уроках литературы помогает решить эту проблему.

Целевое предназначение настоящего опыта состоит в разработке содержания религиозно-философского комментария и определении его роли в процессе формирования духовно-нравственных ценностей девятиклассников на уроках литературы.

Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:

  • Разработать алгоритм использования религиозно-философского комментария на уроках литературы и научить его применять.
  • Развить умения поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, систематизации и обобщения.
  • Способствовать осознанию и принятию духовно-нравственных ценностей, выраженных в произведениях художественной литературы; определению собственной нравственной позиции, взгляда на окружающий мир.

Педагогические средства:

Создание проблемной ситуации, побуждающей к решению ценностной задачи; Библия в печатном и электронном вариантах, тексты художественных произведений, словари и справочники, персональный компьютер, выход в сеть Интернет.

Технология работы:

В основе технологии лежит использование межпредметных связей учебных предметов «литература» и «основы православной культуры». Чтобы создать ситуацию применения межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести внешний структурно-логический анализ содержания названных учебных дисциплин.

     Этот анализ необходим для определения степени перекрываемости содержания тем предмета ОПК с содержанием изучаемой темы по литературе и для выявления «опорных» межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть глубину идейного содержания изучаемого произведения.

Первый шаг.Прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо определить  круг тех произведений, в процессе анализа которых нужно применить религиозно-философский комментарий. Критериями отбора этого круга произведений являются:

  1. значимость произведения для воспитания духовно-нравственных ценностей, выражения основополагающих идей христианского мировоззрения;

  1. наличие в тексте понятий, образов, реалий религиозно-философского содержания, без комментария которых учащимся трудно понять мысль автора, идею произведения  и, следовательно, невозможно принять духовно-нравственные ценности, выраженные в произведении.

Второй шаг. Прежде чем начать анализировать произведение с детьми, учитель сам должен произвести его детальный анализ, при этом найти «точки» применения религиозно-философского комментария. (Приложение 1)

Третий шаг. Учитель должен сориентировать учащихся на самостоятельный поиск необходимой информации для религиозно-философского комментария.  При этом создается проблемная ситуация, которую предлагается решить учащимся. Появляется возможность использовать необходимые знания из другого учебного  предмета – ОПК. Важно поставить  перед учащимися конкретные учебные цели и осветить основные пути  их достижения с помощью межпредметных связей.

Четвертый шаг. Учащиеся находят, систематизируют необходимую информацию, выстраивают текст комментария, корректируют его с помощью учителя.  В ситуации затруднения учитель применяет определенные приемы,например: «учитель – образец деятельности для учащихся», «приближение» к учащимся необходимых опорных знаний и «подсказка» в решении учебных задач.Сильные ученики сами извлекают нужное знание для решения задачи из прошлого опыта.

Результативность опыта:

Опыт позволяет сосредоточить внимание учителя и учащихся на важнейших мировоззренческих аспектах литературного произведения, которые играют главную роль в формировании духовно-нравственных качеств личности;

глубже понять идейно-художественное своеобразие изучаемых произведений, авторскую позицию в отношении духовно-нравственных проблем, поднятых в произведении;

развить метапредметные умения учащихся средствами учебных предметов «литература» и ОПК в их органическом единстве;

обогатить речь учащихся и их представления о мире новыми понятиями и выражениями;  

расширить и укрепить ценностно-смысловую сферу личности подростка, развить способность сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Раздел 3. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

  1. Теоретико-практические основы опыта:

Современное школьное литературное образование, вбирая в себя все лучшие достижения методики прошлых лет, все чаще дополняется инновационными процессами и технологиями. Литература в школьном изучении сильна своими традициями, она использует колоссальный методический опыт, накопленный русской наукой за длительный период своего развития. Но сегодня совершенно нельзя обойти вниманием так называемые инновационные подходы к преподаванию литературы в школе. Вызванные потребностями времени, они еще в большей степени призваны помочь нам в решении важнейших задач литературного образования. Инновация вовсе не разрушает традицию, напротив, она помогает ей органично войти в современное русло. Разумное сочетание традиции и инновации – залог успешности и результативности преподавания литературы в школе.

Еще недавно в методической литературе шли дискуссии по поводу необходимости включения сведений из философии на уроках литературы. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что комментарии из области философии, привлечение сведений из области философии, а также выведение самих учащихся на философские размышления могут способствовать более глубокому постижению сути и всей меры глубины истинно художественного произведения. Не обязательно перегружать урок терминами и понятиями, необходимо привлекать лишь те сведения, которые помогут решению конкретных задач.

Изучение любого литературного произведения невозможно без его детального анализа, элементы разных видов анализа буквально пронизывают каждый урок литературы. Технология и методика школьного анализа литературного произведения детально разработана в научно-методической литературе. Учителя в своем большинстве успешно овладели и применяют в своей практике историко-генетический, историко-функциональный, системно-целостный, филологический и лингвистический виды анализа, по-разному сочетая и комбинируя их на своих уроках в зависимости от характера изучаемого материала.

Сейчас все большую популярность приобретают религиозно-философский, культурологический, проблемный, мотивный,  ассоциативный виды анализа литературного произведения. Методика не стоит на месте, ученые-методисты ведут кропотливую работу. Современному учителю необходимо лишь сориентироваться в обширной методической литературе, освоить основные виды анализа и применять их на своих уроках.

Культурологический анализ относится к сравнительно новым веяниям методической науки. Но он уже зарекомендовал себя как действенный способ постижения литературного произведения, показаны его возможности в выявлении различных смыслов произведения, его глубинных пластов. Культурологический анализ является действенным способом изучения литературного произведения в контексте православной культуры.

[БекшаеваМ.В., Саранск, 2010]

Наше время отмечено процессом возрождения, казалось бы, навсегда утраченной духовности, возвращения к православной вере, к вековым традициям нашего народа. «Мы живем в мире, где религия играет все большую и большую роль, – сказал Святейший Патриарх Кирилл, – и мы знаем, что эта роль может быть положительная, а может быть и отрицательная. Но сама природа религии предполагает самое активное и положительное вовлечение верующих людей в решение тех проблем, перед которыми стоят сегодня наши народы и все человечество» [Радонеж, 2010, 4:2].  

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью национального сознания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, но самое главное – проблемы веры и безверия, души и духа отдельного человека и целого народа.

Великие мыслители, ученые и  писатели в решительные моменты истории обращались к наследию своих предшественников, ища ответы на острые вопросы современности. Неоценима в этом отношении роль произведений русской классической литературы. Д.С. Лихачев неоднократно подчеркивал органическое единство литературного и исторического процессов: «русская литература – часть русской истории. Она отражает русскую действительность, но и составляет одну из ее важнейших сторон. Без русской литературы невозможно представить себе русскую историю и, уж, конечно,  русскую культуру» [Лихачев, 1987, 1:30].

Во все времена, особенно в периоды своего расцвета русская литература стремилась удовлетворить в первую очередь духовную потребность нации, сделав в эпоху реализма  огромный прорыв в художественном постижении человеческой души. Российское литературоведение располагает «золотым» фондом исследований, посвященных феномену духовности. В последнее  время получил широкое распространение термин «духовный реализм». В основе его лежит общий принцип христианства:  рассматривать духовность как стремление личности к нравственному совершенству и стяжанию благодати (А.М. Буланов, Дунаев М.М., А.А. Дырдин, И.А. Есаулов, Л.В. Жаравина, В.Н. Захаров, В.Т. Захарова, В.А. Котельников, А.М. Любомудров, Т.Г. Мальчукова, С.Г. Семенова и др.)  «На сегодняшний день проблема связи христианства и русской литературы является очень значимой. По идеологическим причинам советское литературоведение не касалось данной темы, находя в творчестве русских писателей элементы классовой борьбы. Довольно часто это приводило к неверной интерпретации многих произведений. В связи с распадом Советского Союза в начале 90-х гг. ХХ в. к православному характеру русской литературы был проявлен большой интерес. Появились труды исследователей, посвященные проблеме связи всей русской литературы с христианством (работы А.М. Панченко, Ю.М. Лотмана, В.А. Котельникова, Ю.К. Герасимова, А.М. Любомудрова, П.Е. Бухаркина, И.А. Есаулова и др.). Одни из лучших изданий последних лет - монографии И. А. Есаулова, отличающиеся целостностью и глубиной мысли. Автор декларирует и отстаивает ценностный подход к явлениям культуры, ведет анализ с позиций православной аксиологии.  В книге И.А. Есаулова «Категория соборности в русской литературе» предлагается «новая теоретическая концепция, глубинно связанная с доминантным для отечественной культуры типом христианской духовности» [Есаулов, 1995:3]. По мнению ученого,  «православный тип духовности...определил доминанту русской культуры. (...) Особый православный менталитет, наличествуя в качестве архетипа, отразился в литературных текстах художественных произведений даже тех русских авторов, которые биографически могли и не принимать (на уровне рационального осмысления...) те или иные стороны христианского вероисповедания» (Есаулов 1995, 94). Другой исследователь, П.Е. Бухаркин, говоря о диалоге церкви с литературой,  приходит к выводу, что «литература <...> пользующаяся одним с Церковью художественным языком, не уходила далеко от церковных стен» [Бухаркин, 1996: 167]. Он утверждает, что, несмотря на секуляризацию, в русской литературе сохранились православные традиции, связанные с отражением православной соборности в произведениях и особым русским писательским типом, имевшим характерные свойства учительства, наставничества. Наиболее радикальную точку зрения высказывает В. Н. Захаров, считающий очевидным, что «на протяжении последних десяти веков у нас была не столько литература, сколько христианская словесность» [Захаров, 1994: 5]. Он высказывает еще одну, как ему представляется, «азбучную истину»: «Русская литература была не только христианской, но и православной, оставаясь  ею и в советские времена» [Захаров, 1994:  6]. Следует отметить и серию сборников «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX веков», выпускаемых под редакцией В. Н. Захарова. Методологической выверенностью и точностью определений отличаются статьи и монографии В. А. Котельникова. По мнению этого учёного, в любом значительном явлении русской литературы можно обнаружить следы доверия к Высшему началу или слова о «почти религиозной серьезности, почти аскетической дисциплине ума и совести, новозаветной человечности»  русской классики от Пушкина до Чехова [Котельников, 1994: 25].  Основное направление исследований В. А. Котельникова –  взаимодействие языка Церкви и языка мирской культуры, в рамках которого разрабатываются такие аспекты, как использование христианской топики, образование новых стилевых тенденций, характер глубинных семантических слоев языка [Котельников, 1995: 5-26]. В своём труде «Православие и русская литература»  М. М. Дунаев осуществил систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности с XVIII до конца XX века. По мнению М.М. Дунаева, литература на Руси возникла как духовная, религиозная. «Новая (светская) литература созидалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия» [Дунаев www.pravkniga.ru].

Русская литература дает нам богатейший материал для изучения ее отдельных произведений в контексте культуры Православия. В Рабочую программу по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной), составленную Г.М. Вялковой, под редакцией Л.Н. Савиной, для изучения в 9 классе включены произведения отечественной словесности, идейную основу которых составляют религиозно-философские взгляды авторов. Встречающиеся в текстах многочисленные христианские и православные реалии, имена, понятия требуют детального разъяснения со стороны учителя и большой самостоятельности и инициативы самих учащихся

Использование религиозно-философского комментария на уроках литературы

(история опыта)

90-е годы 20-го века

Проблема: в школьных программах,  учебниках новая трактовка произведений русской литературы с опорой на христианское мировоззрение. Определенные трудности для учителя-словесника, мало знакомого с православной культурой

Необходимость создания алгоритма использования религиозно-философского комментария

Подготовка учеников

Подготовка учителя

2004-2008 гг.

Беседы о православной культуре на классных часах.

2008-2009 гг.

Курс по выбору «Основы православной веры и нравственности»

2010-2013гг.

Занятия в объединении ДОД «Здравствуй, человек!» (основы православной культуры)

Участие в районном Фестивале православной книги

2013-2014 учебный год

Занятия кружка «Наше наследие» (Православие и история России)

1996-2008 гг.

Духовное самообразование. Учеба на краткосрочных курсах Волгоградской ГАПК по основам православной культуры.

2009-2010 гг.

Заочная учеба в магистратуре ВГСПУ. Защита магистерской диссертации «Образ священника в русской литературе второй половины XIX века». Участие в научно-практических конференциях по вопросам духовно-нравственного воспитания. Публикации. Участие и призовое место в областном конкурсе «Лучший урок» за методическую разработку урока «Традиции православной семьи в рассказе В.П. Астафьева «Бабушкин праздник».

2010-2013гг.

Составление модифицированной культурологической программы объединения ДОД «Здравствуй, человек!». Руководство объединением.

Выступления на районных семинарах по вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, межпредметных связей литературы и ОПК.

2012-2013 гг.

Ведение занятий внеурочной деятельности в классе, обучающемся по ФГОС

Ведение занятий модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры» в 4 классе

2013-2014 учебный год

Ведение занятий кружка «Наше наследие» (Православие и история России)

Создание и применение алгоритма религиозно-философского комментария на уроках литературы (Приложения 1, 2, 3)

Результаты (Приложение 4)

  1. Условия эффективности опыта:
  • ученики изучали курс «Основы православной культуры», знакомились с православной культурой на уроках или во внеурочное время (посещали факультатив, курс по выбору или кружок);
  • посещают элективный курс «Библейские образы и мотивы в русской литературе»;
  • умеют пользоваться справочной литературой в печатном и электронном вариантах, в том числе - электронным справочником «Путешествие по Библии»;
  • свободно владеют компьютером, пользуются сетью Интернет; соблюдают режим безопасного пользования персональным компьютером;
  • владеют исследовательскими умениями.
  • учителю для успешного осуществления своей деятельности необходимо хорошо ориентироваться в истории и православной культуре, знать мировоззренческие основы православной религии.

  1. Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения литературе:

Опыт может использоваться на уроках литературы как в светских школах, так и в православных гимназиях, реализующих образовательные стандарты нового поколения и стремящихся в своей деятельности к достижению личностного результата.

Использованная литература:

  1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / М.: Российское библейское общество, 1995.
  2. Бекшаева М.В. Изучение литературного произведения в контексте православной культуры (на примере современной русской прозы) / Саранск 2010. ДР-02080256-050301.65-02-10
  3. Белозерова Е.А. Анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» в духе православной традиции / Е.А. Белозерова // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях. – мат.Всероссийской науч.-пр.

конференции – Михайловка Волгоградской области, 16-18 ноября 2009. - ч. II. – С. 10.

  1. Бухаркин, П. Е. Православная церковь и русская литература в XVIII - XIX веках: проблема культурного диалога/ П.Е. Бухаркин. – СПб.. 1996. –С. 81-126.
  2. Грибановский А. Пушкин в его отношении к религии и православной церкви../ А.С. Пушкин в литературоведении XX– начала XXI века. Хрестоматия./ Волгоград, 2006. – С. 172.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, 1989.
  4. Дунаев, М.М. Православие и русская литература. В 5-ти ч. М., 1997-1998.: [Электронный ресурс]/www.pravkniga.ru
  5. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе/ И.А. Есаулов. –   Петрозаводск, 1995.
  6. Жукова Д.А. Использование религиозно-философского комментария в процессе анализа эпического произведения. / Интеграция гуманитарных и искусствоведческих дисциплин в практике современного образования./ Материалы первой областной научно-практической конференции и регионального научно-методического семинара: Волгоград, 25 апреля 2012 г./ Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: «Планета», 2013.  – С.18.
  7. Захаров В. Н. Русская литература и христианство / В.Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе ХVШ-ХХ веков. –  Петрозаводск, 1994. с. 5 – 11.
  8. Золотухина, О.Ю. Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии.: [Электронный ресурс] /http://sun.tsu.ru
  9. Ильин И. Пророческое призвание Пушкина./ А.С. Пушкин в литературоведении XX– начала XXI века. Хрестоматия./ Волгоград, 2006. – С. 161
  10. Кузовлева С.В., Струкова Н.П. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы. // Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции. // Тамбов, 2010. – С. 91.
  11. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Котельников В. А. Язык Церкви и язык литературы / В.А. Котельников //  Русская литература. 1995. N 1. С. 5-26.
  13. Морозова И.В. «Татьяны милый идеал» в романе А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»./ Интеграция гуманитарных и искусствоведческих дисциплин в практике современного образования. / Материалы первой областной научно-практической конференции и регионального научно-методического семинара./ Волгоград. 5 апреля 2013 г. / с. 48.
  14. Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как «проблемный роман». / ЛВШ – 2000. - № 1.
  15. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное – М.: Азбуковник, 1999.
  16. Радонеж. Православное обозрение.  – 2010, № 4. – С. 2.
  17. Шолохов М.А. Судьба человека. / Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т. 7.  – М.: Художественная литература, 1986.

Ресурсы Интернет:

http://otherreferats.allbest.ru/literature

www.pravkniga.ru

http://sun.tsu.ru

http://chelmodeevain.ucoz.com

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://www.sedmitza.ru

www.vera.westi.ru

www.media.soyuz –tv.ru

Приложение 1.

Произведение, изучаемое в 9 классе

Где необходимо использовать религиозно-философский комментарий

Содержание, которое учащиеся усваивают благодаря религиозно-философскому комментарию

М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

«Лице свое скрывает день…»; «Для общей славы Божества/ Там равна сила естества…»; «Скажите ж, коль велик Творец?»

Могущество Божественного разума. Противоречие между стремлением человека познать тайны мира и сознанием собственного несовершенства перед величием Творца

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

«Восстал всевышний Бог, да судит/ Земных богов во сонме их…»; «Воскресни, Боже! Боже правых!/ И их молению внемли:/ Приди, суди, карай лукавых/ И будь един царем земли!»

Мысль об ответственности каждого перед Богом, и особенно «властителей», актуальная во все времена

А.С. Пушкин «Бесы»

«Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам…»

Разбушевавшаяся стихия как аллегорический образ бездуховности, богоборчества, приводящего к политическим катастрофам в России (сквозной образ в русской литературе). С другой стороны – образ «заблудившейся» человеческой души, потерявшей смысл жизни.

А.С. Пушкин «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»

«Мне грустно и легко; печаль моя светла…»;

«И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может».

Любовь истинная – всегда жертва; счастье жить ради другого человека. Исполнение евангельской истины: «Любовь… не ищет своего»

А.С. Пушкин «Пророк»

«Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…» - и до конца стихотворения

Ответственное отношение к Божественному дару; величие пророческого служения, значение подвига поэта-пророка

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (письмо Татьяны к Онегину)

«Кто ты: мой ангел ли хранитель или коварный искуситель…»

Поступок Татьяны – не наивность и легкомыслие, а мудрость девушки-христианки, стремление разобраться в своих чувствах, пример ответственного отношения к браку

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Образ Андрея Соколова

История страданий, окаменения и воскресения человеческой души под влиянием жертвенной любви

Приложение 2.

Проблемные ситуации и вопросы к урокам углубленной работы над текстом художественного произведения

М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

1. Прочитать в Библии  главы о сотворении мира (Бытие:I, 1- II, 25), псалом 103 из Псалтири  и сделать вывод: каков Божественный замысел о человеке? Как это отражено в оде Ломоносова «Вечернее размышление…»?

2. До сих пор бытует мнение, что наука и вера противоречат друг другу. Так ли это? Что по этому поводу думает ученый, философ и поэт Ломоносов? Докажите примерами из текста.

Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

1. Почему поэты XVIII века в своей духовной лирике часто обращались к Псалтири? Что нового внесли Ломоносов и Державин в духовную поэзию?

2. Найдите и прочитайте 81-й псалом Давида. Какие выражения псалма Державин использовал в сатире «Властителям и судиям»? С какой целью?

3. Справедливо ли обвинение Державина в «якобинстве» его современниками?

А.С. Пушкин «Бесы»

Задания по группам:

  1. Объяснить лексическое значение слов: бесы, бездуховность, богоборчество.
  2. Объяснить символический смысл образов метели, дороги, путников, сбившихся с пути, бесов. Сопоставить с образом метели в «Капитанской дочке»; вспомнить отношение Пушкина к русскому бунту.
  3. Перечитать притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки, 15: 11-32) и толкование на нее. Что значат выражения: «пошел в дальнюю сторону», «пропадал и нашелся»? Какая связь между философским стихотворением «Бесы» и притчей о блудном сыне? Как стихотворение «Бесы» связано с обстоятельствами жизни самого поэта, с его духовными исканиями?

А.С. Пушкин «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»

1. Перечитать «гимн любви» - слова апостола Павла из 1-го Послания коринфянам (13: 4-8, 13). Ответить на вопрос: как христианское понимание любви выражено Пушкиным в стихотворениях «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…»?

А.С. Пушкин «Пророк»

1. Прочитать из книги пророка Исайи (Библия) главу 6, стихи 5 – 11, сопоставить  со стихотворением А.С. Пушкина «Пророк». Сделать вывод: в чем сходство и различие этих текстов?

2. Почему Пушкин обратился к библейскому сюжету? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти справку о пророке Исайе, о времени, в котором он жил и пророчествовал. Связать с временем написания стихотворения «Пророк», с обстоятельствами жизни Пушкина.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» («письмо Татьяны к Онегину»).

Проблемная ситуация.

Этот эпизод до сих пор вызывает разноречивые мнения. Приведем некоторые из них.

   «Данный монолог свидетельствует о готовности героини романа переступить черезогромные нравственные запреты» [И.В. Морозова Интеграция гуманитарных и искусствоведческих дисциплин: 48];

«Письмо Татьяны – это акт веры, веры могучей и безраздельной»; «только увидев Онегина, она поверила, что «это он»… и что они созданы друг для друга», - считает В. Непомнящий. - «Она так отважна, так безоговорочно готова отвечать за свой выбор, что никакие сомнения ее не могут остановить…» [В. Непомнящий, ЛВШ 5/ 2000: 16].

Тогда как понимать слова Татьяны:

Кто ты, мой ангел ли хранитель

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души…?

Задание учащимся.

  1. Выяснив значения слов «ангел-хранитель» и «коварный искуситель», попробуйте объяснить поступок Татьяны с точки зрения духовно-нравственных принципов. Что это: наивный, легкомысленный порыв провинциальной барышни, начитавшейся французских романов и готовой «переступить через огромные нравственные запреты»? Или стремление воспитанной в православных религиозных традициях девушки разобраться, выяснить, кто же он, ее избранник, и соответствует ли ее идеалу?
  2. Проанализировав сцену в саду,  попытайтесь ответить на вопрос: кто таков Онегин по отношению к Татьяне: «ангел-хранитель» или «коварный искуситель»?

М.А. Шолохов «Судьба человека»

  1. Найти в «Житиях святых» рассказ о житии святого  Иоанна Русского. В чем подобен ему образ Андрея Соколова?
  2. Сравнить образ Андрея Соколова с образами былинных и сказочных героев-змееборцев, вспомнить чудо святого Георгия Победоносца.
  3. Найти в православной энциклопедической литературе значения выражений «окаменение сердца», «весна духовная». Попробовать объяснить с точки зрения духовного возрождения человеческой души финал рассказа «Судьба человека». Найти в заключительных строках символические образы, связанные с христианской традицией.

Приложение 3.

«АНАЛИЗ РАССКАЗА М.А. ШОЛОХОВА

«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» С УЧЕТОМ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ»

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях»

Г. Михайловка Волгоградской области 16 - 18 ноября 2009 г.

   Меняются времена, политические режимы, общественные устройства, соответственно и школьные программы. Но не властно время над выдающимися произведениями русской литературы, вошедшими в сокровищницу отечественной и мировой классики.

     Существует понятие «вечные темы», то есть  актуальные во все времена. Такими являются, например,  темы чести и долга, нравственного выбора и, конечно, православного отношения к миру. Писатели советской эпохи, несмотря на крайне неблагоприятные условия для художественного творчества, создали ряд произведений, где их время освещалось правдиво и глубоко, в соответствии с традицией, восходящей к XIX веку.

   Таковы повести и рассказы А.П. Платонова, романы М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Реквием» А.А. Ахматовой, позже проза    А.И. Солженицына, Г.Н. Владимова, В.И. Белова, В.Г. Распутина,              В.П. Астафьева, Е.И. Носова, Б.П. Екимова. В их творчестве, как и в классической литературе XIX века,  утверждаются вечные ценности, проповедуемые православным христианством,  дается «некоторая установка» на эти ценности; «значения отдельных элементов» их произведений подчинены данной установке. Все это определяется как тема православия.

   Патриарх Алексий II утверждал, что русская классическая литература является по сути литературой христианской. А в одном из выпусков телепередачи «Слово пастыря» 2008 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ( ныне Патриарх Московский и всея Руси) выразил мнение церкви о том, кого можно считать православным христианским писателем. Он сказал, что на страницах произведения  может ни разу не встретиться слово Бог, отсутствовать какое бы то ни было упоминание о христианской религии. Но если произведение в целом утверждает идеалы добра, милосердия, любви – словом, непреходящие христианские ценности, - то и произведение, и писателя, создавшего его, можно смело считать христианским, православным.

К разряду подобных произведений можно отнести рассказ М.А. Шолохова  «Судьба человека».  Опубликованный в «Правде» на границе 1956 – 1957 годов, а затем прочитанный Сергеем Лукьяновым, одним из самых популярных актеров тех лет, по Всесоюзному радио, этот рассказ потряс тогда миллионы людей. От войны отделяло одиннадцать лет, раны еще болели, где-то еще надеялись и ждали фронтовиков (иногда дожидались – из северных лагерей), о плене и пленных говорили с большой оглядкой. А тут судьба одного из таких, как все, своего «брата-шоферюги», его «нелюдские муки»… Таким было первое, пусть в чем-то прямолинейное, «наивное», но зато непосредственное впечатление от «Судьбы человека».[1]

   В критике шолоховский рассказ был возведен в соцреалистический канон, его постарались подогнать под требования казенного оптимизма с непременным «большим человеческим счастьем» в финале. Не диво, что в 1990-е прозвучали совсем иные оценки. Весьма характерно в этом плане высказывание Ст. Рассадина насчет совершенно лубочного рассказа «Судьба человека», где и язык не шолоховский, стертый, вплоть до «скупой мужской слезы».[2]

   Ну а если отбросить все эти, в сущности, внутрилитературные крайности    (от канонизирования до ниспровержения) и попытаться ответить на вопрос: чем же шолоховский рассказ «взял» своих первых читателей, что же скрытое в нем, подспудное вызвало впечатление почти ошеломляющей новизны? Где ключ к пониманию качественно нового художественного сознания, одним из первых выразителей которого стал рассказ «Судьба человека»? Русскую литературу надо читать, держа в руках «золотой ключ православия», -  считала С.Е. Шамаева, профессор Воронежского университета, автор  книг по православию для учеников средней школы.[3] Попробуем «открыть» с помощью этого «ключа» рассказ «Судьба человека».

   Само слово «судьба», вынесенное в заглавие произведения, связано с русской православной традицией («судить», «суд», «судьба» - слова одного корня). В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.[4] это слово имеет несколько значений. В заглавии оно употреблено в значениях: «доля», «участь» и «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека». Почему писатель в эпоху социалистического реализма, провозглашающего человека хозяином своей судьбы, называет рассказ именно таким образом? На этот вопрос поможет ответить анализ произведения.

   Структура «Судьбы человека» восходит  к русскому изводу жанра новеллы».[5] Форма «рассказа в рассказе» не нова для самого Шолохова, он обращался к ней в «Науке ненависти» (1942).

   Основной массив текста занимает исповедь Андрея Соколова. Мир, открывающийся в ней, отражает со-бытие, в котором участвует волею судьбы обыкновенный, рядовой человек, и одновременно выражает его собственное миропонимание и мироотношение.

   В исповеди Андрея Соколова обнаруживается десять своеобразных микроновелл, которые условно можно назвать так: 1 – Довоенная жизнь; 2 – Прощание с семьей; 3 – Пленение; 4 – В церкви; 5 – Неудачный побег; 6 – Поединок с Мюллером; 7 – Освобождение; 8 – Гибель семьи; 9 – Смерть сына; 10 – Встреча с Ванюшкой. Каждая из микроновелл внутренне едина и завершена. В каждой есть «свое» столкновение, завязка, кульминация, развязка, бывают прологи и эпилоги.

   Какова же логика сюжетных «вершин» в исповеди Андрея Соколова? Какой закон жизни в них оформился?

   В первой микроновелле нет ни одного драматизированного эпизода. И это имеет свой смысл. Упоминаются в высшей степени драматические полосы в истории России: гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки, - но лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, это просто определенные условия существования, не более. Зато куда обстоятельнее, с нескрываемым любованием герой вспоминает  о своей жене («И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!»), о славных, умных детях, о работе, которая пришлась по душе («завлекли меня машины»), о семейном достатке («…дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, обуты, одеты, стало быть, все  в порядке»). Эти извечные христианские ценности (дом, семья, труд), наполненные теплом сердечности, и есть главные нравственные обретения  Андрея Соколова в довоенное время. Они стали духовными опорами  героя на всю последующую жизнь, помогли ему выстоять в апокалипсических  испытаниях Великой Отечественной войны.

  Все последующие события рассказа представляют собой проверку нравственных устоев Андрея, более того, они становятся некими ступенями в его духовном восхождении.  Ведь в православном понимании, чем более страданий и мучений терпит человек, тем сильнее он укрепляется духом.

   «Терпение русского солдата безгранично, - писал Ф.В. Грин, военный  атташе США в России в 1877-1878 гг. - Его выносливость, присутствие духа при любых обстоятельствах, его способность воевать в самых тяжелых условиях… - выше всяких похвал. Кроме того, по сравнению с другими армиями, русский солдат, пожалуй, самый стойкий и непоколебимый при поражениях и неудачах»[6]. Не случайно  Шолохов вводит в качестве важного этапа в развитии сюжета исповеди микроновеллу «В церкви», ставя каждого из героев перед выбором. Микроновелла начинается благородным деянием военврача, что «и в плену и в потемках свое великое дело делал». Затем мы видим поступок «богомольного», который предпочитает смерть от пули осквернению Божьего храма. А мордатыйКрыжнев придерживается подлой философии «своя рубашка к телу ближе».

  Андрей Соколов тоже делает свой выбор. С одной стороны, он совершает двойной грех: убивает человека и оскверняет этим храм Божий; с другой стороны,  спасает товарища, а это не есть грех, но благородство и честь. «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…» - говорит Андрей Соколов.– «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он хуже чужого, предатель».

    В русском народе существует поверье:  кто мизгиря[7] убьет, тому простится сорок  грехов.[8]  Вспомним чудо святого Георгия, поражающего зло в виде змея, а также многие фольклорные сюжеты, в которых есть архетип змееборца, - все это тесным образом связано с поступком шолоховского героя, действия которого в данном случае оправданы. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - сказано в Евангелии от Иоанна (гл. XV, стих 13). Герой «Судьбы человека» на протяжении всего произведения поступает согласно этой заповеди. Перед самыми главными испытаниями – муками плена и утратой родных – Андрей утверждается в простых законах нравственности как единственных устоях веры.

  Срединную часть исповеди Соколова занимают микроновеллы, где показывается прямое столкновение Андрея с гитлеровцами. Если в «Науке ненависти» Виктор Герасимов решительно исключал гитлеровцев из рода людского («Все мы поняли, что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками»), то Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие – от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. («Не смешивай человека – этот образ Божий со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его - образ Божий» - все-таки в нем остается», - писал святой праведный Иоанн Кронштадтский[9]). В этом  причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности  перед степенью падения личности, развращенной идеологией фашизма.

   Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, опирающейся на вековой опыт народа нравственностью и миром антинравственности, между добром и злом, правдой и ложью. Особенно показательна в этом отношении шестая микроновелла – «Поединок с Мюллером». Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим терпением и выдержкой хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое – «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче». Таким же был итог третьей микроновеллы: когда Андрей со скрытой издевкой протянул чернявому солдату-мародеру свои портянки, тот озлился, а «остальные ржут. С тем по-мирному и отошли». В данной сцене, которой Шолохов, со свойственной ему манерой, придает юмористический оттенок, заключен глубокий религиозно-философский смысл: «…не противься злому… И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»[10]. В поступке Андрея – не только насмешка, но и мудрость: он понимает, что в данной ситуации сопротивляться бесполезно.

   Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны, сиротство чужого ребенка – это тоже испытание. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, превосходство над злом, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Он, как библейский Иов, потеряв родных и  кров,  сохранил в своем сердце любовь к ближнему, а значит, любовь  к Богу[11]. Привязанность к Ванюшке, жизнь ради маленького человечка помогли Андрею Соколову заглушить боль и отчаяние.

  Святые отцы утверждали, что душа - по природе христианка. Русский человек, человек православный всегда преодолевал собственное горе путем самопожертвования, через любовь к ближнему. Пример тому – великая княгиня Елизавета Федоровна. После гибели мужа она  еще усерднее стала творить дела милосердия: помогала больным, нищим, сиротам, основала Марфо-Мариинскую обитель, сестры которой ухаживали за ранеными и больными.[12]

   Так и Андрей Соколов, став отцом осиротевшему ребенку, совершил великое дело христианской любви и милосердия. Только так, по мысли автора, и могла возродиться израненная, искалеченная душа, «присыпанная пеплом», но не сгоревшая в огне войны. «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного!» - призывал маршал Франции Ж.Б. Бернадот (1763-1844)[13].  

   Нравственная сущность эпического сюжета усиливается благодаря постоянному мотиву внутреннего суда Андрея над собой. Он не раз возвращается в памяти к  расставанию с женой: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающий человека над обстоятельствами жизни.

    В православной церкви существует понятие «окаменение сердца». Обычно имеется в виду такое состояние души, когда она действительно как булыжник, как каменная пустыня, на которой не растет ничего и если вода упадет, то сразу испаряется[14].  Но кроме этого бывает состояние окамененного бесчувствия как испытание, попускаемое Богом человеку, живущему внимательной, ответственной и даже высокодуховной жизнью, как этап, который должен пройти подвижник, ведущий невидимую миру брань, чтобы проверить свою стойкость и верность Богу. Говоря о своей любви к приемному сыну, Андрей Соколов признается: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»  Сердце Андрея  принимает в себя все беды мира,  тратит себя на любовь к людям, на защиту жизни. В каждой микроновелле сюжетная вершина отмечает какую-то сердечную реакцию героя на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…»; «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать»; «сердце будто кто-то плоскогубцами сжал»; «оборвалось у меня сердце…» Эта «осердеченность» исповеди позволила сосредоточить сюжет  и все изображение в целом на важнейших моментах борения между героем и обстоятельствами.

  Во всех микроновеллах, составивших исповедь Андрея Соколова, раскрывается один и тот же конфликт. Смысл истории, ее движущий «мотор» - это борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности», основанным на заповедях Божиих. И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил»их, может силою своей души, тратой своего сердца противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования. Вот истины, которые утверждает Михаил Шолохов, развивая мысль Ф.М. Достоевского о том, что Бог с Дьяволом борется, а «место битвы – сердца человеческие».

    Значимость этого закона жизни писатель выверяет в устройстве художественного мира, воссозданного в исповеди Андрея Соколова, в тех «планах», которые окружают линию героя.

  В каждой микроновелле есть активный фон, образующий различного рода параллели, аналогии и антитезы к судьбе и борьбе центрального героя. Тут и упоминания о Сталинградском сражении в сцене поединка Андрея с Мюллером: так нравственная победа Соколова не только опровергает ложный слух о падении Сталинграда, но и служит идейной и эстетической «проекцией» этой переломной битвы Великой Отечественной войны, предсказанием ее исхода. В глубине же этой сцены есть еще одна параллель: чистота и уют комендантской, стол, заставленный едой, жующее и пьющее лагерное начальство – и лагерный барак с цементным полом, братский дележ буханки хлеба и куска сала. В ряде микроновелл «фоном» образуется противопоставление врагов и «наших»: жестокий конвоир, что, «не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автомата по голове», и «наши», которые «подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Рядом с Андреем, разделяя его чувства, оказываются и «товарищи-друзья» Анатолия, и хозяин с хозяйкой, «оба мои бездетные», всем сердцем принявшие Ванюшку.

  Как видим, фон организован так же, как и «передний план»: та же поляризация сил человечности и бесчеловечности, истинного и ложного. Сопротивление, которое оказывает Андрей Соколов, предстает как часть той борьбы со злом, которую вел весь наш народ в годы Отечественной войны, и фон уводит взгляд в бесконечность неохватных горизонтов, где это сражение вершилось. В ореоле фона главный герой  выступает представителем всего народа, носителем общенародного идеала. Андрей Соколов пополняет галерею героев-праведников, которых немало в русской литературе, в частности, в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова.

   В характере и судьбе Андрея есть сходство с православными святыми, например, с праведным Иоанном Русским (1730 г.), который, находясь в плену, на побои и издевательства турок отвечал: «Я пленный. Поэтому слушаюсь приказаний хозяев относительно моей работы. Но в вере ко Спасителю Христу вы мне не хозяева… Я готов умереть, но не отказаться от Христа». Своей жизнью, в посте и молитве, он умилил турок, и они в восхищении стали называть его «вели» - «святой»[15].

   В образе Андрея Соколова также много общего с героями русского фольклора. Это особенно подчеркивается интонационно-речевой организацией исповеди. Ведущую интонационную роль в голосе героя играет пласт исповеди фольклорный («друзья-товарищи», «горючая слеза», «поскорбел душою», «последний путь» и др.). Общий тон исповеди – народно-песенный. Так, самое значительное по объему лирическое отступление героя (о плене) напоминает вполне законченную по структуре песню-плач со своим зачином, параллелизмом человека и природы, синтаксическим единоначатием: «Били за то, что ты русский…», «Били за то, что не так взглянешь…», «Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти…»

   Сквозь ткань исповеди героя «Судьбы человека» просвечивает структура и мелодика древнейшего жанра – жанра плача. Актуализированной памятью этого народного жанра совершенно размыкаются хронологические границы исповеди Андрея Соколова, и судьба рядового советского человека, солдата Великой Отечественной войны, «ровесника века», выходит на просторы легендарной, бесконечной истории России, соединяется с судьбами русского народа, с его вековыми борениями и страданиями.

  Существенную роль в рассказе «Судьба человека» играет обрамление. Шолохов ввел в обрамление те образы, которые издавна стали символами «вечного». Это образы весны, дороги и двуединый образ отца и сына. Все они вырастают до определенного религиозно-философского смысла.

  Весна на Верхнем Дону, в тех местах, где расположены станица Букановская, хутор Моховский и где течет речка Еланка, - это не просто «декорация» будущего действия. Это еще и «первая послевоенная весна», и  мотив великой победы, зарождения надежд на обновление. Весна – это вечный акт возрождения жизни. И наконец, весна – это праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане ликуют, празднуя победу и торжество спасающей любви, которая преодолевает смерть.  «Мы начинаем воскресать, когда у нас в духовной жизни появляется что-то живое, - считает протоиерей Александр Лаврин[16]. – Господь говорит, что Царство Божие находится внутри нас (от Луки. 17. 21). Увидеть его можно только внутренними, духовными очами…  Это известные плоды духа, перечисленные апостолом Павлом: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам. 5. 22). И в душе Андрея Соколова, прошедшего через страшные испытания, но сохранившего  способность любить, сопереживать, происходит воскресение, вечная победа жизни над смертью. Во времена новой волны антирелигиозной пропаганды Шолохов не мог сказать об этом прямо. Он выразил эту мысль средствами пейзажа: «Извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли»,   «безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

   Философски обобщенный смысл дороги, в частности, проявляется в том, что Андрей Соколов не ищет легкой жизни, а избирает для себя «путь узкий», который, по мнению православной церкви, является единственно спасительным. Это путь страданий, лишений, но и духовных обретений.

    Такое же расширение до философского символа происходит с образами Андрея и Ванюшки. Так, если сначала эти образы даются в прямом бытовом изображении – мужчина и маленький мальчик «устало брели по направлению к переправе», то в конце этот двуединый образ наполняется экспрессией, обретает обобщенный смысл, входит во всемирно-историческое событие, которое, в свою очередь, дано в «природном», «космическом» плане: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…что-то ждет их впереди?»

  Так возникает вечная картина: Отец и Сын идут по трудной дороге жизни, и нет ей конца, и всегда Отец и Сын будут вместе: «…Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих…»[17]

  Суммируя, можно сказать, что в шолоховском рассказе «выстроился» внутренне завершенный монументальный образ мира. В этом мирообразе вся история показана как борение между силами, оберегающими вечные нравственные идеалы народа, и силами, попирающими «простые законы нравственности». Простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий православных духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой убеждающий в их животворности.Читателей привлекла новизна шолоховского рассказа, которая состояла не столько в возвращении к «простому человеку», сколько в возвращении к «простым» и вечным ценностям. Конечно, эти ценности всегда составляли и составляют естество, дух и суть подлинного искусства, цвета русской литературы, которая в основе своей является православной[18]. На каждой странице «Судьбы человека» звучат евангельские истины. Их почувствовали, приняли сердцем миллионы читателей. Примечательно то, что в годы «оттепели», в разгар гонений на церковь,  возвращение к первоосновам не было озарением одного художника, а стало знамением времени.

И сегодня, когда безбожные времена миновали, мы имеем  возможность раскрыть перед ребятами всю глубину, красоту и неисчерпаемую мудрость рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Литература

  1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / М.: Российское библейское общество, 1995
  2. Шолохов М.А. Судьба человека. / Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т. 7.  – М.: Художественная литература, 1986.
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное – М.: Азбуковник, 1999,
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, 1989.

Приложение 4

ИЗ СОЧИНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Абхазия – «страна души» –  предстала передо мной во всем своем великолепии. Это неописуемая красота, на которую нужно смотреть широко раскрытыми глазами, впитывать её каждой частичкой своего тела, до тех пор, пока душа не запоёт… В сказочной Абхазии я посетила чудесное Божие творение – знаменитую Ново–Афонскую пещеру, одну из крупнейших в мире… Я думаю, что многие туристы мечтают посетить её еще много раз, желая вернуться в сказку и подивиться чуду, которое дарит нам Господь.

Татьяна А.

  • Бросит солнце несколько лучей – и уже засверкало, заискрилось, переливаясь всеми цветами радуги, парчовое покрывало земли. Смотришь на такую красоту и чувствуешь, как поднимается с самых глубин души счастье, рожденное осознанием того, что ты просто есть на свете  и можешь видеть, слышать, осязать все вокруг, быть частичкой этого прекрасного мира…

Елена К.

  • Зима – синоним одиночества,

Холодных длинных вечеров,

А мне весны совсем не хочется –

Мне белый нравится земли покров.

Пускай шумит опять метелью улица,

Но в доме у меня по-летнему тепло,

А снег не падает и кружится –

Он бьется бешено, стучит в стекло.

И в трубах ветер воет одиноко,

Как брошенный хозяином щенок,

И кажется, что где-то там далеко

Зовут меня, и голос очень одинок.

                                               Елена К.

  • В наше время проблема самоубийства очень велика. Хотя и в прежние времена бывали такие случаи, сейчас причины самоубийства разные: несчастная любовь, наркотическая зависимость, сложные отношения в семье, непонимание родителей, слишком жесткое и несправедливое отношение их к своим детям. Я думаю, что люди, совершающие самоубийство, психически и духовно неустойчивые. Они просто не ценят жизнь – этот драгоценный дар, который нельзя растрачивать понапрасну.

Когда-то в минуту отчаяния А.С. Пушкин написал:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Митрополит Филарет, прочитав эти строки Пушкина, откликнулся на них собственными стихами:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена…

Что бы ни случилось, надо жить и надеяться на Бога…

Кирилл З.

  • …Когда я иду по улице и вижу, что мне навстречу бежит котенок или щенок, худой, обессилевший, кричит жалобным голосочком и смотрит грустными глазами, сердце сжимается в моей груди.

Если у меня будет возможность и средства создать свой приют для бездомных животных, то ни одна бездомная кошка или собака не будет знать, что такое быть брошенной. Ведь по словам, французского писателя А. Сент-Зкзюпери, человек должен быть ответственным за того, кого он приручил.

Марина Ш.

Приложение 5.

Фрагмент урока «Философская лирика А.С. Пушкина»

Учитель:Объясните символический смысл образов метели, дороги, путников, сбившихся с пути, бесов.

1-й учащийся: Мне кажется, что в этом стихотворении речь идет о заблудшей душе – грешной, запутавшейся в грехах, потерявшей ориентир в жизни. Бесы – это злые силы, которые преследуют человека, уводят его от истины, от Бога. В евангельской притче о блудном сыне младший сын ушел из отцовского дома в «дальнюю сторону». То есть грешник ушел с истинного пути  на путь греха, путь погибели. В притче говорится, что он раскаялся, вернулся к отцу (а под отцом понимается Бог). Хочется верить, что и в стихотворении Пушкина  власть злобных духов закончится, и душа вновь найдет правильный путь, то есть возродится.

2-й учащийся: А я думаю, что образ дороги в стихотворении «Бесы» - это исторический путь России. А метель с воющими бесами – это испытания, которые переживал русский народ: войны, восстания. Пушкина очень волновала будущая судьба России, и его страшил «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». В «Капитанской дочке» буран является символом будущих грозных событий – восстания Пугачева.

В учебнике сказано, что Пушкин видел будущее России в союзе дворянства и крестьянства. А кто путники, заблудившиеся в метель? Ямщик или кучер-крестьянин и барин, его господин. Им обоим страшно в этой стихии: «В поле бес нас водит, видно, и кружит по сторонам…». Значит, для них обоих восстание – страшное бедствие, катастрофа. И что будет дальше с Россией – поэт не дает ответа, стихотворение обрывается многоточием.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Раздел 1. Справочно-информационный……………………………………..2

2. Раздел 2. Технологические сведения об опыте…………………………….3

3. Раздел 3. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике………………………………………………………………………….8

4. Использованная литература…………………………………………………16

5. Приложение 1………………………………………………………………...19

6. Приложение 2…………………………………………………………………20

7. Приложение 3…………………………………………………………………23

8. Приложение 4…………………………………………………………………34

9. Приложение 5…………………………………………………………………36

10. Содержание…………………………………………………………………..37

 


[1]Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература 1950-1990-е годы (т. I )

[2] Лит.газета. – 1989. – 21 июня. – С. 2.

[3]Шамаева С.Е. Рассказы о любви, Ч. II.Воронеж, 1996, с. 38.

[4]  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное – М.: Азбуковник, 1999, - 944 с.

[5]  Ларин Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»: (Опыт анализа формы) // Нева. – 1959. - №9. – С. 199. Цит. По книге: Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература 1950-1990-е годы (т. I )

[6] Россия – это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIVпоXXвек /Сост. Р. Балакшин - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004, с. 360

[7] Мизгирь – земляной злой паук, тарантул// Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.:ООО «Издательство «Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000, стр. 391.

[8] Пословицы русского народа. Сборник В.И. Даля в двух томах – М.: Художественная литература, 1989. Т. 2, с. 401.

[9] «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» - Быт.1, 27;

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. – М.:«P.S.», 1990.

[10] Евангелие от Матфея, 5: 39-40.

[11] Иов, гл. 1-5, 37-42.

[12] Старшая сестра / Семейная православная газета, июль, 2008 г.

[13] О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1990. Цит. по книге:Россия – это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIVпоXXвек /Сост. Р. Балакшин –М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004, с. 375.

[14] Протоиерей Максим Козлов. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007, с. 350.

[15] Иоанн Бухарев, священник. Жития всех святых. Испр. и доп. изд. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004.

[16] Царство Божие пришло на землю / Семейная православная газета, № 4, 2008 г.

[17] Евангелие от Иоанна, 5:20

[18]

Шамаева С.Е. Рассказы о любви, Ч. II.Воронеж, 1996, с. 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности

В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педаг...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры....