Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
методическая разработка по теме

Губернаторова Оксана Александровна

Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Выступление на зональной научно-практической конференции

«Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников»

Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности»

Через танец – к открытию души

                                                                          Педагог дополнительного образования,

                                                                          балетмейстер обр.хореографической студии

                                                                          «Надежда»  Губернаторова О.А.

                                                            Как-то посетил человек мудреца и попросил его: " Прошу! Научи меня отличать правду - от лжи, красоту - от безобразия. Научи меня радоваться жизни!..." И мудрец научил человека танцевать!

        Есть много вещей, которые люди начали делать за долго до того, как научиться говорить. Одна из них – танец!    

        Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как ваш ребёнок заметно преобразится. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец – это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.    

       Сцена, танец – это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличии от настоящей жизни побеждает всё же добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. А не это ли главное определяющее нравственности?    Нравственность – "это внутренние убеждения человека, согласно которым он действует во взаимоотношениях с людьми".

 

Что же такое нравственность?

По определению Платона: « Нравственная ответственность — это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков.»

Нравственность -  внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек , этические нормы; правила поведения.     Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества.

  Учитель  участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания, умения), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика. Только на собственном примере можно воспитать человека. Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки на высоте.

Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки. Отдавая свою душу ребёнку, он раскрывает его душу, делает её лёгкой и ещё более прозрачной. А значит более открытой к творчеству.
  Приоритетным вопросом в воспитательной работе образцовой хореографической студии «Надежда» наряду с патриотическим воспитанием лежит, как раз вопрос нравственного воспитания. Хотя, на мой взгляд, воспитание патриотизма, это тоже определённая составляющая нравственности.

    Элементарные «Уроки вежливости», которые педагоги студии преподносят и проводят с самыми маленькими учащимися (подготовишками) и их родителями, как раз и являются первыми шажками на пути к развитию нравственных отношений.

  С более старшими детьми это беседы и диспуты, круглые столы и игровые программы. ( «Как научиться дружить», «Вежливость-залог успеха», «Что такое хорошо и…»)

    Одной из находок педагогов студии это воспитание детей, через проведение народных праздников и обрядов. Знакомясь с обычаями и традициями своих предков дети проникаются уважением и любовью к более старшему поколению, любовью к своей малой Родине и России.

   Педагогами и учащимися за годы работы студии было подготовлено более 20 программ: «Кузьминские ссыпки», «Сороки», «Рождество Христово» и «Рождество 2000», «Святые вечера», «Покровская неразбериха», «Филипповки», «Женомироносец», «Златоустьев огонь» и т.д.

   Но самый главный учитель нравственности – это всё же само величество ТАНЕЦ!!!

     Как сказал Игорь Моисеев : «Танец – мать всех языков», а значит посредством танца мы можем донести  духовные ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров.

  Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка и мы в работе нашей студии «Надежда» на уроках импровизации стараемся раскрепостить ребёнка с помощью тренингов: «расскажи о себе», «что на душе»  (краткий рассказ о тренинге) .

   Таким образом , танцевальное искусство  несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и психотерапевтический эффект: выражая себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаем детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе.  (пример на учащихся Сподина М., Яшина О.)

    Танец тем и прекрасен, что каждый может проявить в нём свою индивидуальность.

     У нас в репертуаре коллектива есть стилизованный русский танец «Деревенская дискотека», ну кажется, танцуют девочки и мальчики, и танцуют. Но это всё лишь на первый взгляд , более внимательный зритель обязательно сможет уловить индивидуальные качества каждого исполнителя, его личное отношение к поставленной ситуации, чего мы и пытаемся добиться от детей. Быть самими собой. Конечно, это не исключает синхронности и чёткости в исполнении.

   В прошлом учебном году на фестивале «Юные таланты Московии» ко мне подошла коллега, руководитель детского коллектива и восхищалась артистизмом  наших детей, а исполняли они танец «Табуреточки», спрашивала: «Как мы от них этого добиваемся?» . Да, безусловно работа идёт в плане актёрского мастерства, но прежде всего, мы учим детей общаться между собой и в жизни, и в танце, а так же подбирая им определённый образ в характерной хореографической постановке опираемся на индивидуальные качества каждого ребёнка (пример Я.Давыдова, А.Кондратовой), помимо его хореографических способностей и умений.

       Бесспорно, танец воспитывает и особые (нравственные) отношения между мужчиной и женщиной, что тоже, на мой взгляд, необходимо в нашей жизни. У мальчиков это галантность, у девочек – женственность, нежность.

Жаль, что так мало мальчиков приводят в танцевальные коллективы. У нас бытует ошибочное  мнение, что это не мужское занятие. Может быть, поэтому у нас так мало обходительных и галантных молодых людей.

   Раскрывая и воспитывая  подрастающее поколение, посредством танца педагоги воспитывают целое мировоззрение ребёнка, а также раскрывают его творческие способности.

     Русский композитор, музыковед и педагог Борис Асафьев, сказал :

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

                Жизнь выдвинула общественный запрос на воспитание творческой, инициативной  личности, способной, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения.

Творческого человека можно определить так - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

     Педагог обязан, научив ребёнка «ходить»  на последующем этапе должен подарить ему «крылья».  

     «Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребёнка крылатым. «Как сделаю ребёнка крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел летящего по небу мальчика, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. « Но твои крылья, нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу.»  Ш. Амонашвили.

  Неся со сцены красоту и доброту, человек не может быть безнравственным. Хотя примеров в истории противоречивых множество. Например:  Сольери или Фауст. Но для того, что бы направить талант в мирное (нравственное) русло и существует мудрый педагог.

         Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех. 
  И хочу закончить выступление моим педагогическим кредо:

               Душа ребёнка – пламенный сосуд,

              Прозрачны стены, совершенны формы

             Но от того, чем мы его наполним

             Зависит будущего человека суть.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние искусства на формирование духовно-нравственных ценностей"

Статья рассказывает о произведениях литератеры, музыки, живописи на уроках музыки в 5 классе, которые помогают разбудить в душах  наших детей добро, веру, любовь....

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Материалы Международной научно-практической конференции «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания» г. Арск

Рассказать о своей работе очень непросто, особенно когда учишь сельских школьников литературе вот уже почти 25 лет. О чем сказать в первую очередь?  Чем поделиться с учителем-другом, работающим, ...

Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"

Мастер- класс  на Региональном проблемно- тематическом семинаре...