Главные вкладки

    «Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»
    статья на тему

    Вострякова Татьяна Васильевна

    Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное воспитательное пространство через воскресные школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_temu_2.docx24.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему

    «Роль воскресной школы  в формировании духовно-нравственных ценностей личности  ученика»

    Уважаемые коллеги!

    Слайд№2

    Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно-нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям то ценное, в русской духовной культуре, что создавалось нашими предками в течение столетий, созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна.  

    Слайд №3

    В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, возрождение  духовно-нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства.

    Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного  воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, что наш Президент ,посещая северные обители говорил, что трудно не согласится с теми, кто утверждает, что без православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.

    Слайд №4

    Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы.

    «Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью храма, призванная организовывать духовное просвещение и содействовать воцерковлению (создание условий активного совершенствования в духовной жизни) детей и взрослых»

    Отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ как элемент образования сегодня уже невозможно.

    Слайд №5

    Положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию. Значимость деятельности воскресной школы обусловлена ее высоким социально- педагогическим потенциалом.  Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей,  приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде - все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности,  общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.

    Слайд №6

    Воскресная школа при храме во имя свт. Николая Чудотворца в р.п. им. Ст. Разина была организованна в 2001 году. Занятия в ней все эти годы ни разу не прерывались. Первые занятия в ней проводил настоятель храма  отец Вячеслав Осьминкин, впоследствии ставший духовником школы. В  начале было очень нелегко, ведь у нас в поселке никогда не было церкви, а значит , и какой бы то ни было православной культуры поведения тоже не было. Первые занятия проводили в неотапливаемом необорудованном помещении колокольни возле храма. На первые занятия приходили из любопытства до 40 детей. Потом остались те, кого заинтересовала история православной церкви, красота богослужения, а значит затеплился огонек веры. Сейчас здание школы отапливается газом, в ней сделан современный ремонт. Имеется компьютерное оборудование, видеотека и библиотека.  В 2014-2015 уч. году в школе обучается 18 учащихся,  составляющих две группы: младшая - от 6 до11 лет, старшая в возрасте от 11 до 15 лет.

    Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые лежат в основе выбора форм организации учебно- воспитательного процесса и методов работы.

    Наша школа ставит перед собой следующие задачи:

    1.Религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

    2.Всестороннее развитие личности воспитанников;

    3. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

    Религиозно-нравственное обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:

    - воцерковление и приобщение к литургической жизни церкви;

    -паломнические поездки;

    -воспитание патриотизма активной гражданской позиции, уважение к своему народу, служение Отечеству;

    -формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;

    -усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота, духовная и эмоциональная близость членов семьи;

    -знание культурно-исторических традиций российской семьи в целом и своей семьи в частности.

    Основные направления по всестороннему развитию личности воспитанников:

    - помощь в развитии творческих способностей;

    -эстетическое развитие ( формирование чувства прекрасного через литературу, искусство, посещение музеев, самостоятельное творчество)

    Основные направления по адаптации воспитанников к жизни в современном обществе:

    -беседы с учащимися по вопросам связанным с жизнью в современном  мире;

    -формирование уважительного отношения к представителям другой культуры;

    - воспитание человека способного  к благотворительности, милосердию, состраданию;

    -развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта  оказания помощи другим людям;

    Слайд№8

    Начало и конец учебного года. Время занятий

    Учебный год начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в День  славянской письменности и культуры , который связан с  памятью свв. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая).Дети приходят к началу Божественной Литургии. Занятия всегда начинаются и заканчиваются детской молитвой.  Продолжительность  занятий 30 минут. После занятий в школе проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками.

    Слайд №9

     Очень важную  роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и родителями. В нашей школе каждое воскресенье проходят беседы о. Вячеслава Осьминкина.  Прием учащихся осуществляется в течение года, всем желающим гарантируется доступность независимо от материального достатка, возрастных ограничений и национальных принадлежностей. В школе существует система поощрений учащихся и родителей. Два раза в год к празднику Рождества и Пасхи из учеников Воскресной школы выбираются лучшие по следующим критериям: успеваемость, посещаемость, активное участие учеников в жизни школы. Дети и родители награждаются подарками и грамотами.

    Слайд №11

    Учебные предметы

    Учебный процесс регламентируется расписанием уроков. Три педагога ведут занятия по Закону Божию,  церковнославянскому языку, «Основам православной культуры». На уроках Закона Божия задача преподавателя состоит не только  в том, чтобы обучить детей основам веры , дать ребенку  некое рассудочное знание о Боге, но и привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, преподаваемой «от сердца к сердцу»

    Знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес детей к чтению на ее основе. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению.  « Основы православной культуры»- предмет духовно-нравственного цикла преподается по программе А. Бородиной. Знакомство учащихся с историей православия, его идеями направляется нами на то, чтобы :

    1. Показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания как праведничество,  патриотизм;
    2. Проявить «добрые обычаи» (К.Д. Ушинский) в православных традициях и праздниках;
    3. Обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

    Средством решения указанных задач выступает чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (« Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений), несущих по выражению Д.С. Лихачева «этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный» и отечественной духовной классики, наполненных «светлым мироотношением»

    Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игры, экскурсий, паломничества.  Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им радость познания нового, и встречу  с единомышленниками.

    Слайд №11

     Кроме занятий в классе учащиеся воскресной школы участвуют в богослужении, в жизни прихода, оказывают посильную помощь храму ( на территории храма вместе с педагогами  и родителями сажаем цветы и ухаживаем за ними).  Центральным звеном в работе воскресной школы является Литургическое общение  ( совместное участие детей , родителей и педагогов в таинствах Покаяния и Причастия).  По благословлению настоятеля совершаются организованные причастия  детей (участие добровольное)

    Образование учащихся завершается экзаменационным испытанием на основании экзаменационных билетов. Выпускникам, успешно окончившим школу, вручается Свидетельство об окончании школы.

    Слайд №12

     Помимо сугубо учебной деятельности в школе ведется работа по организации досуга детей. Самыми  популярными видами внеклассной деятельности  в школе являются церковно- хоровое пение, театральные постановки к праздникам, занятия рукоделием. Занимаясь музыкой, ребята  поют с сопровождением в храме на службе.

    Слайд №13

    Слайд №14

    Слайд №15

     Большое внимание уделяется совместным мероприятиям: экскурсиям, паломническим поездкам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Такого рода поездки не только сближают родных людей, но и помогают установить новые христианские взаимоотношения. Мы побывали с детьми в Свято- Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, монастыре св. прп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца- г. Лысково, Спасском монастыре и монастыре свв. Петра и Февронии – г. Муром, в историко-  краеведческих музеях Н. Новгорода, Казани, Арзамаса, Городца, Б. Болдина.

    Одним из важнейших условий успешной работы нашей воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся.

    Слайд №16

    Родители активно участвуют в жизни школы: присутствуют на уроках, участвуют в организации праздников , посещают родительские собрания. На занятиях родители присутствуют не только для помощи детям ,но и для самообразования. В наше время нередко бывает, что не родители детей приводят в Церковь, а наоборот: заинтересовавшись детскими занятиями в воскресной  школе, мамы и папы становятся церковными людьми.

    Слайд №18-19-20

    Важным направлением является проведение праздников, посвященных памяти святителя Николая, Рождеству Христову, Пасхе, Дню святых Жен- мироносиц,  а также участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах. Изготовление подарков для прихожан храма, участие в концертах, посещение с театрализованными постановками детей СРЦ стали доброй традицией в школе.

    Слайд №21

    Достижения учащихся Воскресной школы

     Ребята из Воскресной школы-  активные участники   Всероссийской Олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру православную!»,  проводимой Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом.  В районном фестивале «Пасха Красная» в епархиальном конкурсе « Рождественская открытка» номинации «Изобразительное искусство» работы наших воспитанников Гниловой Екатерины  и Востряковой Елизаветы заняли призовые 3 и 2 места. За участие в фестивале «Лукоянов- православный». Выпускница  Воскресной школы 2011 Гнилова Екатерина стала студенткой миссионерского факультета ПСТГУ. Но главное для учителей- это не награда воспитанников, а возможность вложить в души детей бережное уважительное отношение к православному наследию нашей страны.

    Слайд №22

    Сегодня Русская  Православная Церковь говорит о важности соединения  воспитания и образования. Пустые разговоры не помогут, если сегодня не объединить усилия российских граждан в вопросе сохранения базисных народных ценностей и в формировании культуры на основании этих ценностей. Много лет назад русский философ Иван Ильин выразил обсуждаемую нами сегодня проблему следующим образом: «Люди- писал он,- постепенно переложили цель и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала первенствовать, духовность перестала цениться, все стало сводиться к земному на земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры и сердца» . Философ говорил, что воля к совершенству уходит, а именно без нее культура не мыслима. Нам захотелось выйти за ограду церкви и предложить  детям эти представления как прекрасную образовательную среду для формирования у молодых людей нравственных ценностей.

    Спасибо за внимание. Мира всем и благоденствия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности  в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...

    Роль искусства в формировании духовно-нравственного и эстетического воспитания в школе

    Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов...

    Роль педагога в формировании «Духовно-нравственных ценностей учащихся»

    Роль педагога в формировании «Духовно-нравственных  ценностей  учащихся»...

    Эссе "Роль современной школы в духовно-нравственном воспитании детей"

    Эссе на тему "Роль школы в духовно-нравственном воспитании детей"...

    Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

    Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

    РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В формировании духовно-нравственного компонента личности

    Саамы наедине с природой; использование ментальной карты....

    Опыт взаимодействия общеобразовательной и Воскресной школы в духовно-нравственном воспитании школьников

    Данный материал знакомит с опытом  совместной работы общеобразовательной и Воскресной школы по духовно-нравственному воспитанию детей. Многолетний  опыт работы в  общеобразовательн...