Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
учебно-методический материал (7 класс) по теме

Муфлиева Лидия Илларионовна

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formir_lichnosti_rebenka.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Цель: повысить знания родителей по теме: «Роль семьи в  формировании  духовно-нравственных качеств подростка, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Задачи:

-пропаганда правовых знаний среди родителей;

-пропаганда правонарушений несовершеннолетних;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

- развитие умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео - ролик, памятки для родителей.

Ход собрания

Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о профилактике правонарушений, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

    Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Упражнение «Чистый лист».

(педагог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни

Глубоко прав был А. с. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Для того, чтобы вовремя предотвратить негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет нам в дальнейшем в воспитании наших детей:

- Изучать круг друзей своего ребенка

- Интересоваться проблемами ребенка, его успеваемостью и дисциплиной в школе и общественных местах

- Планировать совместный отдых с детьми

-Изучать литературу по педагогике и психологии, применять основные приемы психолого - педагогического воздействия

- Своевременно корректировать поведение ребенка

- Обращаться к специалистам

    Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами.

        В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.

Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

        Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки.

Правонарушения– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.

        Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный,  продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная  помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее  осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных семейных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1) ребенка постоянно критикуют,

 он учится... (ненавидеть):

2) ребенок живет во вражде.

он учится ... (быть агрессивным);

3/ ребенок растет в упреках,

он учится ... (жить с чувством вины);                                  

4) ребенок растет в честности,

он учится ... (быть справедливым);

5) ребенок растет в безопасности,

 он учится ... (верить в людей);

6) ребенка поддерживают,

 он учится ... (ценить себя);

7) ребенка высмеивают,

он учится ... (быть замкнутым);

8) ребенок живет в понимании и дружелюбии,

он учится ... (находить любовь в этом мире).


Правовая основа воспитания

Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции  ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей  родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ).

        Поэтому задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом.

        Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.  


Согласно Закону «Об образовании» №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят
следующие задачи:

Оказание социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

  1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся
  2. Борьба с прогулами занятий
  3. Семья, находящаяся в социально-опасном положении
  4. Организация досуга учащихся
  5. Пропаганда здорового образа жизни  
  6. Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Список литературы:

1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». Политиздат 1985 г.;

2. Соловцова И. А.  «Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии». Волгоград 2004 г.

3. Сухомлинский В.  А.  «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Просвещение 1999 г.;

4. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» Москва 1996 г.;

5.. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». Москва 1979 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

родительское собрание РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Цель: - обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Задачи:- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;- фо...

Выступление на родительском собрании «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»

формирование морально-нравстаенных качеств в семье-рекомендации для родителей...