Эссе "Роль современной школы в духовно-нравственном воспитании детей"
статья

Олейник Ольга Владимировна

Эссе на тему "Роль школы в духовно-нравственном воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и место духовно-нравственного воспитания в образовательной системе современной России

Плачевные последствия так называемых «перестроечных времен», когда на смену моральным принципам советского периода пришли нравственные идеалы, ориентированные на западную модель общества, ощущаются в огромной мере в настоящее время. На смену патриотизму пришел стыд за свою страну, чистоте и невинности в отношениях между полами – всемерно насаждаемая теория «свободной любви», институт брака как единственно возможная форма построения отношений сдает свои позиции, уступая место такому явлению, как «гражданский брак», который на самом деле является ни чем иным, как сожительством без каких-либо обязательств. Духовные ценности в сознании людей вытесняются ценностями материальными. Огромное количество ярких, красочных печатных изданий, всевозможных сайтов в сети Интернет, ориентированных на аудиторию в возрасте от 15 лет, формируют в сознании молодежи образ так называемого «успешного человека»: богатого, хорошо одетого, умеющего «строить карьеру», причем среди советов как достичь такого идеала обязательно присутствуют такие, которые сложно назвать иначе, чем манипулирование людьми, лицемерие. Девочкам дается множество советов о том, как выглядеть привлекательно, причем высшая степень привлекательности характеризуется словом «сексуально», которое уже подростки с удовольствием воспринимают как комплимент. Практическое отсутствие цензуры со стороны правительства даже в отношении откровенно молодежных изданий приводит к тому, что вышеперечисленное является основным их содержанием и зачастую совершенно отсутствует апелляция к духовно-нравственной стороне жизни. Как логичное следствие данных тенденций следует отметить, что в настоящее время на смену познавательным мотивам использования ресурсов сети Интернет пришла их интерпретация как развлекательного сервиса, где можно безнаказанного совершать действия, противоречащие общепринятым морально-этическим нормам. Свободное время среднестатистического  школьника, чьи родители заняты зарабатыванием денег, зачастую заполнено бесцельным времяпрепровождением за компьютерными играми, наполненными проявлениями жестокости и насилия, часто вытесняя  из сознания детей реалии жизни, подменяя истинные ценности виртуальными.

В подобных условиях именно школе следует отвести ведущую роль в организации духовно-нравственного воспитания детей. Основным приоритетом образовательной системы современной России должна стать задача воспитать в детях личностные стремления следовать моральным нормам, так как школьный возраст является наиболее восприимчивым для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания. Именно школе следует восполнять недостаток у детей сведений о подлинных нравственных ценностях, корректировать часто искаженно сформированное представление о таких понятиях, как любовь, патриотизм, чувство долга и верности идеалам, развивать стремление к научному познанию мира, к развитию науки и искусства, творческих способностей личности школьника. Школа в условиях современного общества перестала быть лишь источником знаний и, отвечая потребностям времени, призвана стать одним из основных институтов духовно-нравственного воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"

Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...