Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  
материал

Крутикова Татьяна Васильевна
Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_30.12.2022.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»

         

В человеке, которого мы воспитываем,

должны сочетаться нравственная чистота,

 духовное богатство, физическое совершенство.

В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. 

Воспитательная работа в МБОУ « Открытая (сменная) школа» основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.

Основные направления воспитательной деятельности школы соответствуют воспитательному стандарту ФГОС:

  • обще интеллектуальное,
  • общекультурное,
  • духовно-нравственное,
  • спортивно-оздоровительное,
  • социальное.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную деятельность школы:

  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Федеральный Закон РФ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях»,
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
  • Устав МБОУ «Открытая (сменная) школа».

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей целью наша школа определила, воспитание у детей стремление находится в непрерывном диалоге с культурой, искусством, сформировать желание освоения все новых и новых её пластов.

        Основные задачи в области воспитания:

  •  Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно - нравственных ценностей гражданина России.
  •  Совершенствование оздоровительной работы с обучающимися и привитие навыков здорового образа жизни.
  •  Развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения.
  •  Совершенствование системы воспитания в классных коллективах.
  •  Совершенствование системы семейного воспитания, повышение

ответственности родителей за воспитание детей.

  •  Развитие творческих способностей, обучающихся во всех видах деятельности (урочной, внеурочной, внеклассной, внешкольной), а также вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования.
  •  Повышение уровня правовой культуры обучающихся, профилактика девиантных форм поведения.
  •  Воспитание положительного отношения к труду и чувства ответственности, помощь в самоопределении в отношении будущей профессии.

Поставленные задачи, в соответствии с планом воспитательной работы

реализовывались по следующим направлениям деятельности:

  •  Гражданско-патриотическое воспитание;
  •  Духовно-нравственное воспитание (познавательное, правовое);
  •  Эстетическое воспитание;
  •  Спортивно-оздоровительное воспитание и безопасность жизнедеятельности;
  •  Трудовое воспитание
  •  Работа с обучающимися «группы риска»;
  •  Экологическое воспитание;
  •  Воспитание ценностей научного познания;
  •  Работа с родителями.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, своей задачей наша школа определила воспитание  у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование желания осваивать новое.

Организация работы на основе  традиций:

          В нашей школе мы проводим  праздники и акции. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа, других народов.

Главной задачей коллектива в этом учебном году – продолжить формирование у учащихся духовно-нравственных качеств; приобщение личности к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям, культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 

Работа по духовно – нравственному воспитанию учащихся проводится:

  • в соответствии с планом воспитательной работы МБОУ « Открытая (сменная) школа» на 2022 – 2023 учебный год;
  • по индивидуальным планам воспитательной работы классных руководителей.

В школе созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей через уроки  и классные часы.

          Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий  и  развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина России». Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку,  духовным, природным  и  культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и  традициям, к государственным символам Российской Федерации.

В школе реализуются учебные курсы по предметам духовно нравственного цикла:

  • «ОДНКНР» – в 6 классе;
  • ПКСЗ  (модули по выбору – в 7 классах

Отдельное внимание в нашей школе уделяется работе классного руководителя. Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;
  • взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.

Социальное сотрудничество: Центральная библиотека имени И.И,Рыленкова, городской музей, КДН,ПДН, Отдел молодежной политики и спорта, совет ветеранов,

Во внеурочной деятельности школа тесно взаимодействует со всеми вышеперечисленными структурами и учреждениями.

Организация и проведение календарных праздников совместно с  центральной библиотекой имени И.И. Рыленкова;

Рождество Христово

Масленица  Колядки

Зимние праздники

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений. Ведущим направлением является  нравственное воспитание, которое  высоко оценивал Лев Николаевич Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Приоритетные задачи воспитания:

  • Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
  • Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;
  • Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: циклы классных часов, бесед по нравственной тематике и на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, беседы по правилам дорожного движения. Актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя.

Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ.

Классный час «Возрождение ратного духа»;

Экскурсии  в городской музей;

Художественно-эстетическая деятельность: участие в творческих конкурсах, выставках.

По духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике в школе за истекший период  проводились различные творческие конкурсы. Цель – воспитание эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся.

Выставки детского рисунка «Доброта», «Моя Родина», «Наши Защитники».

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития.

Таким образом, решение задач духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...

План работы педагога – психолога МБОУ «Открытая (сменная) школа» с педагогическим коллективом.

План работы педагога – психолога МБОУ «Открытая (сменная) школа» с педагогическим коллективом....