Главные вкладки

    Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"
    статья по краеведению по теме

    Соловьева Елена Алексеевна

    Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том,как наполнить внутренний мир  юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре  и зле. Становится очевидность необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня становится гуманизация  жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты. Милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия. Таким образом,  актуальность изучения предмета  «Духовное краеведение Подмосковья  обусловлена, прежде всего, социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_duhovno-nravstvennyh_cennostey.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

      Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет «Духовное краеведение  Подмосковья»

         

            Автор: Соловьева Елена Алексеевна – учитель истории и основ православной культуры.

     Место работы Средняя школа №6  г.Павловский Посад Московской области

                        Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том. Как наполнить внутренний мир  юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре  и зле. Становится очевидность необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня становится гуманизация  жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты. Милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия. Таким образом,  актуальность изучения предмета  «Духовное краеведение Подмосковья  обусловлена, прежде всего, социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников.

            Говоря о процессе «духовно - нравственного воспитания»,  мы  имеем в виду процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика
    (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечества, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

                     Таким образом, мы можем сформулировать основные цели курса:

        1.Историко-культурологическое образование;

         2.Духовно-нравственное образование.

                    Эти цели очень логичны, так как  культура России         на  протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:

            -дать  школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

        - дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами  этических категорий добра и  зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества;

            - способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.

                       Одним  из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым источником отражением духовной жизни народа. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии.   Ведь именно христианская православная  религия  с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного  сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы  и ценности жизни. Христианство учило людей  уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой  культуры, а  православно-христианские  принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными  возможностями. Именно  на их основе возможно преодоление современного кризиса  культуры и  образования, кризиса  внутреннего мира человека.

                    История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и  подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный  опыт человека. Заставляя  понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

                        Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы.  Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях  школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеал. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

                    Курс «Духовное краеведение Подмосковья»  предполагает посещение православных храмов, так учащиеся могут лучше познакомиться с православным искусством. Так  на уроках «Духовного краеведения» школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Четыре стороны храма, объединенные одной главой, символизируют четыре стороны света под властью Единой Вселенской Церкви.

                    На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

                    Русское православное искусство развивает душу. Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует не только на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком нравственной системы ценностей.

                    Обладающая большим воспитательным потенциалом, православная культура дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества.

                    Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

    В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

    Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

    Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

    Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

    В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

    Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".

    Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....