Главные вкладки

    Выступление на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей через внеурочную деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС"
    статья

    Данное выступление - система работы школы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_duhovno.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование духовно-нравственных ценностей

    через внеурочную деятельность обучающихся

    в условиях реализации ФГОС

    В наше время перед школой встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

    В связи с этим, проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано, прежде всего, с воспитанием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

    Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область.

    Все сказанное учитывается в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

    Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности.

    Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития учащимися  своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций,  обеспечение индивидуальных потребностей школьников.

    Задачи внеурочной деятельности:

    • включить каждого учащегося  в учебно-познавательную и творческую деятельность;
    •  стимулировать развитие учащегося  как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;
    •  способствовать формированию базовых компетентностей школьников.

       Планируя организацию внеурочной деятельности, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.

    В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в нашей школе организована по следующим направлениям: 

    • спортивно-оздоровительное;
    • духовно-нравственное (патриотическое);
    • общекультурное (художественно-эстетическое);
    • общеинтеллектуальное;
    • социальное (общественно-полезная деятельность).

    Как же представлены вышеназванные направления в нашей школе?

    Направление развития личности

    Спектр программ внеурочной деятельности

    Спортивно-оздоровительное

    Секции «Мини-футбол», «Баскетбол», «Дзюдо», «Теннис»

    Курс «Уроки здоровья»

    Духовно-нравственное

    Курс «Основы светской этики»

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    Курс «История казачества»

    Социальное

    Отряд ЮИД

    Отряд волонтеров

    Школьная служба примирения

    Факультатив «Мир психологии»

    Курс «Мир профессий»

    Общеинтеллектуальное

    Факультативы по предметам:

    математике, русскому языку, информатике, обществознания, физики, биологии, астрономии

    Общекультурное

    Объединение «Волшебная кисть»

    Хореографический кружок

    Кружок вокального пения

    Спортивно-оздоровительное направление представлено секциями «Мини-футбол», «Баскетбол», «Дзюдо», «Теннис» преподаватели Безуглов В.П., Востриков В.В., Данилейченко И.П.

    Духовно-нравственное направление передается через курсы «Основы светской этики», педагог Ефремова А.Ю., «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Финогентова И.В., «История казачества» - Заиченко Т.В.

    Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено объединением «Волшебная кисть», преподаватель Бальевич Д.Ю., занятиями хореографического кружка и кружка вокального пения, руководители – работники Дома культуры с.Нины Медведева Н.В. и Корендюгина И.Н.

    Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено факультативами по предметам: математике, русскому языку, информатике, обществознания, физики, биологии, астрономии, геграфии.

    Социальное направление (общественно-полезная деятельность) представлено отрядом ЮИД, руководитель Сибиш Е.Н., отрядом волонтеров, Школьной службой примирения – Жеребкова Т.В., курс «Мир профессий» - Тамазина Е.В.

    Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, проведение субботников, работа на пришкольном участке, участие в акциях.

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:  

    • Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.

    • Второй уровень - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

    • Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

    Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

    Однако чтобы реализовать все задуманное, мало одного только желания. Необходимы три составляющие: кадры, материально-техническая база и финансирование.

    Проблемы внеурочной деятельности

    Фактор риска

    Возможные пути решения

    Отсутствие достаточного финансирования внеурочной деятельности

    Использование  средств стимулирующего фонда

    Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов, удаленность школы от учреждений дополнительного образования

    Привлечение специалистов дополнительного образования, сотрудничество с родителями учащихся

    Недостаточное количество помещений в школе для организации  внеурочной деятельности

    Проведение  занятий на базе помещений социальных партнеров

    В заключении хотелось бы отметить, что духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, а внеурочная деятельность позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. 

    Главная задача школы – сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: «…Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

    Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

    Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...

    Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и с...

    Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС

    Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС:1. Тема: Духовно-нравственные основы воспитания гражданина2. Тема Методы и приёмы педагогической раб...

    Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

    Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...