Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
статья по теме

Куприяшина Ирина Владимировна

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kupriyashina_na_ekspertizu.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

И.В. Куприяшина, воспитатель  

                                                  КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными   возможностями здоровья №1»

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий. Особенностями данного компонента  является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе. Материалы Стандарта подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, помогает сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся.

  Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

      Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

      Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

          Внеурочная  деятельность является обязательной частью адаптированной основной образовательной  программы образовательной организации, организуется по направлениям (коррекционно-развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

         При организации внеурочной деятельности обучающихся используются как собственные ресурсы (учителя, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования,  педагог-психолог), так и внешние ресурсы.

        План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы, объем внеурочной деятельности  обучающихся с учетом их интересов и возможностей образовательной организации. В учебном плане определено количество часов в неделю и год, отводимых на внеурочную деятельность. Объём внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет не более 10 часов в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Но есть занятия и по 20 минут, потому что отличительной особенностью внеурочной работы нашей образовательной организации является включение в неё коррекционно-развивающей области.

     Большую роль в освоении социального опыта обучающимися с нарушениями слуха играют различные виды деятельности, проводимые воспитателями ГПД во внеурочное время и отраженные в рабочих программах, которые разработаны в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-                    развивающей области (музыкально-ритмические занятия)
  • Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы»
  • Рабочая программа по социальному направлению
  • «Жестовая речь»
  • Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
  • Рабочая программа по общекультурному направлению
  • «Культурный калейдоскоп»
  • Рабочая программа по интеллектуальному направлению
  • «Почемучка»
  • Рабочая программа по духовно-нравственному направлению
  • «Этика взаимоотношений в окружающем мире»
  • Рабочая программа по социальному направлению
  • «Социально-бытовая ориентировка»
  • Рабочая программа по социальному направлению
  • «Я и моя безопасность»

    Остановлюсь подробнее на каждом из направлений.

    Общеинтеллектуальное  направление.  Цель:   создание условий для расширения  интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушениями слуха средствами познавательной деятельности. Представлено занятиями «Почемучка» и «Шахматы». Дети         наблюдают  и оценивают явления природы и общественной жизни; знакомятся с  растениями и животными, выполняют практические работы и опыты, занимаются проектной деятельностью, выполняют различные творческие задания; учатся уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, игре в шахматы.  

        Духовно-нравственное   направление. Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания   и освоение обучающимися с нарушением слуха норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Представлено занятием «Этика взаимоотношений в окружающем мире». Дети знакомятся с моральными нормами и правилами нравственного поведения, учатся быть неравнодушными  к жизненным проблемам других людей, сочувствию к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим; получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

  Спортивно-оздоровительное направление. Цель: формирование основ  здорового образа жизни и   выполнение элементарных правил здоровьесбережения. Представлено занятием «Здоровейка». Школьники приобретают  знания  о нормах гигиены; правильном питании, технике безопасности при занятии спортом; играх разных народов, развивают ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, применяют на практике приобретенные  знаний о правилах ведения здорового образа жизни.

   Общекультурное   направление. Цель:   приобщение  к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре народов России; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. Представлено занятием «Культурный калейдоскоп». Обучающиеся знакомятся с названиями и назначением материалов, инструментов, с правилами безопасности труда, учатся   изготавливать поделки и сувениры, правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; анализировать изделие, самостоятельно  выполнять все этапы изготовления поделки.

 Социальное направление. Целью данного направления является развитие социальной компетентности школьников с нарушениями слуха и подготовка их к самостоятельной жизни. Представлено занятиями «Социально-бытовая ориентировка», «Жестовая речь», «Я и моя безопасность». Обучающиеся учатся безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой;  правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора; знать правила посадки и высадки из транспортного средства; учатся правильно вести себя в общественных местах, знакомятся с профессиями.  

 Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, которая проводится через наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием воспитанников в повседневной жизни; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам, раскрывающим качественную сторону личностного развития детей. Мониторинг проводится  воспитателями ГПД три раза в год (сентябрь, декабрь, май).

   Результаты заносятся в  технологическую карту оценки эффективности каждого направления внеурочной деятельности.

  По результатам мониторинга определяется средний показатель, который позволяет сделать анализ эффективности работы педагога и вовремя внести  нужные коррективы.

    Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся», разработанной  педагогами образовательной организации и имеющей внешнюю рецензию.

   Одним из важных условий формирования социальной компетентности обучающихся с нарушениями слуха является проведение экскурсий. Список объектов велик и разнообразен - это профессиональные учреждения, библиотеки, кинотеатры, кафе, парикмахерские, магазины, музеи, стационарные и передвижные выставки, школы искусств и многие другие. Экскурсионная деятельность способствует расширению культурно-речевой среды детей с нарушениями слуха, взаимодействию и сотрудничеству со слышащими сверстниками и взрослыми. Дети осваивают правила, законы социального поведения, что ведёт к более успешной их адаптации в обществе.

   Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки – это непосредственная подготовка к дальнейшей жизни, а вся внеурочная деятельность - это некая модель самой жизни. Ученик, выйдя из стен школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью  деятельности всех педагогов нашей образовательной организации.

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.  № 373 (для I-III (IV) классов).

2.Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

3.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

4.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство: Просвещение, 2010г.

5.Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.

6.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

7.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

8.Положение об оценке эффективности деятельности по направлениям внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО в МОУ СОШ №2 г.Переславля-Залесского

Разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целос...

Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы

Михайлова Татьяна Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии 209  “ Павловская гимназия”, Центрального района  г. Санкт-Петербурга. Внеурочная деятельность обучающихся – условие...

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...

Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»

В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...

Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...