Главные вкладки

    Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
    классный час на тему

    Липина Светлана Владимировна

    Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozmozhnosti_dukhovno.doc33.5 КБ
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dukhovnost.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики

    в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    С.В.Липина,

    учитель математики

    МОУ СОШ №106 г. Волгограда.

    Могут ли быть связаны между собой такие понятия как духовность и математика. В словаре С.И.Ожегова мы найдем определения духовности и математики. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Математика – это наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы. С первого взгляда может показаться, что между данными понятиями нет ничего общего. Оказывается есть. Это человек. У него есть душа, и он может чувствовать, переживать, сочувствовать… С помощью математического аппарата человек познает мир, совершает новые открытия…Поэтому нравственные и интеллектуальные интересы идут рядом.

    Что такое урок математики для ребенка? Это небольшой момент его жизни. Жить надо всегда по чести и по совести. Где и как этому научиться? Этому можно учиться всегда и везде и уроки математики этому не исключение. Мы должны не просто учить считать и умножать, решать уравнения и строить графики, но и воспитывать человека. Вы мне можете возразить, ведь это не история или литература. О какой духовности и нравственности может идти речь, если на уроке можно оперировать только числами и формулами.

    Все очень просто. Ведь урок математики, как и любой другой направлен на воспитание, изучение и осознание полученных знаний. Никто не спорит знание - это сила. Но что страшнее в жизни быть безразличным к беде товарища, пройти мимо голодного котенка, но при этом прекрасно решать сложнейшие уравнения или иметь высокие моральные качества и не знать правильность решения всех математических задач? Этот вопрос задавал себе каждый из нас. И он, конечно, знает на него правильный ответ. Так и наши дети должны искать ответы на свои постоянно возникающие вопросы у меня на уроке, а моя задача подобрать материал таким образом, чтобы эти ответы удовлетворяли их запросы и использованные для этого образы остались в памяти навсегда.

    Задачи на уроке должны быть разнообразные по степени сложности и содержанию. Надо разграничивать только их направления: история, химия, биология, экономика, живопись и многие другие. К своим урокам я часто использую эпиграфы. Это высказывания ученых, известных писателей. Этим стараюсь донести основную мысль урока и расширить знания ребят об этом человеке, заранее предлагая им приготовить небольшие сообщения. Здесь же можно использовать и групповую деятельность, если зашифровать данный эпиграф или одну только его фамилию. Для раскрытия шифра можно предложить решить примеры, а можно предложить заранее подготовленный текст. Работая с текстом, ребята не только познакомятся с новой информацией, но и расшифруют эпиграф. Ведь первые буквы слов дают ключ к расшифровке. В итоге ребята сами читают, ставят вопросы к тексту, выделяют главную мысль и подтверждают ее, расшифровывая слова, которые записаны в эпиграфе. Тема шифры и коды часто используется в математике. В истории нашей планеты много не разгаданных и зашифрованных тайн. Данные знания могут помочь ученикам зашифровать свои записи от «лишних» глаз, используя различные литературные произведения или учебники, например истории, литературы или географии. Я как учитель должна создать условия на уроке для продолжения и углубления изучения данной темы.

    Духовность и нравственность можно воспитывать как на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения, так и на примерах из жизни исторических личностей. Еще А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Ярким примером могут послужить уроки, посвященные 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова; создателю учебника арифметики Л.Ф. Магницкого. Важные и интересные факты выясняются на этих уроках. Ведь Л.Ф. Магницкий получил свою фамилию по воле Петра I, благодаря своим глубоким знаниям. Петр велел величать простого учителя Магницкий, чтобы он окружал и как магнит притягивал к себе молодых людей для получения ими высоких и прочных знаний. Для этого использовались такие формы урока как урок-путешествие, брей-ринг и другие.

    Переходя от истории к краеведению, меняем тематику задач и при этом не забываем изучать саму математику. Возьмем тему проценты. На данных уроках можно использовать дидактические задачи по данным темам: «Волгоградская область в процентах», «Энергия пищи», «Вредные привычки», « На зарядку становись!» и т.д. Знакомя ребят с историей своего края, я стараюсь привить любовь и чувство гордости к тому месту, где он родился и вырос. Приведу пример: если сравнить площади Волгоградской области с некоторыми странами Европы, то можно заметить, что на ее территории можно было бы практически разместить такие страны как Дания, Хорватия и Словения вместе взятые. Здесь можно привести не только цифры, но и наглядно продемонстрировать с помощью интерактивной доски. Лучше привести несколько запоминающихся фактов, чем сухо излагать материал.

    В подростковом возрасте ребята делают акцент на своей внешности. Здесь самое время включать в урок задачи, которые интересуют их в данный момент. Можно начать разговор с понятия энергия пищи. Ведь не секрет, что многие ученики страдают избыточным весом. Когда ребенок узнает о культуре питания, то сможет подходить к своему рациону согласно полезности продуктов, познакомится с принципом подсчета калорий, о полезной и вредной пище. К этому же циклу можно подключить задачи о вреде табака и пропаганде спортивных упражнений. Не зря же говорится, что в здоровом теле - здоровый дух.

    Что же кроется за решением той или иной математической задачи? Что дают самому ученику такие математические операции как преобразование выражений, извлечение квадратного корня, решение квадратных уравнений? Оказывается, выполнение логически выстроенных задач помогают выработать такие качества личности как усидчивость, терпение, трудолюбие, взаимовыручка, умение анализировать, сопереживать за товарища, принимать самостоятельные решения, разрабатывать пути решения проблемы, заниматься исследовательской деятельностью. Данные качества как раз помогают ребятам формировать свой нравственный облик.

    Но не только урок математики открывает возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности. Примером могут служить внеклассные мероприятия, разработка проектов, участие в исследовательской работе и просто беседы по душам на переменах, во время экскурсий и походов.

    Нравственность определяется качеством поведения человека, а духовность – качеством помыслов. При этом существует некая определенная зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание помыслов, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны так, что духовное определяет нравственное. Как писал Жан Жак Руссо: « Вся нравственность человека заключается в его намерениях». Мы, учителя, только смеем надеяться, что сделали все возможное, чтобы эти намерения были чистыми и светлыми.



    Предварительный просмотр:

    Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

     переподготовки работников образования

    Кафедра педагогики и психологии развития личности

    Классный  час

    Духовность и нравственность

    Выполнила Липина Светлана Владимировна,

    учитель математики МОУ СОШ №106

    Советского района г. Волгограда

    Волгоград  2012

    Классный  час

    «Духовное и нравственное воспитание».

    Форма проведения: круглый стол

            Цель:

    • выяснить в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?
    • проанализировать различные поступки персонажей, составить сравнительную таблицу.

    Ход мероприятия.

    Классный руководитель.

    Предлагает обучающимся прочитать эпиграф занятия.

     Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек. (В.Г.Белинский)

    Послушайте притчу «На площади судили...» (притча) Валерия Алалыкина

    На площади судили 
    Двух мужчин порочных.
    Один оклеветал жену.
    Другой украл из церкви крест.
    Но не было решений правомочных – 
    Никто не признавал свой грех.

     

    Тут странник подошёл с пустой сумою
    И вымолвил, узрев заблудший след:
    «Я не могу играть ничьей судьбою.
    Я самому Всевышнему священный дал обет.

     

    Но если кто-то лжец, 
    Пусть у того язык отсохнет!
    У вора пусть отсохнут руки!»
    Сказал и скрылся, как от муки…
    А на утро…
    Один немым вдруг стал!
    Другой – безруким!

    Понятно, что в понятиях «нравственный» и «нравственность» речь идет о внешних проявлениях человека, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит сложнее.

            Для наглядности и удобства рассуждений введём несколько типичных  персонажей.

            Представьте себе двух людей, схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, что известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, включённостью в других).

    Вопрос: Можно ли обоих персонажей  характеризовать как людей моральных, нравственных?

    Обучающиеся  высказывают своё мнение.

    Классный руководитель.

    Однако между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются, в первую очередь, помыслов этих людей.

    Персонаж 1.

            Он не поступает дурно и занимается благотворительность только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным - естественное, каждодневное, привычное состояние. Ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него в мыслях не возникает иной модели поведения. Его помыслы чисты, а поведение нравственно.

    Персонаж 2.

            При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений – чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его помыслы корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно.

            Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Кто же туда «заглянет»? А сами они уже точно не признаются: первый – по своей скромности, второй – по расчётливости. Кто же вам признается в собственной корысти!

    Обучающиеся  обмениваются мнениями.

    Классный руководитель.

    Подведём итог.        Нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не чистотой его помыслов. А внешними признаками наши герои-то и практически не отличаются. Различия будут сводиться лишь к тому, что второй будет всё время доволен своей положительностью, а первый – недоволен своим несовершенством. А самодовольство, как известно, всегда снаружи и его трудно скрыть. И это, пожалуй, единственное внешнее различие при внутренней противоположности.

    Классный руководитель.

            Рассмотрим ещё трёх персонажей.

    На этот раз речь пойдет о людях безнравственных, аморальных. Допустим, что герои 3, 4, 5 совершили одинаково безнравственные поступки, а может, даже  и преступления. С позиции права одинаковые проступки требуют одинакового наказания, но … вся трудность в том, что у одинаковых преступлений бывают разные мотивы. А вот мотивы как раз и «руководят» поведением. Помыслы-то первичны по отношению к поступкам.

            Итак, наши персонажи совершили проступки. Например, украли.

    Сравним помыслы (с позиции юриста) одинаково безнравственных людей.

            Персонаж 3

            украл потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным. Его гложет совесть, и покаянные мысли одолевают всё его естество. Он честно ищет пути исправления своей глупости, не уклоняясь от ответственности за содеянное. Его помыслы устремлены к покаянию за безнравственное поведение.

            Персонаж 4

            Мог удержаться от воровства, но … не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. И откладывает-то он, по собственной воле, а не по причине безволия. Может быть, он  не успел за один раз унести то, что «плохо» лежало. Одним словом, он мог удержаться от безнравственного поступка, но не захотел. В помыслах он осознаёт безнравственность своего поведения ( и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус). Опять-таки, помыслы его нам «не видны», поэтому его поведение мало отличается от поведения третьего персонажа.

            Персонаж 5

            «Воровал! Ворую! И буду воровать!» - твердит тот. Ему доставляет удовольствие доставлять другим неприятности. Он совершает грех намеренно, а не по  недомыслию, безволию или глупости. Его поступки безнравственны, а помыслы грязны.

            Вот такие крайности мы предложили вам для анализа.

    Обучающиеся обсуждают персонажей и дают им характеристику.

    Классный руководитель.

    Предлагаю  сравнить составленные вами таблицы с авторской

    Расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним.


    Персонаж 1

    Персонаж 2

    Персонаж 3

    Персонаж 4

    Персонаж 5

    Поведение

    +нравствен-

    ное

    +нравствен-

    ное

     – безнрав-

    ственное

    – безнрав-

    ственное

    –  безнрав-

    ственное

    Помыслы

    + чисты

    – корыстны

    + покаян-

    ные

    +осознёт

    – безнрав-  

    ственность,

    но не спешит

    измениться

    –  грязные

    Задание.

    Соотнесите характеристики с персонажами.

    I     «Случайно сорвавшийся, но кающийся»

         Персонаж 1

    II    «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич)

         Персонаж 2

    III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии)

         Персонаж 3

    IV    «Тихий  праведник»

         Персонаж 4

    V     «Правильный и самодовольный гордец»

         Персонаж 5

    Вопросы:

     1. Какие два персонажа наиболее интересно сравнить?

    2. Какой из них  вам симпатичнее? Почему?

    Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

     Классный руководитель.

    На мой взгляд, наиболее интересно сравнить нравственный персонаж 2 и безнравственный 3.

    Мне симпатичнее третий. Он – кающийся и духовно возрастающий человек, хотя и сорвавшийся. А вот второй – духовный «тормоз» и гордец, пребывающий в прелести и самообмане. Помыслы третьего чище и достойнее, чем второго. Он совестливее и чище.

    Вывод.

    Нравственность определяется качеством поведения человека,

    Духовность – качеством помыслов. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это  воспитание помыслов, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически – духовное определяет нравственное.

    Заключение.

    Классный руководитель:

    • благодарит обучающихся за активную работу;
    • высказывает мысль, что полученная информация поможет многим старшеклассникам выяснить, в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

    « Вся нравственность человека заключается в его намерениях».

     (Жан Жак Руссо)     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

    Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

    Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

    Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

    Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и с...

    Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

    Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...