Главные вкладки

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
    материал по теме

    Надежда Якушина

     

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

          Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

       Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Главное в образовательном  процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

       Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

        Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.

    Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

    Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат последовательного преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

    Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:

    • изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
    • переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
    • целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
    • признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

    Именно поэтому технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

    Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к результатам освоения основной образовательной программы.

    В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

    Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

    На практике учёт трёх перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:

    • принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
    • принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
    • принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
    • принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

    Технологическая карта урока как методический инструментарий

    Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

    Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

    Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

    Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

    Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

    • постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;
    • планировании способов достижения намеченной цели;
    • осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);
    • осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;
    • рефлексии деятельности по итогам урока;
    • выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

    В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока,  призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. (Приложение 2 «Технологическая карта урока).

    Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.

    В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.

    Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.

    Приведу ещё один вариант технологической карты урока — информационную карту урока . (Приложение 3 «Технологическая карта урока)

    Данная карта включает в себя четыре основных блока:

    информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.);

    содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;

    методический, содержащий поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода;

    результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии, эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося, результаты взаимодействия «ученик — ученик» и «учитель — ученик», соответствующие технологической форме планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

    Изучив предлагаемую литературу и различные Интернет-источники, предлагаю еще один вариант технологической карты (Приложение 4 «Технологическая карта»).

    Рассмотренные технологические карты урока:

    предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;

    могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

     (Приложение 5) «Структурные элементы учебного занятия.  Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.

    Каков же алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС ?

    Первое:

    • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
    • определить место темы в учебном курсе;
    • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
    • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

    Второе.

    Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

    Как же определяется цель урока в логике  системно-деятельностного подхода к образованию?  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  

    Слова-ориентиры для определения целей урока

    Традиционный («знаниевый») подход

    Компетентностный подход

    Понимать требования

    Научить формулировать цели

    Знать (сформировать знание о…)

    Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

    Научить работать с различными источниками знаний

    Научить выбирать источники знаний

    Систематизировать

    Научит систематизировать

    Обобщать

    Научить выявлять общее и особенное

    Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

    Научит выбирать способы решения задачи

    Оценить

    Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

    Закрепить

    Модифицировать, перегруппировать, научит применять

    Проверить

    Научить приемам самоконтроля

    Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

    Сформировать способность к самооценке

    Третье.

    1. Спланировать учебный материал

    2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

    узнавание нового материала;

    воспроизведение;

    применение знаний в новой ситуации;

    применение знаний в незнакомой ситуации;

    творческий подход к знаниям.

    3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

    4.Составить три набора заданий:

    задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

    задания, способствующие осмыслению материала учеником;

    задания, способствующие закреплению материала учеником.

    Четвертое.

    Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

    Данная таблица  позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока  формируются какие метапредметные результаты.

    Таблица формирования универсальных учебных действий

    на каждом этапе урока

    Требования

    к уроку

    Урок

    современного типа

    Универсальные

    учебные действия

    Объявление темы урока

    Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Познавательные общеучебные, коммуникативные

    Сообщение целей и задач

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

    (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Регулятивные целеполагания, коммуникативные

    Планирование

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

    (учитель помогает, советует)

    Регулятивные планирования

    Практическая деятельность учащихся

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    (учитель консультирует)

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Осуществление контроля

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    (учитель консультирует)

    Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Осуществление коррекции

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    (учитель консультирует, советует, помогает)

    Коммуникативные, регулятивные коррекции

    Оценивание учащихся

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    (учитель консультирует)

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Итог урока

    Проводится рефлексия

     

    Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

    Домашнее задание

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Пятое.

    Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

    Шестое.

    Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

    мотивационно-целевой;

    процессуальный;

    рефлексивно-оценочный

    Седьмое.

    Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

    Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

    что контролировать;

    как контролировать;

    как использовать результаты контроля

    Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

    Восьмое.

    Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

    Девятое.

             Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

    Создание технологической карты позволяет учителю:


    • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
    • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
    • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
    • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
    • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.


    Преимущества технологической карты:


    • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
    • освобождается время для творчества учителя;
    • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
    • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
    • обеспечивается повышение качества образования.


    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:


    • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
    • используются эффективные методы работы с информацией;
    • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;
    • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

    Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

    Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

    Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

    Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

    Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Проектирование урока по биологии в 5 классев условиях реализации ФГОС основного общего образования...

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования....