Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования
статья по биологии (5 класс) на тему

Проектирование урока по биологии в 5 классе

в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uroka_po_biologii.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока по биологии в 5 классе

в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Технология проблемного обучения меня привлекала всегда, так как она приучает детей мыслить логически, делать выводы.

Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом.

Чтобы определить педагогические возможности проблемного обучения, совершим небольшой исторический экскурс: как развивалась теория проблемного обучения? Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д. Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе. Д. Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке, обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать.

        В России проблемное обучение также стало разрабатываться в русле исследований психологии мышления в пятидесятых годах под руководством известных психологов А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Основу теории проблемного обучения составили их идеи о том, что процесс мышления осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблем; закономерности мышления и закономерности процесса усвоения знаний в значительной степени совпадают; одним из главных условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышления, является преднамеренное создание проблемных ситуаций в решении проблем.

        Дидактические аспекты проблемного обучения получили раскрытие в работах  И.Л.Лернера,  М.Н.Скаткина, М.И.Махмутова и др.в 70-80-е годы 20-го века.

        М.И.Махмутов на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований определяет проблемное обучение как «этап развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

        Создание в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций и решение проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию их творческого мышления.

        Проблемная ситуация служит не только источником интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения.

        Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

        - создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников;

        - развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;

        - развитие эвристических и творческих способностей школьников,

        - обеспечение прочности приобретенных знаний.

        Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

        Приемы, этапы, стратегии.

        Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

        В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы.

        На первом этапе технологии учитель всегда предлагает проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы. Обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему. Затем происходит преобразование проблемной ситуации в проблемную задачу, которая предполагает ряд действий – для ее решения обучающемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск.

        Приемы создания проблемных ситуаций:

        - педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

        - сталкивает противоречия практической деятельности;

        - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

        - предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций;

        - побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

        - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

        - определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

        - ставит проблемные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования....

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный...