Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"
статья по географии на тему

Шерманова Ольга Юрьевна

Мастер- класс  на Региональном проблемно- тематическом семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_duh-nravst.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный проблемно-тематический семинар

«Формы и методы организации

духовно-нравственного направления

внеурочной деятельности»

Мастер-класс

«Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся».

 

  Учитель географии Гордеева О.Ю.,

первая кв. категория

2017 год

Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

С появлением нового документа «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» перед учителями географии возникло ряд проблем. Это новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требований к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации граждан России. Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Президент в своих посланиях назвал важнейшие ценности нашего общества: справедливость, свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых делает нас единым народом, Россией».

Процесс формирования духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе достаточно сложен и учитывает следующие особенности в процессе преподавания географии:

1.Смену парадигмы развития цивилизации, в которой общество и природа должны развиваться на основе принципа взаимосогласованного гармоничного развития. В этом случае невозможно господство интересов одной из сторон.

2.Требования современного общества к личностно-культуротворческой ориентации географического образования. Движение социальной потребности «от человека - знающего, к человеку культурному».

3.Изменение структуры и современного содержания географического образования. Введение новых Федеральных государственных стандартов второго поколения.

4.Установление и совершенствование системы межпредметных связей.

5.Организацию углубленного освоения школьниками национальных ценностей на материале этических и региональных культур, культур народов России, мира.

6.Создание эколого-воспитательной среды в УВП, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом.

7.Удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей.

8.Учет возрастных психофизиологических особенностей школьников, ориентации на их самоопределение, экологогуманистические ценностные установки личности.

9.Интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программы обучения географии.

Изменения в нашем обществе и в самом человеке характеризуют новую социальную ситуацию. Происходящие события требуют адекватной оценки в вопросе понимания современного человека, его развития, а поэтому и задач его образования, самообразования.

Какой он современный школьник? Каковы особенности личности нынешнего выпускника? Насколько хорошо он приспособен к взрослой жизни?

Эти вопросы волнуют не только родителей, учителей, но и все общество. Научить школьника понимать современный мир и бороться за свое будущее – это огромная задача современного учителя.

До недавней поры ни у кого не вызывало сомнения то, что школа должна ориентироваться на «человека просвященного». И поэтому «главным героем» урока географии считался учебный предмет. Сейчас же, когда общество переживает духовный кризис, на первом месте на уроке географии должен быть не сам предмет, а уникальность, внутренний мир конкретного ребенка.

Содержание духовно-нравственного воспитания группируется вокруг образовательных областей и решается педагогом через организацию учебно-воспитательного процесса и внеклассную воспитательную работу. Для решения этих задач педагоги вместе со школьниками обращаются к содержанию:

·  общеобразовательных дисциплин;

·  произведений литературы и искусства для детей и юношества;

·  периодической печати, СМИ, отражающих современную жизнь;

·  традиционных российских религий;

·  фольклора народов Росси;

·  истории своей семьи и рода;

·  жизненного опыта своих родителей и прародителей;

·  общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

·  других источников информации.

Базовые ценности пронизывают содержание всех учебных предметов, интегрируют все основные виды деятельности:

·  урочную;

·  внеурочную (культурные практики);

·  внешкольную (социальные практики);

·  семейную;

·  общественно полезную.

Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения. Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействие на нас осталось с нами навсегда. Все взрослые, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

Главный способ духовно-нравственного воспитания школьников – это правда, которая должна исходить от нас.

Большие возможности в раскрытии духовно-нравственного и творческого потенциала обучающихся на уроках географии имеет их участие в проектной или исследовательской деятельности. Это деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Темы проектов могут быть:

«Я живу в России». Цель: изучение культуры народов, проживающих в республике. Дети учатся уважать культуру разных народов, в том числе и их религию.

«Моя родословная». Цель: изучение истории семьи. Изучая традиции семьи, историю своего рода учащиеся учатся толерантности, терпимому отношению друг к другу, независимо от национальности и вероисповедания.

«Подмосковье от «А до Я». Цель: изучение истории, экономики, культуры населения городов Подмосковья». Изучение истории родного края предполагает всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма.

При изучении темы «Сельское хозяйство России» уместным бывает чтение стихотворения Николая Рачкова «Я их крестьян».

Мечтою чуть не каждый ныне

Стать дворянином обуян –

В архивной утопает тине,

А я горжусь, что из крестьян!

И я горжусь, что наши деды

Растили хлеб, а дни войны

С мечом шагали до Победы,

Не посрамив родной страны.

Ну, кто вот так еще до боли

Любил свой васильковый край?

Они сначала вспашут поле,

Потом уж соберутся в рай.

Хотелось бы поймать жар-птицу,

Чтоб стала жизнь светлей кругом.

И разве кто на заграницу

Из них сменил бы отчий дом?

Не зря в душе растет тревога:

Заполонил поля бурьян.

Дворян в России стало много,

Зато пойди, найди крестьян (пауза для размышления).

"Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем",- говорил преподобный Амвросий Оптинский. В последние годы изменилась образовательная политика государства. В концепции модернизации российского образования одной из актуальных проблем является духовно- нравственное воспитание, направленное на формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, уважения к культурно - историческому наследию своего народа, что предполагает ознакомление с духовными источниками русской культуры. Свободный, духовно богатый, образованный, активный человек - основа конкурентоспособности всей страны.

Православие может и должно сыграть одну из ключевых ролей в решении актуальных социально- политических проблем России в интересах нашего народа и государства. Важно  в школах вести работу по духовно- нравственному воспитанию как  на уроках гуманитарного цикла, так и в  рамках дополнительного образования.

Цель этой работы – приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа и формирование у ребёнка целостной картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности. Так, на уроках географии при изучении курса «География России» в 8 классе, работая над темой «Государственная территория России», рекомендую провести с ребятами семинар, внеклассное мероприятие по теме «Роль монастырской колонизации в освоении территории России». Обучающимся будет интересно провести исследовательскую работу в группах и подготовить проекты и презентации о Кирилло-Белозерском, Соловецком, Псковско – Печерском, Валаамском монастырях. В седьмом классе при изучении материка Евразии советую предложить обучающимся  творческое задание «Святая гора Афон». Изучая блок тем «Населения»,  можно обратить внимание на православное восприятие регулирования рождаемости, нравственной составляющей этого вопроса. Об этой проблеме говорил на Архиерейском Соборе в 2008 г. Патриарх Алексий. Урок по теме «Этнический, языковой и религиозный состав населения» закрепит в сознании детей необходимость дружеского сосуществования разных национальностей и верований. Они способствуют более эмоциональному изучению Земли, материал детьми легко запоминается. Например, в 6 классе при изучении темы «Озёра» в разделе «Гидросфера» с помощью стихотворения И.И.Ландо «Байкал» можно показать всю величественность географического природного объекта мирового значения.

После прочтения текста задаются обучающимся вопросы, которые активизирует их внимание.

Вопросы:

1.     Что называется озером?

2.     Объясните выражение «Как море, чаша глубока!»

3.     Как образовалась озёрная  «чаша» Байкал?

В 8 классе можно предложить обучающимся стихотворение Андрея Вознесенского  «Озеро». В нём поднимаются совершенно другие проблемы, которые затрагивают духовно-нравственные стороны использования человеком природных объектов.

Вопросы:

1.     Чем уникально озеро Байкал?

2.     Назовите эндемиков озера.

3.     Что является главным источником загрязнения?

«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей.

Начальный курс географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!

На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни В. Высоцкого «Лучше гор могут только горы» могут быть пейзажные фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно заслушать впечатление детей, побывавших в горах.

 

В теме «Равнины» учитель знакомит школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор! Н.А. Некрасов.

Можно послушать кусочек раздольной, протяжной русской песни и соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России.

Курс «География материков и океанов», конечно, обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Очень велика цена первого урока в этом курсе. Он должен пройти на очень высоком эмоциональном подъёме с привлечением самых различных средств воздействия на настроение, на состояние души подростков. Много разных сценариев перепробовала при проведении урока – введения «Россия – Родина моя». Теперь за основу беру разработку урока из сборника «Современный урок географии», часть 5. Ребята пишут мини-сочинение на тему «Что для меня Родина?». Очень радуют меня ответы многих ребят. Некоторые пишут непрофессиональные, но чистые, искренние стихотворения.

Всем известно, что именно к этому курсу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, я обращаюсь к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Я начинала со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Сейчас использую классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.

В 8 классе необходимо активизировать работу по созданию географических образов территории России, используя презентации обучающихся по темам: «Золотое кольцо России», «Дивеево – святой удел Богородицы». При закреплении темы «Европейская Россия» на уроке «Поля Русской боевой славы» важно сконцентрировать внимание учеников на героической стойкости русского народа в борьбе за независимость на Куликовском поле, Бородинском поле, Прохоровском поле. Для эмоционального восприятия применять музыкальное сопровождение, стихи о Родине, осуществлять метапредметные связи на уроках географии, литературы и музыки, что, бесспорно, поможет создать более точный и яркий образ страны. История, биология, химия – это предметы, дополняющие географический «образ» территории.

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны.

При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География 1 сентября». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете. Для повышения качества и разнообразия уроков прошла дистанционные курсы «Интернет – ресурсы на уроках географии».

В основу внеклассной работы может быть положен православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать воспитательную работу в группе детей по духовно-нравственному развитию.

 

При изучении темы «Острова» в 6 классе можно с учащимися провести конкурс рисунков «Эти нескучные одинокие острова». Здесь присутствует чувство юмора обучающихся, который зачастую сближает их. В последствие эти рисунки выставляются на общее рассмотрение в День юмора 1 апреля.

В педагогике есть пример: учение созерцанию, с которого начинается любовь человека к миру, к другому человеку, к себе, к жизни. Учить видеть и замечать жизнь вокруг себя – в этом заложен смысл и важнейшая проблема воспитания. Ни какие мероприятия не помогут ученику, пока он сам не научиться «видеть, слышать», то доброе, что предлагают другие. А этому надо учить в школе.

Включение обучающихся в игровые ситуации на уроке, в которых они переживают опыт самопознания и взаимодействия с другими людьми, помогают им готовиться к взрослой жизни. Тему для урока-игры можно выбрать самую разнообразную, например, «Мы юные экологи», «Суд в защиту гидросферы», «Берегите природу, национальные духовные ценности». Вспомним повесть Платонова: «Дом человек построит, а сам расстроится». Главное такие виды деятельности готовят обучающихся к работе в условиях рыночной экономики.

Одним из самых эффективных методов формирования духовно-нравственной культуры является – диспут. Эта форма организации урока представляет собой спор на указанную учителем тему. Диспуты хороши тем, что убеждения вырабатываются при столкновении различных точек зрения. Этот метод наиболее сложный, поэтому его надо проводить в старших классах. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе можно провести урок в форме диспута «Россия для русских?». Учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И ее культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, а для этого надо проявлять терпимость к людям другой национальности.

Большую воспитательную роль в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся оказывает разработка учащимися докладов для научно-практических конференций или для новой темы по уроку. Темы докладов самые разнообразные: «Экологические проблемы человечества?», «В мире животных», «Последствия загрязнения Ижевского пруда», «Родина», «Религии мира», «Глобальные экологические проблемы мира и Удмуртии» и др. Ученик не просто должен получать знания на уроке географии, а формировать «мир в себе».

Учитель не знает многих тайн бунта души ученика. Да и школа не то место, где надо исповедоваться, точнее « по – ведать» мудрому собеседнику о своем насущном. Растущий человек очень хочет выговориться. Не достает нашим детям духовного общения, и здесь снова приходят на помощь учителя географии, которые чаще других ходят с ними в походы, проводят экскурсии. Здесь важно «снять» все ожидаемые риски общения с учителем:

- проявлять искренне отношение к ученику;

- при обсуждении детских проблем указывать на аналогичные собственные и делится опытом их преодоления;

- ценить откровенность ребенка и хранить тайну его «исповеди»;

- не принижать его личность, особенно в глазах сверстников;

- избегать назойливого оценивания его поведения, деятельности;

- «авансировать» ребенка не словесными «подачками», а основательным суждением.

Социальные потрясения, которые разрушили систему воспитания, вызвали резкую смену образа жизни и моделей социального поведения человека в обществе. Происходит изменение гендерных ролей у обучающихся.

Наблюдения показывают, что сегодняшние девочки в большинстве своем имеют тенденцию к большей вербальной агрессии по сравнению с юношами, кроме того, были зафиксированы факты, покровительствующего отношения девушек к юношам.

В среде мальчиков чаще всего отмечаются две противоположные тенденции. С одной стороны, прослеживаются элементы согласия и принятия чужой точки зрения, т. е. высокой степени покорности в общении с противоположным полом, желание, чтоб девушка сама проявляла активность в ухаживании. С другой стороны, имеет место пренебрежительное отношение молодых людей к женщине вообще, и что настораживает отношение к бабушкам, людям которые прожили трудную жизнь.

Таким образом, новая социальная ситуация формирует новый образ женского и мужского начал. И эта проблема является одной из проблем в организации детей для учебной деятельности.

В течение последних лет российская школа с трудом противостоит бездуховности и безнравственности, которые идут со стороны СМИ. Какие были прекрасные передачи по центральному телевидению «В мире животных», «Клуб путешественников», «По всему миру» и др., которые на уроке использовал учитель. В силу одинокого противостояния у педагогов часто «опускаются руки» и весь воспитательный процесс превращается в формальное проведение каких-либо мероприятий. Положительный результат дает учителю в деле воспитания, его советы учащимся, что читать у современных авторов.

«Не навреди» - важнейшая заповедь учителя.

Чтобы построить воспитание в современных условиях учителю надо научиться входить в новый тип взаимодействия со школьниками. Обществу необходимы люди с совестью, чувством долга, бескорыстием, способностью к сотрудничеству самими собой, такие люди не появляются, их надо воспитывать. Учитель должен в первую очередь быть воспитателем.

Главное в работе учителя уважительное отношение к учащимся, умение считаться с его мнением. Так, организуя опрос обучающихся:

- признавать его способности и уникальность как факт, как нормальное явление и во взаимодействии с ним исходить их них;

- видеть в учении достойного собеседника, слушателя со своим собственным воззрением, принимать его точку зрения;

- внимательно слушать ученика, не теряя надолго его глаз, не «давить взглядом»;

- не торопить ребенка при оформлении своих мыслей в высказывании.

В общественном мнении все чаще главенствует мысль о передаче всех функций воспитания семье.

Неуверенность – одно из самых сильных проявлений детской проблемности. Такая проблемность у ребенка как утверждают психологи, идет, в первую очередь от его матери, которая вербально или невербально передает свою тревожность и агрессивность.

«Есть только одна из всех прирожденная наклонность, на которую может всегда рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших воспитательных системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - .

Внеклассная работа по географии также оказывает влияние на формирование духовности и нравственности обучающихся. Самой распространенной формой является выпуск географических листов, газет. Одной из рубрик может быть «Путешествие по миру», где уместно поместить такой материал. «Как празднуют Новый год в мире».

* Париж традиционно гуляет на Елисейских Полях, а лондонцы на Трафальгарской площади. Жителей столицы Италии традиционной новогодней проповедью, призывающей к миру и согласию, приветствует Папа.

* Еврейский Новый Год называется Рош Ха-Шана. Это – святое время, когда люди думают о совершенных грехах, и обещают искупить их в следующем году.

* Во Вьетнаме Новый Год называется «тэт». Его встречают между 21 января и 19 февраля. Точная дата праздника меняется из года в год. Вьетнамцы считают, что в каждом доме живет бог, и в Новый Год отправляется на небеса, чтобы там рассказать, как провел уходящий год каждый из членов семьи.

Не менее важно помочь школьнику осознать потребность самоанализа, самопознания и умения оценить все происходящее в жизни. Только научившись самоанализу, овладев рефлексией, ученик испытывает потребность совершенствовать себя, окружающую действительность, свои взаимоотношения.

Формирование духовно-нравственных качеств личности ученика в процессе обучения предмету география означает:

- учить осмыслять свои действия и поступки, отношения и взаимоотношения с людьми, свои цели и замыслы;

- помогать воспринимать все происходящее вокруг себя открытой душой, учить быть «открытым миру»;

- соотносить поведение и деятельность с высокими нормами нравственности, созданными культурой;

- учить действенному проявлению сочувствия, духовно-нравственной деятельности, направленной на поддержку человека.

Духовно-нравственное воспитание является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Предмет география формирует у подрастающего поколения новое ценностное отношение к природе, которое основано на принципах возможности совместного взаимосогласованного гармоничного развития общества и природы.

Важно заинтересовать каждого ребёнка. Наилучшим образом вовлекает в этот процесс именно сценическая деятельность, подготовка концертных программ к праздникам: Рождество Христово, Сретение Господне, Пасха, Прощеное воскресение, Масленица, Казанская икона Божией Матери.  Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояние и качество внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Недаром, будучи президентом Российской Федерации, Д.А. Медведев 3 февраля 2011 года на встрече  в Кремле с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви сказал, что государство и Русская Православная Церковь будут и впредь весьма активно и, самое главное, очень плодотворно сотрудничать во благо всей нашей страны и нашего народа.

Общая цель географического образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, для сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В наиболее обобщенном смысле цели этого предмета должны быть направлены на формирование личности, понимающей основы развития географического пространства планеты Земля и умеющей правильно ориентироваться в этом пространстве, предвидеть, прогнозировать тенденции его развития.

Поскольку содержание предмета становится средством достижения новых целей, то в более узком смысле цель школьной географии – овладение обучающимися законченной системой географических знаний и умений и возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Вот почему так важно осознать новые цели среднего географического образования, которое должно способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать основы патриотизма и любви к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, на другие народы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин сделал акцент на воспитании ...

Инновационная деятельность учителя музыки в формировании духовно-нравственной культуры школьников

Успешная реализация образовательных программ требует интеграции не только предметных областей, но  и внеурочных и дополнительных занятий....