« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
статья на тему
Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
«Родной край, его история,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Д.С.Лихачев.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, нравственности, патриотизма. На данном этапе духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения и воспитания заставляют искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
Духовно-нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства, является одной из основных целей деятельности школы-интерната. Ценности личности, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Особо учитывая то, что многие семьи наших воспитанников не в состоянии осуществлять воспитательный процесс своих детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям и т.д.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательно-воспитательного процесса в школе-интернате. Особая роль в этом отводиться внеурочному времени. Внеклассные занятия проводятся согласно циклограмме, по плану воспитательной работы.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Целью взаимодействия этого является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Одним из компонентов этого являются циклы внеклассных занятий, проводимых согласно направлениям воспитательной работы годового плана.
Направления воспитательной работы и целевые установки:
Основы социализации и общения: /Понедельник/
- Расширение представлений об окружающем мире.
- Формирование экологической грамотности.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе, живописи.
- Формирование культуры поведения и общения.
- Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях /школа улица, общественное место/.
Учение. Развитие познавательного интереса. /Вторник/
-Воспитание навыка учебного поведения.
-Формирование мотивации к учебной деятельности.
-Расширение познавательного кругозора.
-Развитие интеллектуальных возможностей, творческих способностей.
Охрана здоровья. Физическое развитие. /Среда/
-Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
-Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.
-Формирование умения действовать в опасных для жизни ситуациях.
-Формирование санитарно-гигиенических и трудовых навыков по уходу за собой, одеждой, жилищем.
Личностное развитие. /Четверг/
-Воспитание культуры общения.
-Формирование норм межличностных взаимоотношений.
-Воспитание духовно- нравственных качеств личности.
-Воспитание положительных качеств личности.
-Развитие общей психологической компетентности: умения оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого.
-Игротерапия, как условие моделирования.
Основы гражданского и патриотического воспитания. /Пятница/
-Знакомство с историческим прошлым нашего края, Родины.
-Развитие представлений об общечеловеческих ценностях.
-Формирование правовых знаний.
-Расширение представлений о мире профессий.
-Воспитание уважительного отношения к труду, людям труда.
Воспитательную работу по формированию у воспитанников духовно-нравственных качеств осуществляю с начальных классов. На внеклассных занятиях начинала привитие учащимся знаний об окружающем мире, родном крае. Работу строила на основе знакомства с материалом из истории родного края (Тамбовщины). Материал включал в себя историю возникновения р.п. Знаменка, исторические сведения о знаменитых людях, живших в прошлом, и основавших наше поселение, историю возникновения православия на Тамбовщине, сведения о героическом прошлом Тамбовчан в военные годы и многое другое.
Понятие «духовно-нравственное воспитание» емкое, включающее в себя различные направления. Я остановлюсь на цикле занятий, основной целью которых является воспитание духовности, нравственности через изучение русской культурной традиции православия. Данное воспитательное направление я начала осуществлять со среднего звена.
В план моей воспитательной работы были включены разработанные мною циклы занятий:
-«Россия Православная»
-«Купола России»
-«Святые земли русской…»
-«Святые заступники России»
-«Православные праздники и их истоки»
-«Рождество Христово»
-«Крещение Господнее»
-«Масленица»
-«Пасха Православная»
Применение разнообразия форм, методов и приемов воспитательной работы, направленные на активизацию интереса детей к данной тематике, способствовали усвоению материала.
На занятиях по теме «Россия Православная» дети в форме «Исторической экскурсии», «Заочного путешествия в прошлое» знакомились с историческими корнями происхождения православия на Руси.
Учащиеся знакомились с наиболее яркими страницами Ветхозаветной и Новозаветной истории. Использование в ходе занятия подготовленных презентаций, способствовало развитию большего интереса.
На занятиях, посвященных теме «Купола России», воспитанники с интересом знакомились с памятниками православной культуры: наиболее почитаемыми соборами, храмами, монастырями.
По тематике: «Святые земли русской…», «Святые заступники России» дети узнавали о житии святых. Так же, много нового и интересного узнали о происхождении православных праздников: «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Масленица», «Пасха Православная».
Проводя занятия, использовала различные формы: «историческое путешествие»; «заочное путешествие», «беседа», «комбинированное занятие», где применяла просмотр презентаций. Так же, включала в ход занятий различные виды деятельности детей: самостоятельное чтение рассказа, обсуждение и размышления по прочитанному, вводила проблемные вопросы, ситуации из жизни. Применяла ребусы, кроссворды, и другие задания на активизацию мыслительных процессов. Итогом многих занятий было рисование понравившегося эпизода из прочитанного, что вызывало у детей интерес, так же, контроль усвоенного материала и его закрепление проводила в виде викторин.
На занятиях использовала детскую православную журналы: «Из истории Русской церкви», «Лампадка», «Свечечка». А так же, «Наша Держава», «Задонский паломник» и многие другие, которые дети читали не только на внеклассных занятиях, но и в выходные дни. Это уже говорит о том, что дети проявляют познавательный интерес, активность к данной теме.
Мои воспитанники участвовали во многих православных конкурсах детского творчества. Где были представлены поделки и рисунки детей. За участие в этих конкурсах были получены грамоты, сертификаты. Это: областные, Всероссийские, Международные конкурсы. Так же, принимали участие в Интернет - конкурсах, онлайн- конкурсах, Интернет-олимпиаде «Пасха православная», где потребовались знания об этом празднике. В конкурсе «Святые заступники Руси» мы с воспитанниками принимали участие уже в 3-ех конкурсах. Последний был посвящен Георгию Победоносцу. Прежде чем приступить к рисованию по теме, мы изучили житие этого Святого. Дети с интересом принимают участие в таких конкурсах, и не только те, которые хорошо рисуют, и имеют склонность к творческой деятельности по рисованию, что так же говорит о заинтересованности детей. На занятиях кружка рукоделия дети занимались изготовлением различных панно: «Край родной», «Купола России», «Храм Божий» и другие. Многие из этих поделок были представлены на конкурсах детского творчества.
Дети имеют возможность встречаться с настоятелем Знаменского прихода иереем Андреем Сусаковым. На проводимых им занятиях, дети обогащают свои знания о православии. В духовных беседах наши воспитанники получают ответы на интересующие их вопросы.
В соавторстве с Соколовой И.В. была разработана программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история
моей малой Родины». Реализована в этом году в воспитательной работе летнего школьного лагеря.
Работа, проводимая по формированию духовно-нравственного воспитания, предполагает дальнейшее продолжение с целью получения устойчивых результатов. Но уже на данном этапе можно сделать выводы: дети на внеклассных занятиях, проявляют интерес, активность. Надеюсь, что работа по данному направлению послужит развитию положительных качеств личности как доброта, отзывчивость, сочувствие, стремление помочь в трудной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»
Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....
Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»
Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....
Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии
Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...