« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
статья на тему

Соколова Ирина Валентиновна

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование  духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

                      «Родной край, его история,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

                                               Д.С.Лихачев.

                         Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

          Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, нравственности, патриотизма. На данном этапе духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. 

        Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения и воспитания  заставляют  искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.      

Духовно-нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства, является одной из основных целей деятельности школы-интерната. Ценности личности, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Особо учитывая  то, что многие семьи наших воспитанников не в состоянии осуществлять воспитательный процесс своих детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

      Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям и т.д.

  Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательно-воспитательного процесса в школе-интернате. Особая роль в этом отводиться внеурочному времени. Внеклассные занятия проводятся согласно циклограмме, по плану воспитательной работы.

             Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Целью взаимодействия этого является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Одним из компонентов этого являются циклы внеклассных занятий, проводимых согласно  направлениям воспитательной работы годового плана.

Направления воспитательной работы и целевые установки:                    

 Основы социализации и общения:     /Понедельник/

         - Расширение представлений об окружающем мире.

         - Формирование экологической грамотности.

         - Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе, живописи.

         - Формирование культуры поведения и общения.

         - Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях /школа улица, общественное место/.

Учение. Развитие познавательного интереса.  /Вторник/      

-Воспитание навыка учебного поведения.

-Формирование мотивации к учебной деятельности.

-Расширение познавательного кругозора.

-Развитие интеллектуальных возможностей, творческих способностей.

Охрана здоровья. Физическое развитие.   /Среда/

          -Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

-Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам.

-Формирование умения действовать в опасных для жизни ситуациях.

-Формирование санитарно-гигиенических и трудовых навыков по   уходу за собой, одеждой, жилищем.

Личностное развитие.     /Четверг/

          -Воспитание культуры общения.

-Формирование норм межличностных взаимоотношений.

-Воспитание духовно- нравственных качеств личности.

-Воспитание положительных качеств личности.

-Развитие общей психологической компетентности: умения оказывать сочувствие,  поддержку, принимать помощь другого.

-Игротерапия, как условие моделирования.

Основы гражданского и патриотического воспитания.  /Пятница/

          -Знакомство с историческим прошлым нашего края, Родины.

-Развитие представлений об общечеловеческих ценностях.

-Формирование правовых знаний.

-Расширение представлений о мире профессий.

-Воспитание уважительного отношения к труду, людям труда.

         Воспитательную работу по формированию у воспитанников духовно-нравственных качеств осуществляю с начальных классов.  На внеклассных занятиях начинала привитие учащимся знаний об окружающем мире, родном крае. Работу строила на основе  знакомства с материалом из истории родного края (Тамбовщины).  Материал включал в себя историю возникновения р.п. Знаменка, исторические сведения о  знаменитых людях, живших в прошлом, и основавших наше поселение, историю возникновения  православия на Тамбовщине, сведения  о героическом прошлом  Тамбовчан в военные годы и многое другое.

            Понятие «духовно-нравственное воспитание»  емкое, включающее в себя различные направления. Я остановлюсь на цикле  занятий, основной целью которых является воспитание духовности, нравственности через изучение русской культурной традиции православия. Данное воспитательное направление я начала осуществлять со среднего звена.

           В план моей воспитательной работы были включены разработанные мною циклы  занятий:

 -«Россия Православная»

 -«Купола России»

-«Святые земли русской…»

-«Святые заступники России»

-«Православные праздники и их истоки»

-«Рождество Христово»

-«Крещение Господнее»

-«Масленица»

-«Пасха Православная»

           Применение разнообразия форм, методов и приемов воспитательной работы,   направленные на активизацию  интереса детей к данной тематике,  способствовали  усвоению  материала.

На занятиях по теме «Россия Православная» дети в форме «Исторической экскурсии», «Заочного путешествия в прошлое»  знакомились с историческими корнями  происхождения православия на Руси.

Учащиеся знакомились с наиболее яркими страницами Ветхозаветной и Новозаветной истории. Использование в ходе занятия подготовленных  презентаций, способствовало развитию большего интереса.

 На занятиях, посвященных теме «Купола России», воспитанники с интересом знакомились с памятниками православной культуры: наиболее почитаемыми  соборами, храмами, монастырями.

По тематике: «Святые земли русской…», «Святые заступники России» дети узнавали  о житии святых. Так же, много нового и  интересного узнали о  происхождении  православных праздников: «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Масленица», «Пасха Православная».

Проводя занятия,  использовала различные формы:  «историческое путешествие»; «заочное путешествие», «беседа», «комбинированное занятие», где применяла просмотр  презентаций.  Так же, включала в ход занятий различные виды деятельности детей: самостоятельное чтение рассказа, обсуждение и размышления по прочитанному, вводила проблемные вопросы, ситуации из жизни. Применяла  ребусы, кроссворды, и другие задания на активизацию мыслительных процессов.  Итогом многих занятий  было рисование понравившегося эпизода из прочитанного, что вызывало у детей интерес, так же, контроль усвоенного материала и его закрепление проводила в виде викторин.

        На занятиях использовала детскую православную журналы: «Из истории Русской церкви», «Лампадка», «Свечечка». А так же, «Наша Держава», «Задонский паломник» и многие другие, которые дети читали не только на внеклассных занятиях, но и в выходные дни. Это уже говорит о том, что дети проявляют познавательный интерес, активность к данной теме.

       Мои воспитанники участвовали во многих православных конкурсах детского творчества. Где были представлены поделки и рисунки детей. За участие в этих конкурсах были получены грамоты, сертификаты. Это: областные, Всероссийские, Международные конкурсы. Так же, принимали участие в Интернет - конкурсах, онлайн- конкурсах, Интернет-олимпиаде «Пасха православная», где потребовались знания об этом празднике. В конкурсе «Святые заступники Руси» мы с воспитанниками принимали участие уже в 3-ех конкурсах.  Последний был посвящен Георгию Победоносцу. Прежде чем приступить к рисованию по теме, мы изучили житие этого Святого. Дети с интересом принимают участие в таких конкурсах, и не только те, которые хорошо рисуют, и имеют склонность к творческой деятельности  по рисованию, что так же говорит о заинтересованности детей. На занятиях кружка рукоделия  дети занимались изготовлением различных панно: «Край родной», «Купола России», «Храм Божий» и другие. Многие из этих поделок были представлены на конкурсах детского творчества.

     Дети имеют возможность встречаться с настоятелем Знаменского прихода иереем Андреем Сусаковым. На проводимых им занятиях, дети обогащают свои знания о православии. В духовных беседах наши воспитанники получают ответы на интересующие их вопросы.

    В соавторстве с Соколовой И.В. была разработана программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история

моей малой Родины».  Реализована в этом году в  воспитательной  работе летнего школьного лагеря.

      Работа, проводимая  по формированию духовно-нравственного воспитания, предполагает дальнейшее продолжение с целью получения устойчивых результатов. Но уже на данном этапе можно сделать выводы: дети на внеклассных занятиях, проявляют интерес, активность. Надеюсь, что работа по данному направлению послужит развитию положительных качеств личности как доброта, отзывчивость, сочувствие, стремление помочь в трудной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ

Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...