АПО по ИЗО на тему "Нестандартные техники рисования на уроках ИЗО как средство развития креативных качеств личности обучающихся
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Елена Николаевна Бердник

АПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АПО по изо81.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»

  Нестандартные техники рисования на уроках изобразительного искусства как  средство развития  креативных качеств обучающихся основной школы

        

Автор опыта:  

Бердник Елена Николаевна,

учитель изобразительного искусства МОУ « Солотянская ООШ» Валуйского района

Белгородской области

    Валуйки

2017

Содержание:

  1. Информация об опыте……………………………………………8

  1. Технология опыта………………………………………………...9

  1. Результативность опыта………………………………………….17

  1. Библиографический список……………………………………  22

  1. Приложения к опыту……………………………………………..23

Нестандартные техники рисования на уроках изобразительного искусства как  средство повышения креативных качеств обучающихся основной школы  

 Бердник Елена Николаевна

учитель  изобразительного искусства

МОУ « Солотянская основная  общеобразовательная школа»

Валуйскогорайона,Белгородской области ( не нодо)!

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."

Б.Асафьев

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

         Автор опыта работает в МОУ «Солотянская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.  

Возникновение опыта связано с тем, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных креативным мышлением  как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных принимать нестандартные решения, быть открытыми к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

    В требованиях стандартов нового поколения проблеме развития креативных качеств личности уделяется большое внимание.

    Началом работы над опытом стала заинтересованность автора  проблемой  развития креативных качеств школьников. В мае  2013 года  среди обучающихся 4 классов  была проведена диагностика по методике « Креативность личности»  Д. Джонсона по определению уровня развития креативных качеств личности  обучающихся. ( Приложение №1« Креативность личности»  Д. Джонсона по определению уровня развития креативных качеств личности  обучающихся. )

В результате диагностики было выявлено, что только у 7% обучающихся сформирован высокий уровень развития креативных качеств личности (они обладали  способностью к анализу, владели оригинальностью мышления и были способны видеть проблему).41% участвовавших в диагностике обучающихся обладали   средним уровнем развития креативных качеств,  52% – низким уровнем.

Проведенная диагностика свидетельствовала о необходимости активизации работы по развитию креативных качеств личности  обучающихся.

Актуальность опыта

        Педагогика в целом  претерпевает большие изменения. Образовательный процесс носит инновационные изменения, направленные на обеспечение качественными знаниями тех, кто получает образование. Самый актуальный вопрос на сегодняшний день, это инновации в обучении, которые заставляют учащегося думать наоборот, меняют мышление, деятельность. Способствует этому такой инструмент как креативные качества  личности, которые      помогают увидеть решение отдельных задач под новым  углом зрения, находить оригинальные идеи, мыслить нестандартно.

      Примечательны слова Б. Неменского: «Умение внимательно вглядываться в жизнь – самое главное умение! Художник изображает не только то, что видит, но и то, что подсказывает воображение. Воображать, фантазировать, как художник, тоже можно научиться. Умение вглядываться в жизнь, помноженное на воображение, помогает  развивать креативные качества.

      Развитие креативной личности становится приоритетным направлением работы школы. Каждая учебная дисциплина предоставляет широкие возможности для решения этой проблемы,  особенно это прослеживается  по  предмету «Изобразительное искусство».

      Современные ученые много говорят о необходимости использования нестандартных техник  рисования  при организации обучения по предмету «Изобразительное искусство», так как они, несомненно, способствуют развитию креативных способностей детей. Однако в практике работы массовой школы наблюдается устойчивое противоречие между пониманием необходимости развития креативных качеств обучающихся  и  недостаточным объемом программного времени, отведенного на изучение изобразительного искусства в основной школе с использованием нестандартных техник для развития этих качеств.    

    Данный  опыт предлагает  один из способов  разрешения этого противоречия на практике.

Ведущая педагогическая идея опыта

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования нестандартных техник рисования на уроках «Изобразительного искусства» для развития креативных качеств  обучающихся основной школы.

Длительность работы над опытом

Работа  над опытом велась  с сентября  2013 году по январь 2017 года. В сентябре 2013 года, обучающиеся контрольной группы стали учениками 5 класса. В январе 2017 года эти обучающиеся являются учениками 8 класса основной школы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой уроков по предмету  «Изобразительного искусства» с использование нестандартных техник рисования для развития креативных качеств  обучающихся основной школы.

Теоретическая база опыта

Проблемой развития креативных качеств личности занимались   такие ученые как  А.В. Бакушинский,  А.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская, К.Д. Ушинский, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.М. Сокольникова, С.Л. Рубинштейн,   Б.М. Неменский и др  Слово "креативность" происходит от латинского "creare", что означает порождать, создавать, творить. Уже согласно этому, креативность есть процесс, который развивается и который хранит в себе происхождение и цель.

Определение признаков креативности, оценки и креативных качеств учащихся относятся:

- беглость - способность выдвигать большое количество идей;

- гибкость - способность легко переключаться на другие идеи;

- оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных;

- разработанность - способность детализации предложенного задания;

- воображение - умение строить модель различных видов творческой деятельности;

- чувство новизны - количество выделенных учеником личных творческих продуктов;

- интуиция - умение угадывать результат выполняемого творческого задания;

- придумывание - умение предлагать способ решения проблемной ситуации пли сюжета творческой работы;

- художественное творчество - умение показывать художественными средствами смысловую идею объекта.

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

        Для анализа уровня развития креативного потенциала учащихся можно использовать  креативную шкалу,  определяющую уровень развития креатив ных качеств,  предложенную  Л.К.Веретенниковой, состоящую из 3 основных уровней и двух промежуточных.

 Уровни развития креативных качеств личности (Л.К.Веретенниковой):

- высокий уровень;

- выше среднего;

- средний;

 - ниже среднего;

 - низкий.

Л.К. Веретенникова в своих работах определяет  характеристику этих уровней следующим образом.

Высокий уровень характеризуются широким кругом интересов, знаний, осознанным отношением к делу, самостоятельностью мышления, творческой активностью, дивергентностью мышления, быстротой решения проблемной задачи, критичностью ума, предложением многих вариантов решения проблемы.

 Уровень выше среднего характеризуются следующими показателями по сравнению с высоким: уже круг их интересов и знаний, их отличает более медленный темп решения творческой задачи, ограничено количество предлагаемых вариантов выхода из ситуации.

Средний уровень характеризуются проявлением креативности в отдельных видах деятельности.

Уровень ниже среднего не имеют ярко выраженного интереса к чему-нибудь, но проявляют избирательную активность и работоспособность; они испытывают трудность в решении творческих задач.

Низкий уровень отличаются от предыдущих слабыми знаниями в разных областях, равнодушием к проблеме, отсутствием навыков и умений в учебном процессе.

 Немалый вклад в разработку методов креативной педагогики внесла и Н. А. Менчинская. Она выдвинула идею того, что усвоение материала и обучение как таковое не всегда однозначно взаимосвязаны, поэтому жесткие педагогические методы необходимо заменять на более мягкие, направленные на способность ученика принимать самостоятельные решения и мыслить свободно. То есть, креативно. По ее убеждению учащиеся не должны действовать по заданному педагогом алгоритму, а напротив, проявлять самостоятельность, осуществлять поисковую деятельность. Вероятность ошибки в этом случае не так уж и критична, так как креативная педагогика должна основываться на принципе проб и ошибок.

Методы, предложенные Н. А. Менчинской и, используемые в рамках креативной педагогики, всесторонне развивают личность учащегося. За основу берется гуманистическая установка, в соответствии с которой одни стороны личности ученика компенсируются развитием других. Задача педагога – найти и раскрыть внутренние ресурсы ребенка, позволив ему мыслить творчески, не стандартно, уходя за поставленные рамки и известные постулаты. Подобное умелое воздействие развивает креативное мышление и одновременно «затушевывает» слабые стороны учащегося .

    Позитивное креативное развитие личности ребенка возможно только в том случае, если получается увести ученика от ориентации на правильный результат при решении задачи, но подвести его к правильному применению усвоенного доступными способами. Креативная педагогика берет за основу не конечный результат, а методы, используемые для его достижения. При этом само решение может быть и вовсе неверным, но лишь таким образом ученик может не просто обучаться, но и развиваться.

       В ходе реализации методов креативной педагогики создаются условия, при которых образовательный процесс становится совокупностью способов деятельности. Другими словами, на педагогическом уровне сознание и деятельность объединяются в единое целое. На первый план выходит не усвоение полученного от педагога материала, а способность применять знания на практике.              

       Главной мотивацией в педагогике креативного мышления является эксклюзивность. Для создания правильной педагогической ситуации, способствующей развитию креативного мышления и творческого потенциала, нужно понимать, что исключительность и индивидуальность творческих процессов выходит на первый план. Человек является существом, стремящимся отличаться от себе подобного, выделяться, выходить на новый уровень развития, чтобы быть успешным для общества. В этой связи педагогика креативного мышления требует применения, как общепедагогических принципов, так и особых, нацеленных на творчество и развитие креативности.

       Креативный процесс выходит за рамки привычного алгоритма предполагая наличие такого компонента, как творческое озарение. Этому способствует создание проблемной ситуации (затруднение, вызываемое педагогом искусственно в том случае, когда учащиеся не могут объяснить то или иное явление или процесс, и достичь поставленной цели привычными способами). Педагог вызывает ситуацию, в которой приходится мобилизировать творческие силы человека, а не просто применять элементарные навыки. Благодаря такому подходу можно выделить два вида творчества: теоретическое и практическое.

    Как показала практика, большое влияние на развитие креативности учащихся оказывает психологическая инерция – неспособность уйти от привычных действий в типовых ситуациях, и находить инновационные решения стандартных задач.

  Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что  развитию креативных способностей, несомненно,  способствует использование нестандартных техник рисования на уроках изобразительного искусства.

     Нестандартные (нетрадиционные) техники рисования» – это один из способов выражения окружающей действительности путем рисования, не ограничивая проявление творческих способностей детей. Рисовать можно чем угодно и как угодно!

Для активизации и эффективности ученического процесса используются различные нетрадиционные техники рисования.

Учеными изучено и освоено более тридцати различных техник рисования:

  • флористика,
  • аппликация с использованием природного материала,
  • выполнение рисунков на бересте, дощечке,
  • оттиск,
  • набрызг,
  • рисунки с использованием круп,
  • рисование пальчиками, ладошкой,
  • оттиски с использованием природного материала, других  
  •  различных материалов (поролоном, рисование воском,    

         цветными мелками)

  • монотипия (пейзажная, приоритетная)
  • кляксография
  • набрызг
  • рисование: нитками, солью,

 Приложение № 2  Виды и описание нестандартных техник рисования)

При проведении уроков изобразительного искусства  необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  • От знаний к творчеству – основной метод обучения.
  • Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
  • Обеспечение последовательности творческого процесса.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
  • Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
  • Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
  • Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
  • Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
  • Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
  • Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
  • Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы   использования  нестандартных техник рисования  на уроках изобразительного искусства в основной школе для повышения уровня развития  креативных качеств  обучающихся.

Характеристики условий, в которых возможно применение данного опыта

Опыт может быть применен в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, педагогами которые осуществляют работу по использованию нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету для развития креативных способностей.

Раздел II. Технология описания опыта

Основной целью работы над опытом является создания системы использования нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в основной школе для повышения уровня развития креативных качеств  обучающихся.

        Работая по данной теме, автору опыта необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по проблеме и определить виды нестандартных форм обучения в начальной школе, применяемые на уроках по предмету «Литературное чтение»  для развития креативных качеств обучающихся;
  • организовать мониторинг, который бы позволял объективно определять эффективность проведенной работы;
  • выявить организационные условия эффективного применения нестандартных форм обучения в основной школе, применяемые на уроках по предмету «Изобразительное искусство»  для развития креативных качеств обучающихся;
  • создать систему использования нестандартных форм  обучения в  основной школе, применяемую на уроках по предмету «Изобразительное искусство »  для развития креативных качеств обучающихся.

Для решения этих задач педагогу необходимо:

  1. обеспечить благоприятную среду .для того, чтобы можно было работать ( материал, интернет-ресурсы, изо. Представление результатов ( выставки, презентации работ);
  2. создать условия для мотивации
  3. разработать систему уроков с использованием
  4. создание ситуации успеха
  5. регулярный мониторинг достижений

Используя принципы креативной  педагогики  и возможности нестандартных технику рисования возможно значительно улучшить качество работы учителя по повышению уровня креативных качеств личности обучающихся.

 Воспитание, окружающая действительность оказывает большое влияние на формирование креативных качеств обучающегося. Моя задача, как педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать креативно мыслящей личностью. На  моих уроках есть уникальная возможность проявить креативные качества. Кроме того мои учащиеся проявляют креативность в тех видах деятельности, которые для них предпочтительнее. .В своей деятельности я выбирая пути для развития креативных качеств: это может быть коллективное создание работы, учащиеся  высказывают свои идеи , каждый старается предложить и обосновать свое предложение. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках- это мое творчество, т.е я учу что и как делать; на втором уроке может быть выполнена та же работа но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самостоятельность, свои креативные качества. Путь развития креативных качеств я выбираю для каждого класса индивидуально, выбираю техники рисования и комбинирую их.

    Одна из ведущих задач ИЗО - творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется внесение в работу собственных образов( развитие креативных качест.

       Настоящая программа даёт возможность:

1) подготовить учащихся к следующей ступени обучения (художественная школа, ИЗО студия)

2) всесторонне развить креативные качества: мобилизовать, подтолкнуть направить, удивить, заинтересовать  учащихся  на новый вид деятельности.

Каждый  ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. В детстве рисуют все.  Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности.

   Уроки с использованием нестандартных техник помогут более полно раскрыть креативные  качества детей, потому что работа на уроках не ограничивается стандартными инструментами для рисования. Поэтому автор опыта на своих уроках использует  природный материал (цветы и листья, и т.д.),ткать, дощечки, стекло, пластилин ватные палочки как вспомогательный материал. Дети учатся рисовать в таких интересных техниках как процарапывание, точечный, фактурный оттиск,  аппликация, рисование пальчиками, работа в технике росписи на спиле дерева и многое другие.

Первый и основной принцип который использует в своей работе автор – принцип изменения роли ученика.

На первых уроках  целесообразно провести экскурсии в природу, на  которых обратить внимание на разнообразие природных форм и видов растений, на  гармоничное сочетание и смешении красок  в природе,  и на последующих уроках мог применить увиденное.Дать ребенку почувствовать себя частью этой природы, исследователем, коллекционером.  На экскурсии учащиеся наблюдают за «жизнью» леса, сравнивают  изменение леса в разные времена года, собирают отживший природный материал для того чтобы на уроках дать им второю жизнь.

    Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствует

развитию креативных качеств  заставляет поверить в свои силы,  стимулирует к дальнейшей деятельности. Отрицательные эмоции ( тревога, страх, неуверенность в себе и т.д.) негативно влияют на креативуную деятельность.

     Каждый урок это не спонтанно возникшая деятельность, а тщательно подготовленный и спланированный образовательный процесс.

     Следующий принцип моей работы « Комфортная  психологическая обстановка.»

Начиная работу по предмету « изобразительному искусство».  Учащихся надо погрузить в среду в которой он будет находиться в течении всего обучения на данном этапе образования.   Например, обратимся к такой технике как граттаж,(фр.grattage) что означает –скрести, царапать. Урок в 5 классе на тему “Фасад избы можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Необходимо погрузить учащихся в благоприятную среду. Представить классную комнату в виде творческой мастерской¸ где каждый занят своим делом. В процессе работы ученический коллектив можно разделить  на группы или выполнять индивидуально. На уроке это проходит таким образом. Учащиеся натирают лист бумаги воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными. Эта работа требует от детей скорости выполнения работы. Этот вид работы не представляет труда для детей, т.к мы живем в сельской местности  и каждый дом имеет свой непохожий на другие фасад. Конечным результатом работы является выставка работ, где учащиеся демонстрируют свои креативные качества. Наблюдая над процессом работы учитель может наблюдать за развитием и становлением креативных качеств, и далее планировать свою работу. Здесь  прослеживается следующий принцип « Создание внутренней мотивации учения». На этом этапе работы познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и  самому процессу поиска, эмоциональный подъем прослужат надежной гарантией того, что   перенапряжение не приведет переутомлению,  а окажет влияние на развитие креативных качеств. Работа на таком уроке строится сочетанием разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового.

Один из принципов работы это « Корректная  педагогическая помощь ученику». Ненавязчевая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) ,поможет детям в развитии креативных качеств. При изучении .в 6 классе раздела « Ритм пятен. Реальность и фантазия в творчестве художника»

Как из одного незначительного пятна получить целую композицию? На уроке “Узоры на крыльях” используем технику «Монотипия» и «Аппликация». Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. Узоры на крыльях надо выполнить с использованием листы деревьев, семян овощей и фруктов ( чичивика, акация, яблоко и т.д). Использование непохожих природных материалов  способствует развитию креативных качеств у учащихся.

    При прохождении в 6 классе раздела тем «Пейзаж – большой мир»

использую  технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники необходимо приготовить : природный материал ( отжившие листья, ветви деревьев, разнотравье; тампон, можно приготовить самим; акварельные краски, альбом, можно шаблон  какого- либо рисунка или выполнить рисунок самостоятельно. С помощью различных форм и видов листьев можно  нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных

Опустив лист в краску, наносим на приготовленную бумагу продуманный рисунок.  Так как я работаю с детьми, то элемент игры должен присутствовать на уроке. Можно использовать и четверостишье для привлечение интереса к выполняемой работе.

…Лист бумаги мы сжимаем.
И ладошки разминаем.
Мы, стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,

Будем им мы рисовать…

Рассматривая выполненную свою работу мы развиваем воображение,  ненавязчиво заставляем смотреть на полученный результат, мыслить нестандартно, креативно.

Самостоятельное решение задач еще один принцип на который я опираюсь в своей работе. Самостоятельность требует максимального напряжения сил, когда ребенок добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

 В ходе работы с природным материалом учащиеся осознают для себя не только креативную деятельность как таковую,  но и себя в творчестве ( свои потребности, мотивы, возможности), что позволяет  ему корректировать свой образовательный путь.

В процессе решения креативных задач необходимо использовать знания из различных областей. Чем сложнее задача, тем больше знаний надо применить в ее решении.Тем больше нестандартных решений можно принять.

Последовательность и системность в развитии креативных качеств обучающихся можно проследить при изучении темы  в 6 классе « Картина-пейзаж» с использованием нестандартной техники рисования  « Набрызг»  ии « Аппликация пейзажная» с  использованием природного материала. Как из одного значительного количества пятен получить  целую композицию?  Берем чистый лист бумаги и на него накладываем пейзаж ( это может быть заранее приготовленный рисунок в альбоме, который был домашним заданием на предыдущем уроке) Аккуратно выкладываем листики, веточки и т.д по рисунку. Затем берем кисточку небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на выложенную. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Детям дается задание внимательно посмотрите, на что похоже ваша работа? Здесь можно услышать множество различных ответов, в том числе и креативных. А  сейчас осторожно и аккуратно снимите ваши листики, веточки и т.д. Что вы видите? Работы получились непохожие, неповторимые как и сама природа. Создание необходимых условий в которых работали дети и привела  созданию ситуации успеха в которой оказались учащиеся этого класса. Учитывая возрастные особенности, мы должны знать, что дети видят сказочное превращение предметов в удивительные рисунки. скрытым потенциалом, и их трудно раскрыть в работе. К ним нужен индивидуальный подход и терпение.

  На каждом уроке прослеживаются принципы моей работы:  

изменение роли ученика;

-комфортная психологическая обстановка;

-создание внутренней мотивации учения;

-корректная педагогическая помощь;

-сочетание разнообразных форм работы;

-межпредметность;

-создание ситуации успеха;

-самостоятельное выполнение задания;

-последовательность и систематичность в развитии творческих способностей.

Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать креативное восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка

Так, например, в 5 классе при изучении темы «Народный костюм» можно использовать нестандартную технику рисования « Рисование с использованием круп » для украшения нарисованного народного костюма. На этом уроке можно использовать групповую работу в парах. На плотной основе (картоне) прорисовывается форма костюма простым карандашом. Далее из круп  ( пшено, рис, гречка, чичивика и другие). При помощи  кисти клей наносится на шаблон-рисунок костюма, затем на клей наносится необходимая крупа для создания необходимого рисунка. Так получается красивый народный орнамент на костюме. Таким образом, создаются рукава народного костюма, кокошник, и другие элементы народного костюма. Рубаху, например, можно « собрать» из различных круп. В итоге готовый костюм. В ходе урока развиваются творческие способности,  ребята должны научиться сочетать в работе формы украшения народного праздничного костюма. Готовые работы собираются на выставку, где происходит общий анализ особенностей народного костюма по вопросам: чем отличается народный костюм от современного, какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма? Оцениваются работы, согласно целей урока и поставленных задач. Домашнее задание для обучающихся может быть творческого характера, например, подготовить рассказ о праздничных костюмах своих бабушек и прабабушек.  При проведении таких уроков таких качеств личности как чувство новизны, способность преобразовать  структуру объекта, что способствует развитию творческих качеств обучающихся.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой.. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Так при изучении тем, связанных с росписью (Гжель, Городец, Хохлома) целесообразнее использовать роспись на деревянной основе с использованием нестандартной техники рисования с помощью ватных палочек.Это задает определенный интерес и обучающиеся представляют себя в роли настоящих мастеров по росписи посуды и разделочных досок. Такой росписью можно украсить любой предмет кухонной утвари, например, доску для резки хлеба. Когда краски на ней высохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок. Изготовление таких подарков своими руками создает ситуацию успеха, значительно  повышает интерес к деятельности, создает предпосылки для творческого развития личности ребенка.

 При изучении темы « Цвет и цветоделение» можно провести урок с использованием нестандартных техник рисования  «работа с берестой».

   Урок изобразительного искусства на тему: «Прорезная береста» 5 класс.

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении жизни.

В 7 классе при работе над темой « Реальность фантазия в творчестве художника применяется нестандартная техника рисования « Флористика», так дети уже взрослые работы  учащихся заслуживают внимания. Для развития. Для развития кругозора на уроках совершаем заочные путешествия  в музеи мира. Где детям представляется возможность познакомится с работами великих художников  и их работами. На уроках изобразительного искусства при работе над этой темой используется нестандартная техника рисования на стекле с применение техник рисования углем, рисования песком с использованием природного материала. Рисунок на стекле образа девушки  углем или мелом (можно по шаблону)и использование природного материала отживших( сухих  цветов, листьев )для работы по дополнению образа девушки. Из разнотравья можно изготовить волосы девушки и украсить заколкой из семян растений (фасоль, кукуруза  т. д)

 Домашние задания состоят в том, что ребята скачивают понравившиеся им шедевры великих художников, распечатывают их на цветном принтере, и оформляют изображения в рамы, сделанные своими руками, или в паспарту, с применением нестандартных техник рисования. Каждая работа получается оригинальной, и доставляет обучающимся радость от оформления копии шедевра.

  Для того чтобы уроки интересно, важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию. Я систематизирую все интересные находки по развитию детской креативности в процессе художественной деятельности на уроках для организаций выставок детских работ.

  Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”  Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у детей технические навыки рисования.
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
  • развивать воображение и творческие способности детей.
  • обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • побуждать ребенка экспериментировать.
  • поощрять и поддерживать творческие находки.
  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.
  • способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

   Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Создание нового  креативного творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации

Для закрепления знаний и навыков даю разные формы заданий: доклады, презентации, тематические рисунки, рисунки на свободную тему и т. д.

Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.

                                                Раздел III.

Результативность опыта

Об успешности  опыта могут свидетельствовать следующие показатели:  

- рост уровня сформированности креативности мышления (беглость, оригинальность, умение видеть проблему, способность к анализу и синтезу, ощущение стройности организации);

- рост качества знаний по предмету;

- увеличение числа  участников  конкурсов различного уровня;

-увеличение числа обучающихся, вовлеченных в создание творческих работ;

-увеличение числа обучающихся, выполняющих творческие задания;

- вовлечение родителей и детей в совместную деятельность

- результаты анкетирования родителей.

Исходный, текущий и итоговый мониторинг уровня развития креативных качеств  обучающихся  по методике  МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА   проводился один раз в год в течение четырёх лет. Его результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень развития  креативных качеств личности обучающихся (ИЗО в 5-7 классах) 

Год диагностики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2012-2013

7%

41%

52%

2013-2014

14%

50%

36%

2014-2015

18%

49%

33%

2015-2016

19%

50%

27%

Как видим из таблицы в начале работы над опытом высокий уровень развития креативных качеств личности был выявлен только у 7% обучающихся к концу работы диагностика показала, что таким уровнем стали обладать 19% обучающихся. Средний уровень развития креативных качеств наблюдался на начальном этапе у 41% обучающихся, в конце работы  -  у 50 % детей.

          На диаграмме  представлена динамика развития креативных качеств обучающихся.  

Диаграмма 1.   Креативные качества обучающихся

май 2013 года

май 2016 года

Об успешности работы по использованию нестандартных форм организации обучения  по изобразительному искусству для развития креативных качеств обучающихся  свидетельствуют результаты тестирования по определению уровня развития качеств дивергентного  мышления обучающихся  5 класса в мае 2016 года,  представленные в таблице 2.  

Таблица 2.  Развитие МЕТОДИКА «ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ 5 класса в мае 2016 года

Фамилия,имя ученика

Беглость

max12 баллов

Оригинальность

max36 баллов

абстрактность названий

max36 баллов

Гибкость max11 баллов

Разработанность

max36 баллов

Итог

Севостьянов Артем

8

26

24

8

22

88

Чичигин Денис

9

24

22

7

20

82

Сергеева Василиса

5

12

8

4

13

42

Шеховцов Артем

12

34

36

10

36

128

Беседин Иван

12

34

32

11

33

122

Духина Олеся

12

32

34

10

34

122

Сергеева Лиза

9

26

30

8

30

103

Шеховцов Денис

10

28

32

9

31

110

Шрамов Максим

9

30

30

9

32

110

Бабннкова Ярославна

4

12

11

3

10

40

Таратухина

 Лада

6

21

28

8

25

77

Астафьев Эдик

7

25

27

8

27

94

Саутнер

Артем

8

28

29

9

28

102

Шерозия Аркадий

5

18

21

6

20

70

Саутнер

Артем

4

22

22

6

21

75

Макрицкая

Александра

7

24

15

8

23

77

Таблица 2. Качество знаний по предмету изобразительное искусство

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Качество знаний

98%

100%

100%

Еще одним показателем успешности работы над опытом является рост качества знаний по « Изобразительному искусству», представленный в таблице 3.

Таблица 3. Качество знаний по  изобразительному искусству

( 2013-2016 г.)

Учебный год

Качество знаний

2013-2014

82%

2014-2015

89%

2015-2016

100%

Мы видим  из таблицы 3, что качество знаний по изобразительному искусству увеличилось  на 28%  (с 82% до 100%).

Система преподавания по использованию нестандартных форм обучения изобразительному искусству привела к  индивидуальным успехам отдельных учащихся.  

Об этом свидетельствуют показатели, представленные в таблице 4.

Таблица 4.  Результаты участия обучающихся в конкурсах  различного уровня

год

Название конкурса

ученик

Место

Приказ

1

2013

Муниципальный этап областного фото-конкурса « Достойны  славы своих дедов» посвященного 70-летию Победы в Курской битве. Номенация «Всегда в строю»

Колтыков Александр

3

№ 527-од от 24.06.2013г.

2

2014

Муниципальный этап всерос-сийского конкурса детского  конкурса семейной фотографии программы « Разговор о правильном питании. Номинация; Фотогорафия.

Колтыков Александр

3

№ 114-од КО от 18.02.2014

3

2014

Муниципальный этап всерос-сийского конкурса « Мой отчий край»

Колтыков Александр

1

 № 316-од от 28.04.2014

4

2015

Муниципальный этап областной  выставки  детского технического творчества « Город мастеров» Номинация:» Игры и игрушки»

 Жукова Татьяна

1

№327-од   26.05.2015 г.

5

2015

Муниципальный этап  региональной выставки   « Живые истоки»

Бердник Елена Николаевна

3

 №646 од от 09.11.2015 г.

6

2016

Муниципальный этап областной    выставки детского технического творчества « Город мастеров»

 Герасимова Екатерина

3

№ 309-од  от 10.05.2016 г.

  Об успешности работы над опытом так же свидетельствует увеличение числа обучающихся, вовлеченных в создание творческих работ.

      Так в 2013-2014 учебном году в создании творческих работ  активно принимало участие 12 % обучающихся 5 класса, в 2014 - 2015 учебном году таких учеников было 67%.

        При этом увеличилось число детей, выполнявших  творческие задания   с 5% обучающихся в 2009-2010 учебном году до 43% обучающихся в 2015-2016 учебном году.

Таким образом,  исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование нестандартных приемов при организации учебного процесса по изобразительному искусству  учащихся основной школы создает предпосылки для развития креативных качеств обучающихся.


 

Список используемой литературы

1. Страунинг А.М. «Развитие творческого воображения школьников на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Левицкая, И. Б. Развитие креативности школьников / И. Б. Левицкая, С. К. Турчак. – М.: Педагогика, 2007

3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.

4.Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №2 (Февраль). – ART 1210. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

5.Аванесов В.С. Социологические тесты. М., 1982 г

6.Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991. С.112-113.)

7.Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.

8.Максимов В.Г.  Педагогическая диагностика в школе. Учебное поие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.

9.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 .

10.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Академия, 1996.

11.Туник Е.Е.  Психодиагностика творческого мышления. Креативные тес С.- Пб. 2002.

12.Туник Е.Е.  Модифицированные креативные тесты Вильямса. С. – Пб. 2002

13.Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.- 144 с.- (Руководство практического психолога).

14.Крутецкий В. А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. М.: Просвещение, 1986,- 336с., С. 16.)

Приложение №1

« Креативность личности»  Д. Джонсона по определению уровня развития креативных качеств личности  обучающихся).

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности»  - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________  Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

  1. Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

  1. Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

  1. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

  1. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

  1. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

  1. Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

  1. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов


Приложение № 2

«Виды и описание технологии нестандартных техник рисования»

Монотипия»

Технология рисования: Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

«Печатание листьями»

Технология рисования: Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

«Рисование нитками»

Технология рисования: Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

«Печатание бумагой»

Технология рисования: Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

«Рисование мыльной пеной»

Технология рисования: Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

«Рисование методом наката»

Технология рисования: Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

«Рисование ребром картона»

Технология рисования: Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

«Рисование с помощью соли»

Технология рисования: Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

«Рисование методом напыления (набрызг)»

Технология рисования: На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

«Рисование кляксами»

Технология рисования: Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

«Клеевая техника (витражи)»

Технология рисования: Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

«Пальцеграффия. Рисование пальцами, ладошкой»

Техника рисования: Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

«Рисование по кругу»

Техника рисования: В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

«Рисование вдвоем»

Техника рисования: Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.

«Мятый рисунок»

Техника рисования: На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

«Рисование клейстером»

Технология рисования: Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

«Рисование по стеклу»

Техника рисования: Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»

Техника рисования: На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.

«Печатание спичечным коробком»

Техника рисования: Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.

«Оттиск поролоном»

Техника рисования: Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

«Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)

Техника рисования: Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

«Граттаж»

Техника рисования: На плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.

«Восковые карандаши + акварель»

Техника рисования: На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

«Рисование свечой» (проступающий рисунок)

Техника рисования: На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой не тонируется.

«Рисование жесткой кистью» (щетина)

Техника рисования: Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект «пушистой шерстки».

«Рисование по сырому»

Техника рисования: Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

«Расчесывание краски»

Техника рисования: Нанести с помощью кисти гуашевые пятна( можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.

«Рисование углем»

Техника рисования: Рисунок выполняется тонким концом угля или всей повехностью (растушевка), точно также, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.

«Печать винной и пенопластовой пробкой»

Техника рисования: Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.

«Рисование цветными и белыми мелками»

Техника рисования: Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался)

Приложение № 3

Урок изобразительного искусства

на тему: «Прорезная береста» 5 класс.

Цели: Расширить представление учащихся о декоративно-прикладном искусстве.

Научить учащихся вырезать на бересте несложные орнаменты , розетки и сюжетные рисунки для украшения деревянных изделий

Задачи:

  •  обучающая: познакомить обучающихся с техникой прорезной бересты, приобрести специальные умения и навыки при работе в данной технике;
  •  развивающая: развивать творческие способности, фантазию, воображение, способствовать обогащению словарного запаса,
  • развивать у школьников эстетическое восприятие окружающей действительности;
  •  воспитательная: прививать любовь к Родине, её культуре, истории и искусству;
  • воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия радующие окружающих.
  • воспитывать потребность охранять родную природу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы,
  • умение компоновать на плоскости берестяного листа задуманный художественный образ.
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности:
  • овладеть навыками работы с конкретным материалом. (Берестой).

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения:

Познавательные:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника: умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать,
  • умение перерабатывать полученную информацию,
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления, аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии,
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру, природе в целом.
  • Воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству


Тип урока: комбинированный.

Оборудование, материалы к уроку:

(для учащихся)

  • подкладные доски;
  • скотч;
  • канцелярские ножи – резаки;
  • шило;
  • две полоски бересты на каждого учащегося;
  • ножницы;
  • простые карандаши;
  • Образцы прорезных орнаментов на бересте;
  • Образцы изделий из бересты.
  • Клей ПВА.
  • Образцы бересты со старых и молодых деревьев;
  • Орнаменты на полосках бумаги;
  • Бинт и йод.

Этапы урока:

1.Организационный момент. – 2 мин.

2.Изучение нового материала. – 15 мин.

3..Творческая практическая деятельность.- 22 мин.

4. Итог урока. Рефлексия. – 6 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих на уроке.

2.Изучение нового материала.

а). Погружение в тему урока на эмоционально-эстетическом уровне.

Вопрос учителя -

Ребята, какое дерево является символом России?

( Предполагаемый ответ учащихся – символом России является берёза)

Вопрос учителя -

Почему берёза является визитной карточкой России? Чем она примечательна?

(Предполагаемые ответы учащихся. Берёза в нашей стране широко распространена. Это дерево растёт практически повсюду. Берёза  очень красивое дерево).

Вопрос учителя – А в чём же красота этого дерева? Почему поэты и музыканты воспевают русские берёзы?

(Предполагаемые ответы учащихся. У берёзы белый ствол, чего нет у других деревьев нашего края. Берёза стройное дерево. У берёзы красивая крона. Тонкие ветви берёзы спускаются вниз как бахрома. В берёзовой роще светло и торжественно)

Вопрос учителя –

Ребята, кто помнит стихотворение С.А. Есенина о берёзе?

Ученик -

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза,
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.


Учитель.-

Красивое стихотворение, не правда ли? Это стихотворение известно каждому русскому человеку с детства.

Поэты часто сравнивают внешний вид берёзы с обликом женщины, девушки. У берёзы ветви – косы. Холщовый сарафан. Берёза красива и нежна. Если дуб символ мужественности в поэзии, то берёза, наряду с рябиной – символ женственности. Берёза вдохновляет художников, поэтов, и музыкантов на создание картин, литературных и музыкальных произведений. Но не только этим она хороша. У берёзы масса других достоинств. Она приносит много пользы в жизни каждого человека. Какая же это польза? Берёза применяется в строительстве. Из берёзы изготавливают мебель. Берёзовыми дровами топят печи. Из берёзовых почек и молодых побегов изготавливают лекарства. Из древесины берёзы изготавливают музыкальные инструменты. Из этого дерева получают уксус и ацетон. Из ветвей делают веники и мётлы. А чего стоит берёзовый сок! Из древесины изготавливают игрушки и сувениры. Из коры берёзы – бересты делают туеса и лукошки. На бересте раньше писали как на бумаге. Верхний слой коры - береста идёт в качестве поделочного материала. На бересте можно вырезать орнаменты ,сюжетные рисунки.

б). Постановка цели урока.

Сегодня вы будете выполнять резьбу на бересте и этой резьбой украшать подставки для карандашей и ручек.

в).Знакомство с техникой «Прорезная береста». Береста – верхний слой коры берёзы.( Продемонстрировать кусочек коры дерева).Бересту для поделок необходимо заготавливать в конце мая, начале июня на лесных вырубках. Бересту можно также снимать с поваленных деревьев. С растущих деревьев бересту снимать не следует, так как оголив ствол дерева, мы его погубим. Дерево засохнет. Бересту снимают руками, предварительно сделав на стволе продольный надрез. Летом береста снимается со стволов деревьев хорошо. Мёрзлую бересту снять с дерева пластиной практически невозможно. Толщина бересты зависит от возраста дерева. Чем больше лет дереву, тем толще слой бересты. Тональность бересты зависит от возраста берёзы, а также где росло дерево. На старых деревьях береста тёмная с тёмными чёрточками. Береста имеет свойство слоиться; т.е. расщепляться на тонкие пластинки и ленточки. Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами. Бересту называют теплым материалом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Издавна на Руси береста занимала ведущее место в народных ремёслах. Особенно широко берестяное ремесло было распространено в старину в Вологодской, Новгородской и Тверской губерниях. Лицевой стороной для выполнения прорезной бересты является внутренняя сторона бересты. На бересте чаще всего вырезают орнаменты: геометрические, растительные зооморфные. Перед декорированием работы из бересты, очистите ее с обеих сторон и уменьшите до толщины 0,5 – 0,8 мм. Из инструментов для резьбы по бересте используйте нож-резак, шило, пробойники различных профилей, ножницы киянки и молоточки. Для нанесения рисунка на бересту используйте карандаш или шило. Резьбу выполняйте на ровной, чистой подкладной доске. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы вырезайте пробойниками. Точки и штрихи наносите шилом.

г). Техника безопасности.

Работать с колющими и режущими инструментами нужно очень аккуратно, не толкать друг друга, следить за движениями руки во время резьбы.

Во время работы не отвлекайтесь, не берите инструмент за лезвие. При резьбе для свободной руки, прижимающей к столу заготовку, необходимо выбирать удобное место вне плоскости движения резака. При работе с берестой подрезку и надрезку выполнять в несколько заходов. Любые работы ножом выполнять только на устойчивой и ровной плоскости стола. Во время коротких пауз в работе, не держать инструмент в руках, а класть его в сторону, лезвием от себя. При необходимости передавать резец другому человеку только ручкой вперёд. При работе с киянкой и молоточком следите за точностью ударов по пробойникам, чтобы не травмировать пальцы рук. Держите инструменты правильно, как рекомендует учитель.В случае травмы колющим или режущим инструментом, подойдите к учителю для оказания первой медицинской помощи.

Узнав обо всех правилах работы с берестой, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале урока задания.

3. Творческая деятельность учащихся.

– Подумайте, какой орнамент (растительный, геометрический, зооморфный) или сюжетный рисунок вы будете вырезать на бересте.

Выполните самостоятельную работу по намеченным этапам.(Педагог оказывает консультативную помощь и следит за соблюдением учащимися техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами)

- Украсьте прорезной берестой подставки для карандашей и ручек, осуществив монтаж декоративной полоски с помощью скотча и клея ПВА.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Ребята, вы своими орнаментами и сюжетными рисунками, вырезанными на бересте, украсили подставки для карандашей и ручек. В итоге получились сувениры, выполненные в русских традициях.

(Проходит обсуждение, обмен впечатлениями и мнениями о том, что удалось, что не получилось.)

– Какие навыки вы приобрели, выполняя данную работу?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?

Приложение.

Некоторые работы учащихся 5 « А» класса с урока.

Список литературы:

1. Финягин В.В. изделия из бересты/ В.В. Финягин. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО « Издательство АСТ», 2001. – 128 с. ил. – (Учимся у народных мастеров).

2. Прекрасное - своими руками /Сост. С.С. Газарян; Рисунки Б. Белова; Цв. фото Н. Зимина. – М.: Дет.лит.,1986. – 157с., ил. – (Библиотека для родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника

В статье раскрывается влияние ИКТ на развитие эмоциональной сферы личности школьника на уроках географии....

ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...

«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»

Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих...

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....

Цифровые технологии как средства развития креативных свойств личности.

Информатизация образования является одним из важнейших средств реалации новой государственной оьбразовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личнос...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...