«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»
статья на тему
Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих, как правило, затруднения у учителей литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический проект
(на основе обобщения педагогического опыта)
Тема «Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»
Содержание
- Тема проекта.
- Актуальность.
- Профессиональная педагогическая проблема.
- Профессиональные педагогические задачи.
- Теоретические основы проекта.
- Педагогические средства, позволяющие развивать личностные качества учащихся в рамках применения технологии РКМЧП.
- Заключение.
- Приложения.
- Использованная литература.
Тема проекта:
«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся».
Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих, как правило, затруднения у учителей литературы.
Проблема же состоит в поиске ответа на вопрос, как научить школьников четко ставить цели и задачи, самостоятельно определять методы достижения поставленных целей и задач, находить нестандартные решения проблемы, погружаться в проблемы, обобщать и систематизировать материал.
Почему в практике часто возникают затруднения в развитии личностных качеств детей, в побуждении их к сотрудничеству и сотворчеству?
Считаю, что ведущая роль групповой формы организации урока, традиционно существующая в массовой образовательной практике, при которой учитель является носителем информации, а учебная группа (класс) эту информацию усваивает (каждый в разной степени), неминуемо приводит к тому, что в классе появляются ученики, остающиеся вне активной деятельности, или такие, которые не поспевают за темпом работы класса.
Как добиться всеобщей заинтересованности на уроке? Какие формы организации учебной деятельности могут привести к хорошим результатам?
На мой взгляд, эффективны из них те, которые развивают личностные качества учащихся.
Почему учащиеся не могут отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, владеть ораторским мастерством? Одна из причин в том, что их не научили критически мыслить, пользоваться обширными и разнообразными источниками информации, не предложили работать в группах, в парах.
Основная задача современного школьного образования состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.
Чтобы формировать и развивать личностные качества учащихся в процессе обучения литературе, надо решить задачи:
- изучить теоретические основы технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- найти оптимальные способы организации учебной деятельности;
- создать условия для овладения УУД;
- разработать систему уроков, способствующих развитию критического мышления.
Теоретическую основу проекта составляют положения, изложенные в технологии РКМЧП (critical thinkin), которая разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Технология развития критического мышления связана с понятием критического мышления. Какого школьника можно назвать критически мыслящим? Такого, который владеет способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способный выделить в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника, умеющего работать с различными типами информации, эффективно использующего разнообразные ресурсы.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в выборе форм и стратегий работы с текстом, организуя дискуссии.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования.
Принципиальные отличия технологии развития критического мышления от других в более высокой организации проблемного урока, когда учит, развивает и воспитывает не только тематический материал, но и приемы его изучения.
Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, имеет три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.
На стадии вызова учащимся дается возможность размышлять, высказывать любые мнения.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Ю. Казаков «Тихое утро».
- Любите ли вы басни? А что вы о них знаете? Для чего их создают?
На стадии осмысления приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, трансформируют, интерпретируют, обсуждают и т.д.
На стадии рефлексии происходит взвешивание, оценка, выбор.
- Что на уроке показалось интересным?
- Какие предположения подтвердились?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? И т.д.
Приведу примеры некоторых приемов технологии РКМЧП.
«Ромашка Блума» (или «Ромашка вопросов»)- это прием постановки вопросов разного типа. Например, в 5 классе при изучении рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» учащимся предлагается поработать в группах. Свои вопросы они записывают на лепестках. Приложение №1.
«Чтение с остановками». Выбирается незнакомый рассказ. Намечается 5-6 остановок по ходу чтения. Учащимся задаются вопросы:
- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
- Что вы почувствовали? Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились?
- Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? И др.
«ПОПС- формула»- прием, который учит лаконично высказывать аргументированное мнение.
П- позиция «Я считаю, что...»
О- объяснение «Потому что...»
П- пример «Я могу это доказать на примере...»
С- следствие «Исходя из этого, я делаю вывод, что...»
«Шесть шляп» Эдварда де Боно - это прием шести типов мышления: «белая шляпа»- мыслим фактами, цифрами, без эмоций; «желтая шляпа»- выделяем позитивные стороны; «черная шляпа»- выявляем противоречия, недостатки и их причины; «красная шляпа»- выражаем свои эмоции, чувства; «зеленая шляпа»- ищем новые грани, идеи; «синяя шляпа»- проводим обобщающие параллели, осмысливаем, делаем выводы.
Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» я использовала метод «Шести шляп» таким образом: класс делился на 6 групп, каждая группа получала свою шляпу и задание:
- Белая шляпа- шляпа информации.
- Кратко изложите факты из жизни Емельяна Пугачева, о которых рассказывает Пушкин в повести.
- Желтая шляпа- шляпа оптимизма.
- Что положительного увидели вы в образе Пугачева?
- Черная шляпа- шляпа пессимизма.
- Назовите отрицательные черты характера героя.
- Красная шляпа- шляпа эмоций.
- Какие эмоции испытывали вы, узнавая о жизни Е. Пугачева?
- Зеленая шляпа- шляпа роста возможностей.
- Может, что-то ускользнуло от нашего внимания при чтении повести? Что еще можно добавить к интерпретации образа Пугачева?
- Синяя шляпа- шляпа осмысления.
- Выслушав выступления групп, сделайте вывод. Приложение №2.
Прием «Шести шляп» нравится учащимся. Он помогает рассмотреть проблему с разных точек зрения; развивает творческое, аналитическое и оценочное мышление; значительно повышает мотивацию, особенно это отражается на слабых учениках; учит взаимодействию в группе.
«Концептуальная таблица». Этот прием полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения. Приложения №3.
Такие приемы, как синквейн, диаманта, эссе- это способы синтеза материала, их лаконичная форма учит умению резюмировать информацию, излагать мысль лаконично и емко. Приложение №4.
Считаю, что использование технологии РКМЧП- оптимальный способ организации учебной деятельности, позволяющий развивать личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности.
Классы, в которых мне приходится работать, разные по степени организованности, дисциплинированности, по уровню сформированности умений и навыков.
В 5 классе начинаю включать в работу элементы технологии сначала на отдельных этапах урока. Как правило, детям нравится составлять кластеры, «толстые и тонкие» вопросы, писать синквейны. Введение технологии РКМЧП осуществляется постепенно. К 8 классу учащиеся уже достаточно хорошо умеют выделять проблему, слышать чужую точку зрения, вырабатывать собственное мнение и аргументировать его. Даже слабые ученики не испытывают психологического дискомфорта при групповой работе.
Заключение.
Таким образом, опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников.
Данный методический проект разработан для обычной массовой школы.
Он может быть апробирован в классах, ученики которых отличаются друг от друга способностями, дисциплинированностью, разным уровнем обученности.
Приложения.
Приложение №1
Простой вопрос: Где служил Жилин?
Объясняющий вопрос: Почему Жилин попал в плен?
Уточняющий вопрос: Верно ли, что Костылин мог помочь Жилину отразить нападение татар?
Оценочный вопрос: Какие чувства возникли у вас, когда Жилин пытался бежать из плена? Что вы можете сказать о поведении Костылина?
Практический вопрос: Как бы вы поступили на месте главного героя?
Творческий вопрос: Что было бы, если бы Дина не помогла Жилину бежать?
Приложение №2.
Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели:
- способствовать формированию понятия «художественный образ», определять образ Пугачева как противоречивый, неоднозначный;
- развивать творческое мышление, аналитическое и оценочное;
- совершенствовать умение работать в группе;
- воспитывать способность к сопереживанию, толерантность по отношению к другим.
Ход урока
I Организационный момент.
II Мотивация и целеполагание.
Учитель:
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цели).
Учитель:
- Пушкин показал Пугачева человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».
Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу.
III Работа в группах.
Белая шляпа- шляпа информации.
- Кратко изложите факты из жизни Емельяна Пугачева, о которых рассказывает Пушкин в повести.
Желтая шляпа- шляпа оптимизма.
- Что положительного увидели вы в образе Пугачева?
Черная шляпа- шляпа пессимизма.
- Назовите отрицательные черты характера героя.
Красная шляпа- шляпа эмоций.
- Какие эмоции испытывали вы, узнавая о жизни Е. Пугачева?
Зеленая шляпа- шляпа роста возможностей.
- Может, что-то ускользнуло от нашего внимания при чтении повести? Постарайтесь найти новые детали.
Синяя шляпа- шляпа осмысления.
- Выслушав выступление групп, сделайте вывод.
IV Выступление спикеров от каждой группы.
Белая шляпа:
- Пугачев, бежав из-под ареста, снова объявился яицких степях.
- Поднял восстание, назвав себя Петром III.
- Казнил тех, кто отказывался ему присягать.
- Помиловал Гринева вспомнив подаренный заячий тулупчик.
- Освободил Марью Ивановну из плена.
- Отпустил Гринева с Марьей Ивановной, дав ему пропуск через захваченные территории.
- Разорив много крепостей, пошел на Москву.
- Был казнен.
Желтая шляпа:
- Пугачев благороден и справедлив. Он отвечает добром на добро. Милует Гринева, хотя тот отказался ему присягать.
- Пугачев- защитник народа. Поэтому Гринев к нему обращается: «Защити сироту».
- Он великодушен. Узнав, что спас дочь своего врага и что Гринев его обманул, он их прощает. «Казнить- так казнить. Миловать- так миловать».
- Он смелый. Перед взятием Белгородской крепости он разъезжает на коне перед своими войсками, не боясь ни пуль, ни снарядов.
- Он прекрасный полководец. Взял много крепостей, его долго не могли одолеть войска императрицы.
- Он деликатный и душевный человек. Увидев, что Маша и Гринев любят друг друга, готов тут же устроить их судьбу, обвенчать и быть посаженым отцом.
- Он близок к народу. Любит народные песни, сказки, его речь полна пословиц.
- Он мудр и проницателен. Предвидит свою судьбу, измену своих соратников.
Черная шляпа:
- Он самозванец. Обманывает народ. Выдал себя за покойного царя Петра III, чтобы больше людей вступило в его войско.
- Он хвастлив. Утверждает, что сможет справиться и с прусским королем, раз уж российских генералов побеждает.
- Пугачев жесток и безжалостен. Он казнит, не жалея, своих врагов. По его приказу убивают беззащитную и ни в чем не повинную Василису Егоровну.
- Он стремится к показной роскоши. Избу, в которой он остановился, называют дворцом, а стены внутри оклеили золотой бумагой.
- Он неграмотен. Не может прочитать записку Савельича.
Красная шляпа:
- Мы почувствовали интерес к этому человеку, когда читали о его разговоре с хозяином постоялого двора. Было любопытно узнать, кто он такой.
- Чувство негодования возникло в тот момент, когда казнят по приказу Пугачева защитников Белгородской крепости и бедную комендантшу.
- Симпатию вызвал Пугачев, когда помиловал Гринева, спас Марью Ивановну.
- Чувство уважения и сочувствия вызывает герой, когда поет народную песню. Он понимает свою обреченность.
- Восхищались его свободолюбием. Он готов, подобно орлу, прожить пусть короткую, но яркую жизнь.
- Жалость к нему мы испытываем, когда его казнят.
- Уважение. Во время казни он ведет себя достойно.
Зеленая шляпа:
- Во время бурана Гринев видит впереди что-то черное. «Или волк, или человек...» Это символизирует двойственность натуры Пугачева.
- Глава II называется «Вожатый». Пугачев стал вожатым, то есть проводником главного героя и в последующих событиях. Он направляет главного героя, заставляет задуматься о многих вещах. В конце концов, определяет его будущую семейную жизнь.
Синяя шляпа:
Пугачев- личность противоречивая. Он жил в очень трудное время, это и определило сложность его характера. Он одновременно и злодей, и добрый человек.
V Рефлексия.
- Создайте синквейн на тему «Пугачев».
Приложение №3. «Концептуальная таблица».
Линии сравнения | Письмо Татьяны | Письмо Онегина |
Особенности и своеобразие оформления.
| Дан заголовок. Текст в тексте. Пушкин отступает от "онегинской строфы".
Общие места, параллельность чувств и переживаний: Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Теперь я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.
Татьяна идеализирует Онегина: Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю.
Ее письмо наивно: Ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой. Она откровенна, искренна: То воля неба, я твоя. Она ищет понимания. Доверительно начинает обращаться к нему на «ты». Видит только достоинства.
| Дан заголовок. Текст в тексте. Пушкин отступает от "онегинской строфы".
|
Композиция .
| Общие места, Параллельность чувств и переживаний: Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами. Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами. Все решено, я в вашей воле. И предаюсь моей судьбе. Онегин чувствует себя обиженным и непонятым: Боже мой! Как я ошибся, как наказан. Лукавит: ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал. Уверен, что Татьяна не знает, что такое любовь: Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви. Он совершенно не понимает Татьяну, приписывает ей несуществующие недостатки: Какому злобному веселью Быть может, повод, подаю! Обращается на вы.
| |
Раскрытие внутреннего мира героев |
Таким образом, составленная таблица позволила сделать вывод: герои не могут быть вместе, они слишком разные.
Приложение №4.
Синквейн.
Паруса
Алые, волшебные.
Появятся, увезут, спасут.
В жизни каждого человека
Мечта.
Ассоль.
Мечтательная, одинокая.
Грустит, ждет, трудится.
Она непохожа на других.
Красота.
Пугачев.
Карающий, милосердный.
Воюет, казнит, милует.
Разбойник с доброй душой.
Бунтарь.
Диаманта.
Ленский
Романтичный, влюбленный.
Сочиняет, любит, ревнует.
От делать нечего друзья.
Скучает, играет, ищет.
Эгоистичный, разочарованный
Онегин.
Использованная литература:
- Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.
- Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
- Граник Г.Г., Шаповал С.А. Литература, 8-11кл,: Задачник-практикум, - М.:НПО «Образование от А до Я», 1999.
- Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
- Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12
- Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
- Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
- Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19
- Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20
- Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21
- Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии как средство развития личностного потенциала учащихся на уроках английского языка
Применение ИКТ на уроках английского языка...
Применение технологии РКМЧП на уроках литературы и русского языка
Данная методическая разработка содержит описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обобщение опыта работы по данной технологии, разработки уроков и литературы, и русског...
Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-317798-1492966865.jpg)
Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051197-1535353642.jpg)
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051197-1535353642.jpg)
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий на уроках физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831511-1476526720.jpg)
Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы"
Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы". Герои литературных произведений- образцы маскулинности для мальчиков....