Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе по теме

фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkmchp_na_urokah_rus.yaz_._i_literatury.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Исторические басни И.А.Крылова

(фрагмент урока литературы в 8 классе)

Цель урока: систематизировать знания о баснях И.А.Крылова, посвящённых Отечественной войне 1812 года.

        По данной теме проводилось два урока, в ходе которых обучающиеся работали в группах с несколькими баснями. Их задача заключалась в следующем: они должны были не только подготовить выразительное чтение басен, но и при помощи критической литературы выяснить историю создания и провести параллели с событиями Отечественной войны 1812 года.

        Итогом работы стало составление кластера.

«Да – нетка»

( фрагмент урока литературы в 10 кл. по теме «Поиск смысла жизни героями Л.Н, Толстого»).

Этот литературный прием способен увлечь маленьких и взрослых, она ставит обучающихся в активную позицию, учит

- связывать разрозненные факты в единую картину

- систематизировать уже имеющуюся информацию

- слушать и слышать учеников

Этот прием был использован на уроке для создания интригующей ситуации.

Заранее подготовленный ученик задумывает персонаж романа «Война и мир».  Другим обучающимся необходимо отгадать имя героя, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Учащиеся формулировали следующие  вопросы:

Этот герой участвовал в каком – нибудь сражении?

Он имеет военные награды или поощрения?

Совершил ли он подвиг?

Он был влюблен в Наташу Ростову?

Был ли герой ранен?

Состоял ли в религиозной организации?

Прошел ил путь духовных исканий?

Есть ли у него дети?

В конце романа он умирает?

Герой -  дворянин?

Участвует в Бородинском сражении?

После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными, какие (почему?) слабыми. Педагог не только учит ребят очень важному умению задавать вопросы, но помогает вырабатывать стратегию поиска.

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

(фрагмент урока литературы в 10 классе)

Цель урока: обобщить сведения о помещиках, изображённых в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»; способствовать формированию умения сопоставлять и сравнивать, развитию связной речи обучающихся.

        На стадии вызова  предлагаю ребятам ТРИЗ – игру «Да - нетка», которая помогает повторить текст изучаемого произведения и способствует формированию умению формулировать вопросы.

- Ребята, я загадала героя из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Вы должны отгадать, кто он, задавая мне вопросы по тексту поэмы, на которые я буду отвечать только «да», «нет» или «и да, и нет».

        - Этот герой – житель города NN? (нет)

        - Это один из помещиков, которых посещает Чичиков? (да)

        - Это мужчина? (да)

        - Не его ли  Гоголь назвал «прорехой на человечестве»? (нет)

        - Его сыновей не зовут Фемистоклюс и Алкид? (нет)

        - Чичиков играл с ним в шашки? (нет)

        - Это Собакевич? (да)

        Игра может быть продолжена, но продолжают её обучающиеся: теперь они загадывают героя и отвечают на вопросы одноклассников. Чем дольше длится игра, тем лучше. Главное условие: вопросы не должны повторяться!

Деловая игра

( фрагмент урока объяснения нового материала 8 кл. по теме «Односоставные предложения»).

Учитель: сегодня мы станем следователями и примем участие в розыске. Пропал главный член у некоторых главных членов предложений. У трех – подлежащее, у одного – сказуемое (звучит музыка из телесериала «Следствие ведут знатоки»).

У нас есть документы – фотографии исчезнувших главных членов. Вот они! (показывает плакат)

1-й плакат: фотография фигуриста Евгения Плющенко (опр.-личное предложение),

2-й плакат:  газетная фотография коллектива типографии из 5-10 человек (неопр.- личное предложение),

3-й плакат: Рамка, на которой написано: «Место для фотографии» (безличное предложение),

4-й плакат: Пейзаж (учебная картинка).

Предложения, в которых есть только один главный член, называются односоставными. Односоставных предложений, как вы можете заключить, глядя на этот плакат, четыре группы. У пропавших подлежащих есть приметы. На них указывают сказуемые. Запишите примеры в графу №1 (ученики пишут, определяют лицо, число, время сказуемого).

Какие местоимения вы можете поставить в этих предложениях в качестве подлежащих?

Почему нет в предложениях подлежащих? (Ученики: они не обязательны, т.к. сказуемое определенно указывает на лицо и число местоимений).  

         Поэтому – то эта группа предложений называется определенно – личные предложения, т.к. подлежащее мыслится определенно, мы всегда можем подставить местоимение 1и2 лица в качестве подлежащего, «пропавшего» подлежащего. И фотография человека в графе №1 на плакате вам определенно хорошо известна.

Это известный фигурист, чемпион мира, Европы, Олимпийских игр.

А вот фотография в графе №2 на плакате. Не так легко будет нам отыскать подлежащее, которое символизирует фотография этих тружеников. Вряд – ли кто – нибудь из вас знает этих людей. Но мы знаем, что они делают нужное дело. Нам известны их дела, но мы не знаем, кто они.

В предложениях, которые вы сейчас запишете, важно само действие, а не то, кто его производит: «Что новенького в газетах пишут?». Определите в этом и последующих предложениях форму сказуемого (лицо, число, время). «В дверь постучали». (Далее предложения учитель может подобрать исходя из уровня класса).  Лица, которые мыслятся неопределенно, производят действие, поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего. Какое местоимение можно подставить в качестве подлежащего в неопределенно – личное предложение?

Обратимся к графе №3. Там, где должна быть следующая фотография, пусто. И едва мы найдем здесь пропавшее подлежащее. Сказуемое здесь такое неуживчивое, что при нем не только нет, но и не может быть подлежащего. Такие предложения называются безличными. И все-таки попытаемся найти подлежащее по сказуемому, как и раньше: «На дворе вечереет. У меня не т линейки. Аленке спать не хотелось. В этот час было тихо. Вам не видать таких сражений».

Как мы видим, поиски здесь напрасны.

Завершают работу на уроке упражнения, построенные вокруг наблюдения над пейзажем, представленным на плакате в графе №4. Ученики записывают небольшой текст: «Зимнее утро. Февраль, Узкие тропинки, Вот обоз с сеном. Вон церковь вдали. Стужа. Холод».

Кто же пропал в этих предложениях? Чего в них нет? А почему в этих предложениях нет сказуемого? И можно ли обойтись без него? Эти предложения сообщают, что какое – то явление существует, называют его отсюда и «имя» предложений – назывные.

Обобщение по уроку.

Итак, мы с вами познакомились с предложениями, в которых нет главного члена предложения.

- Как называются такие предложения?

- Сколько групп односоставных предложений вы знаете?

- Перечислите их?

- Чем они различаются?

-Почему в односоставных предложениях нет одного главного члена?

- В каком стиле могут употребляться односоставные предложения?

Домашнее задание.

Изготовить плакат «Их разыскивает грамматика», заполнить плакат своими примерами.

 В графе «Назывные предложения» поместить свой пейзаж и описать его, используя назывные конструкции.

Другая точка зрения

( фрагмент урока риторики 6кл. по теме « Что значит изобретать речь»).

          Суть этого приема в том, что обучающиеся пытаются представить и описать хорошо известные им события, явления и вещи не со своей точки зрения, а с точки зрения другого участника событий: в нашем случае это яблоко.

           Сначала мы знакомим обучающихся с готовым рассказом:

          « Я смотрю на него долго-долго. Ярко – красный бочок его вдруг начинает поворачиваться ко мне, и становиться ясно, что это его улыбающаяся рожица. Яблоко! Так оно живое, и совсем не понарошку!

         - Простите, вежливо обращается оно ко мне, - со мной что- то не в порядке?!

Или мой чудесный листик оторвался, и я теперь без шляпы?!

         - Извините? – недоумеваю я в ответ.

         - Но вы на меня так смотрите, что я решило, что что-то не так. И все же, чем обязано вашему вниманию?

Теперь я и вовсе теряю дар речи. Удивленное хмыканье не в счет. Но молчать и дальше становиться невежливо, и я бормочу:

- Не могли бы вы быть столь любезны… Если вас это не затруднит, могу ли я просить вас об одолжении…

- О да! Я не в силах отказать – я без остатка отдам все, что у меня есть: мой волшебный аромат, сочную прозрачную мякоть, медовый вкус и капли солнечного сока – такому очаровательному юноше…

И оно исчезло в моем кармане. Только стук в дверь прервал мой сон наяву… А яблоко осталось!»

После обсуждения прочитанного рассказа ребята получают задание написать о каких – нибудь событиях с точки зрения яблока.

- Кто Я?

- Какой Я?

- Чего не люблю?

- Что меня окружает?

- Откуда взялся?

- Что я люблю?

- Чего боюсь?

- Как я отношусь к окружающему?

- Мое отношение к самому себе?

- Я в сравнении с окружающими?

- Какие события в моей жизни уже были?

Обучающиеся показывают умение видеть явление или событие с разных, порой необычных точек зрения.

Такими получились работы учеников:

«Я яблочко, я совсем маленькая девочка. Посмотрите, какое у меня красивое платьице, нарядное, новое. Мама сказала, что я должна беречь его, только к осени она мне подарит другое, с красными полосками. Я живу на красивом дереве, это мой дом. Вокруг меня шумят зеленые листочки и постукивают друг о друга веточки. Я живу вместе с сестричками и братиками, у нас большая и дружная семья»   Грузнова Екатерина

«Кто знает, как меня зовут?! Яблоко? Неверно! Я витамин! Самый вкусный и полезный витамин! Во мне множество полезных веществ, которые продляют жизнь человеку, делают ее здоровой, полноценной. Со мной можно делать много вкусных вещей: компоты и кисели, салаты и десерты. Вы не думайте, что я все больше о еде и о еде, я о здоровье и о здоровье»  Сарапулов Алексей

«Слушай меня внученька, я хочу рассказать свою историю жизни, а была она у меня длинная. Родилась в огромном саду среди ветвистых яблонь под свист соловья. Много видела в своей жизни: бури, ураганы, а однажды злые люди чуть не разрушили наш дом, садовник спас нашу жизнь. Я люблю мир вокруг меня и не понимаю тех, кто несет зло. Поэтому завещаю тебе любить людей и совершать добрые поступки». Шаталин Иван

Инсерт

( фрагмент урока русского языка 11кл. по теме «Научный стиль речи»).

Инсерт – один из приемов  технологии РКМ (развитие критического мышления ), который предусматривает рациональную работу с текстом.

На уроке обучающие знакомятся с материалом учебника по теме «Научный стиль речи» на стр.202 – 204, во время чтения текста учитель просит учащихся делать на полях пометки:

«v» - уже знал

«+» - новое

«- »  - думал иначе

« ?» - не понял, есть вопросы

После прочтения теста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. При работе ребята должны придерживаться следующих правил:

 - прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям

 - вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше

 - оформите таблицу

При помощи этого приема обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение; делается зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

Этот прием был использован при изучении темы «Научный стиль речи»; т.к. по программе 9кл. эта тема уже изучалась, в 11кл. она расширяется и углубляется. Обучающимся был предложен следующий текст:

Остановимся подробно на характерных особенностях научного стиля. «v» Самой общей специфической чертой этого стиля является логичность изложения. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. «+» Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями. «v» На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.

Другим типичным признаком научного стиля является точность. Смысловая точность достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. «?» В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Сделав определенные пометы, обучающие должны оформить таблицу, у каждого она получается индивидуальная.

«v»

«+»

« -»

«?»

Самой общей специф. чертой является логичность.

Части жестко связаны по смыслу, располагаются последовательно.

Типична связь предложений при помощи повторяющихся существ.

Считается нормой повторение ключевых слов.

Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Хлестаков и хлестаковщина

(фрагмент урока по литературе в 8 классе)

Цель: содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение, приобщать обучающихся к исследовательской работе, развивать устную и письменную речь.

        На заключительном этапе урока применяю приём «Круги по воде» (в слабом классе это задание выполняется совместно, в сильном возможно начать работу в классе, а закончить её дома. В этом случае начало следующего урока – конкурс работ.) Очень важно, чтобы обучающиеся для характеристики героя подбирали не только отдельные слова – имена существительные, прилагательные, глаголы, - но и фразеологизмы (это всегда дополнительно поощряется!)

    Хитрый, хвастун

   Лентяй, лгун, лакомый кусок отхватил, лопатой загребал деньги

    Ерундил (говорил ерунду, т.е. вздор, пустяки)

   Сыграл злую шутку (обманул); с три короба наврал; сделал ход конём (действовал решительно, рассчитывал на успех); снял пенки (получил лучшую часть чего-либо, не прилагая усилия); смотал удочки (спешно покинул какое-либо место); с корабля на бал попал (стремительно перешёл из состояния безысходности в почитаемое положение)

   Трус, тихой сапой действовал с женщинами (исподтишка, скрытно)

   Актёр, азартный, антимонии разводил (вёл пустые, бессодержательные разговоры)

    Клоун; как сыр в масле катался; «Куда кривая выведет»- его девиз (полностью полагался на случай)

Олух царя небесного (недалёкий человек); околесицу несёт (говорит чепуху, глупости); оставил в дураках жителей города N; оставил их же с носом

   Важничает; валяет Ваньку (дурачится, хитрит, обманывает); валяет дурака (делает глупости, бездельничает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...

Примеры применения технологии РКМ на уроках русского языка и литературы.

Главная привлекательность технологии развития критического мышления через чтение и письмо, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а ос...

Приёмы технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Презентация к урокам, построенным с применением приёмов технологии РКМЧП. Презентация содержит краткое описание наиболее продуктивных приёмов и примеры их использования на уроках русского языка. Данна...