Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС.
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС. Учитель русского языка и литературы Белоусова Елена Ильинична, ГБОУ СОШ села Сосновый Солонец
1. Введение.
Не так давно мы, учителя, видели результат своего труда в знаниях, с которыми выпускник школы уходит во взрослую жизнь. А потом оказалось: этого недостаточно. Выпускник должен уметь и адаптировать их (эти знания, умения, навыки) к окружающему миру, и использовать для достижения целей, которые его надо научить ставить перед собой, т.е. обладать метапредметными умениями, направленными на развитие способности к самообразованию. О необходимости формирования самостоятельности обучающихся писал еще К. Д. Ушинский: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания…». Как показала жизнь, одним из важных запросов времени стал запрос на развитие навыков критического мышления. Школьник, обладающий этими навыками, активен в познавательной деятельности, умеет мыслить самостоятельно и критически, способен сотрудничать и участвовать в совместном принятии решения. Не правда ли, каждый педагог мечтает о таком результате своего труда? Моё убеждение: чтобы получить его, надо внести изменения в свою преподавательскую практику, освоить СОТ и осознать ценность не самих приёмов и стратегий, а тех идей, принципов, которые составляют их целостность, практичность и позволяют формировать УУД.
Как я пришла к этому убеждению?
Мой непосредственный опыт и опыт моих коллег показывает, что обучающиеся испытывают затруднения в решении задач, требующих использования навыков критического мышления. Несколько лет назад я провела рабочее исследование: обучающиеся выполняли задания по русскому языку и литературе на воспроизведение, понимание учебного материала, анализ, синтез, оценку (таксономия Б.Блума). Что выяснилось? 85% обучающихся смогли выполнить задания на воспроизведение изученного материала, 75% - на понимание, 70% - на применение знаний, 60% - на использование навыков анализа, 40% - синтеза, 35% - оценки. (см диаграмму). А ещё я задумалась над своей методикой и пришла к выводу, что задания, требующие от школьника применения всего комплекса критического мышления, предлагаю на уроках не в системе. Попробовала оправдать себя недостатком времени, отсутствием необходимых дидактических материалов. Но потом поняла: надо что-то менять в методике преподавания, не формировать то и это, а корректировать, направлять, изучать потребности ребёнка, насыщать их, создавать новые. Эту идею можно назвать ведущей идеей моего педагогического опыта. А вот ответ на вопрос, как менять методику, получила, пройдя специальную подготовку по освоению НОТ и в результате участия в работе областного семинара «Компетентностно - ориентированный подход к образованию» и апробации СОТ в нашей школе, которая была экспериментальной площадкой по формированию ключевых компетентностей.
Одна из таких технологий, развитие критического мышления через чтение и письмо, созданная западными учёными и адаптированная в российской школе, во многом стала предвестником изменений, пришедших к нам с новыми стандартами. Воспитание выпускника с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира – одна из важнейших задач, которые ставят перед педагогами стандарты второго поколения. РКМЧП, разнообразие её приемов учитывают эту особенность. Главная цель технологии — развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. И основной путь к самообразованию — развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. Этим и объясняется востребованность и популярность технологии сегодня в российском образовании.
Цель моей педагогической деятельности с использованием РКМЧП – создание ситуации успеха для каждого. Задачи: развитие познавательной активности и мыслительных способностей обучающихся, необходимых им не только и не столько в учёбе, сколько в обычной жизни, т.е. формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.
Цель моего выступления - поделиться опытом использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы в плане становления нового типа обучения, соответствующего идеям ФГОС.
2.Основная часть.
Согласитесь, мотивация – это та сила, которая вдохновляет нас и управляет нами в процессе достижения цели. Для обучения она совершенно необходима. Не стоит ждать, пока дети сами пожелают учиться, каждый учитель может вызвать это желание посредством имеющихся в его арсенале педагогических инструментов. Таким инструментом с полной уверенностью считаю технологи РКМЧП, которая формирует культуру мышления, его самостоятельность. Знаете ли вы о том, что данная технология, зародившаяся в Америке и адаптированная нашими учёными, появилась в российском образовании почти 20 лет назад? Но она настолько отвечает сегодняшним запросам ученика и учителя, что с полным правом является современной образовательной технологией. В основе её лежит следующая идея – думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов на них, т.е. овладевать универсальными учебными действиями. Этим мы и занимаемся на уроках, базовая модель которых состоит из 3-ёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Идеологи ТРКМ утверждают и доказывают на практике, что важность данной технологии заключается в ее следовании этим трем стадиям, или фазам.
На стадии Вызова решается задача не только заинтересовать обучающегося, мотивировать его на работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, опыт по теме или создать ассоциации по изучаемому вопросу. Таким образом, на этой стадии рождается первоначальное знание: актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые хочется получить ответ. На стадии Осмысления идёт непосредственная работа с информацией, а используемые приёмы позволяют сохранить активность школьников, сделать чтение или слушание осмысленным. Даются новые знания. На стадии Рефлексии информация интерпретируется, творчески перерабатывается, а ученик оценивает и демонстрирует, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. В арсенале технологии – различные приёмы и стратегии.
Пример урока литературы в 9 классе с использованием РКМЧП «Урок-пролог. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: творческая история, особенности композиции». Цель учебная: познакомить с историей создания романа, выяснить своеобразие композиции и связь с темой творчества Лермонтова «Недовольство современностью». Цель в рамках технологии: продолжить закрепление навыков работы с информацией, представленной в виде слова учителя. Технологическая стратегия – таблица «ЗХУ», денотатный граф, технологические приёмы – рассказ по таблице «ЗХУ», данетка. На стадии Вызова ученики (роман летом был прочитан) по ключевым словам (Печорин, «Бэла», поколение 30-ых годов 19 века, роман, Кавказ) составляют рассказ. Пример одного из рассказов: «Герой нашего времени» - это роман, задуманный Лермонтовым во время ссылки на Кавказ. Главный герой – Печорин, представитель молодого поколения 30-ых годов 19 века. «Бела» – одна из повестей романа». Далее предлагаю заполнить таблице «ЗХУ», работа в парах. Выясняется круг вопросов, ответы на которые девятиклассники хотели бы получить. На стадии Осмысления предлагаю ребятам, слушая слово учителя «Пролог к роману», закончить заполнение таблицы: один из пары отмечает известную информацию, другой заполняет графу «Узнал». Затем в ходе групповой работы на доске и в тетрадях появляется обобщённая таблица. Без ответа остаются вопросы, связанные с главным героем. В течение дальнейших 6-ти уроков в ходе комментированного чтения и анализа романа обучающиеся будут искать ответы на эти вопросы, собирая материал о Печорине и готовясь к Дебатам. В ходе урока формировались следующие УУД: умение систематизировать и анализировать информацию, умение планировать собственную учебную деятельность и коммуникативные умения. Стадия Рефлексии - это домашнее задание. Более сильные ученики составляют денотатный граф по таблице «ЗХУ», тема «Роман Лермонтова»; слабые – рассказ о произведении по графам таблицы «Хочу узнать» и «Узнал». Все обучающиеся перечитывают гл. «Бела», отвечают на предложенные вопросы. Индивидуальное задание сильным ученикам - составление данетки «Печорин в истории с Бэлой». (См. в Приложении). Выполняя домашнее задание, девятиклассники будут формировать умение творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку. Надо отметить, что каждый приём ТРКМЧП многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов-осмысление-рефлексия» приёмы способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. В 11 классе на 1-ом уроке по творчеству С.Есенина «Страницы жизни поэта» использую технологическую стратегию чтение с маркировкой, приёмы «Выглядит, как… Звучит, как…» и инсёрт. На стадии Вызова выпускники записывают зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают у них при слове Есенин. После знакомства с основной информацией возвращаемся к таблице и либо соглашаются со своими ассоциациями, либо отвергают их, давая логическое объяснение. В целом же занимаются познавательной деятельностью, учатся работать с метафорами. Далее идёт чтение текста о С.Есенине с его маркировкой, т.е. инсёрт. По ходу чтения ученики делают пометы специальными значками: «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Затем заполняется таблица, в которой значки становятся заголовками граф, а сведения из текста заносятся тезисно. Что даёт использование данных приёмов? Ученики подтверждают свои знания, интерес, обнаруживают противоречия, выявляют индивидуальные потребности. Чтение становится вдумчивым, внимательным, а процесс накопление информации зримы, т.е. работаем над поисковым чтением. В терминах УУД обучающиеся учатся структурировать текст, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Важный этап – обсуждение внесённых в таблицу записей. На стадии Рефлексии предлагаю, на основе общей таблицы написать и представить рассказ, идёт работа по развитию речи. Дома же ребята составляют синкейны на темы «Есенин – человек», «Есенин – поэт». Синквейн, как белое пятистишие, представляет собой синтез информации в лаконичной форме, а это позволяет осуществить рефлексию на основе полученных знаний. Это самый популярный приём на стадии Рефлексии. Мои ученики даже посвятили ему стихотворные сроки:
Коротко и основное сказать – дело не простое.
За внешней лёгкостью – работы мысль:
Ищи важное, не торопись!
Закрепляем морфологию: части речи.
Находим слово-резюме, а прежде
Из лексики синонимы вспоминаем,
Главную мысль определяем,
Фиксируем в глагольном предложении
И готово синквейн - сочинение.
Синквейн помогает организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, научить излагать сложные чувства в краткой форме. Идёт отработка умения творчески переработать новую информацию, дать рефлексивную оценку пройденного. (Синквейны см. в Приложении).
Любимой стратегией РКМЧП ребят стала стратегия «Направленное чтение», или «Чтение с остановками». Она позволяет отрабатывать навыки осмысления текста, умения отстаивать свою позицию, формулировать тему (произведения, урока) и главную мысль. Общий алгоритм работы по этой стратегии таков: вызов - обсуждение заглавия, прогноз его содержания и проблематики, формулирование темы урока; осмысление – чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета; рефлексия – осмысление текста как единого целого. Так, при изучении в 7 классе трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» на стадии Вызова предлагаю ученикам обнаружить противоречия в названии произведения, которые подтверждаю лексическим значением слова «рыцарь» из «Энциклопедического словаря». Далее ребята прогнозируют тему произведения. Принимаются все варианты. Теперь текст читаем отрывками (стадия Осмысления), находим или нет подтверждение нашим прогнозам, отвечаем на «тонкие» и «толстые» вопросы, осмысливая прочитанное, и снова предсказываем развитие событий. На стадии Рефлексия формулируем тему урока по трагедии Пушкина и переносим её на домашнее задание: ребята, размышляя над тем, чем являются деньги в нашей жизни, что дают они человеку и что отнимают, пишут эссе «Какие мысли и чувства вызвала у меня трагедия Пушкина «Скупой рыцарь»? (Выдержки из эссе см. в Приложении). Использую данную стратегию и на уроках русского языка, в частности на уроках развития речи при написании обучающих изложений. (см. в Приложении).
На уроках с использованием стратегии «Чтение с остановками» в ходе познавательной деятельности ребята учатся основам прогнозирования, формулированию собственной позиции, её аргументации, основам коммуникативной рефлексии, использованию адекватных языковых средств, умению делать выводы. Из моих наблюдений: то, что изучается с использованием данной стратегии, гораздо увлечённее воспринимается, лучше запоминается, интереснее анализируется в творческих работах и создаёт на уроке ситуацию успеха, окрыляя, в первую очередь, неуспешных учеников.
Не можем мы, учителя русского языка и литературы, обойтись без такого приёма ТРКМЧП, как ПОПС-формула, которую я рассматриваю как алгоритм устного выступления и написания сочинения. На уроке развития речи по подготовке к домашнему сочинению-рассуждению о книге в 7 классе (П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем является книга в жизни человека?» Приходим к общему мнению: книга – наш друг и советчик даже в век всеобщей компьютеризации. Ответы на вопросы: друг – это кто? что сделает для нас друг? и можно ли книгу назвать другом? – ребята ищут, работая в парах. В качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания С.Михалкова, И.А.Гончарова). Записываем вступление, которое и является тезисом рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю семиклассникам раздаточный материал: высказывания о книге известных людей (Н.Смиронов-Сокольский, Н.Г.Чернышевский, И.Эренбург, Ю.Гагарин, А.Т.Твардовский, М.Горький, Дидро и др.). В основной части сочинения (О – объяснение) ребята объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, аргументами служат сами высказывания. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам книга? ответ снова ищем в материалах учебника. Предлагаю клише: в минуту грусти…, заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры приводим и из личного опыта. Идёт фронтальная работа. (С)-следствие - вывод каждый формулирует самостоятельно. В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге. Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак, таким образом, как видим. Вот некоторые из предложенных ими тем: «Книга лучший друг человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не заменит никто». После такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением о книге справляются все обучающиеся.
Все мы знаем: дети не любят писать сочинения. Избежать их отрицательных эмоций можно, если превратить процесс подготовки к творческой работе в интересное занятие. Стратегия РКМЧП «Пирамидная история» нам в этом поможет. Она имеет три этапа: первый – это коллективное заполнение пирамиды, второй - индивидуальное выражение учащимися своих мыслей, третий – коллективное обсуждение написанного. «Пирамидная история» учит фантазировать, но в рамках тех условий, которые обязательно нужно выполнить. Работы пишутся дома. Используя данный приём, мы закрепляем умение составлять рассказ по картине и одновременно развиваем критическое мышление. Обычно все письменные работы, подготовка к которым проходила на уроке с использованием пирамидной истории, сдаются на проверку вовремя и оцениваются высоким баллом.
3. Заключение.
Таким образом, и новые стандарты, и ТРКМЧП акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Достоинство ТРКМЧП в её открытости, в том, что она, объединяя известные и новые методические приёмы, позволяет ученикам овладеть законами использования знаний, открывает возможности для индивидуального обучения, способствует развитию познавательного интереса и формированию творческой активности. Результаты повторной диагностики (через 2 года): 88% обучающихся смогли выполнить задания на воспроизведение изученного материала, 80% - на понимание, 78% - на применение знаний, 65% - на использование навыков анализа, 46% - синтеза, 41% - оценки. Результаты выше. На вопрос о новых формах работы 88 % моих учеников дают положительный отклик. Вдержки из анкет: - Мне кажется, что нас учат по-другому. - Мы теперь больше думаем над тем, что обсуждаем, чаще и полнее выражаем свои мысли. - Мне нравится, как нас учат. - Я пыталась найти веские аргументы для доказательства своей точки зрения, и мне это понравилось. Наиболее важными критериями оценивания ребята сочли собственный интерес к происходящему, возможность высказывать свои идеи, обучение сообща и результативность урока. Всё это необходимые условия для развития критического мышления. И эти условия говорят о наличии мотивации на уроке, без чего не может сегодня обойтись учебно-познавательный процесс. В этом вижу практическую значимость своей работы.
Б.Пастернак писал:
Не потрясенья и перевороты для новой жизни отмечают путь,
А откровенья, бури и щедроты души воспламенённой чьей-нибудь.
Мне кажется, ТРКМЧП способна воспламенить душу каждого творческого педагога, чей образ жизни – учительство.
Список литературы.
- Материалы о критическом мышлении, предоставленные на семинаре «Компетентностно-ориентированное обучение» для педагогов пилотных школ.
- Материалы журнала международной ассоциации чтения «перемена»: том 3, № 1,3,4, том 4, №2,3,4, том 5, №1
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – 2-ое изд. – СПб.: КАРО, 2013.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...
Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...
Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».
Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...
Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»
Конспект открытого урока по литературе в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...
Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...