Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Горлова Ирина Сергеевна

Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_trkmchp.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы.

1. Приём “Составление кластера”.

Так, на уроке в 7 классе по теме «Стили речи. Публицистический стиль» учащиеся вначале составляют список известной информации по теме «Стили речи». Затем полученные данные систематизируют в виде кластера.

Далее на основе предложенного текста учащиеся подтверждают теоретические понятия примерами из текста

Фрагмент урока:

- Прослушайте  текст.  Какую  особенность  данного  текста    вы  можете  отметить?

  1. Выписка из протокола №12

заседания  совета  школы  №1.

СЛУШАЛИ:  

   Классный  руководитель  5  «А»  класса,  Мохова  Татьяна  Федоровна, обратилась  к  совету школы с  просьбой  -  воздействовать  на  ученика  10 «Б»  класса  Иванова  Михаила, который  каждый  день  приходит    в  школу  в  сопровождении  огромнейшей  собачищи.  Немецкая  овчарка – это  порода, выведенная  в  Германии  в  конце  19  века.  Рост  этой  животины  выше  среднего,  высота  в  холке – от  61  до  70  сантиметров.  Сложена  она, как  Аполлон,  очень  пропорционально.  Обладает  огромными, выдающимися  способностями  к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной  преданностью  человеку, невиданной  выносливостью.  Глазастая!   Увидит, что  кто – нибудь  к  его  хозяину  приближается, пасть  так  оскалит!  Ой,  а  зубы – то, как  у  крокодила!  Не  захочешь мимо  пройти. Вот  и  ребята  боятся.  Прошу  оказать   помощь  и  принять  необходимые  меры.

ПОСТАНОВИЛИ:  

   Вызвать  Иванова  Михаила вместе с  родителями   на  совет  школы и  убедить  в  неправомерности его  действий.  

 Председатель      Л. И. Морозова

Секретарь            И. П. Сорокина

Верно                   Секретарь                            С. И. Федорова

03.10.2011

- Итак, в тексте  вы  обнаружили  языковой  материал   трех  стилей  речи:  разговорного, научного  и  официально – делового.  (Ребята доказывают).

  1. Разговорный стиль.

1. Задача – поделиться  впечатлениями.

  1. Сфера  употребления – беседа  или  бытовой  диалог.
  2. Стилевые черты:  субъективность, эмоциональность, конкретность.
  3. Языковые  средства:

Лексические:  слова, имеющие  разговорную  окраску (собачища, животина); слова  с  экспрессивной  окраской (невиданной, неслыханной).

 Словообразовательные: слова  с  суффиксами  субъективной  оценки (собачища).

 Морфологические:  прилагательные  в  превосходной  степени (огромнейший); прилагательные  оценочного  значения  (глазастая); междометие  (ой)

 Синтаксические:  неполные  предложения (Ой,  а  зубы – то, как  у  крокодила!);  односоставные  предложения (Не  захочешь мимо  пройти.)

   

2.  Научный  стиль.

  1. Задача – сообщить  сведения, имеющие  теоретическое  значение.
  2. Сфера  употребления – справочник, статья  учебника.
  3. Стилевые черты:  объективность, бесстрастность, абстрактность, точность,  логичность.
  4.  Языковые  средства:

Лексические:  употребление  слов  в  прямом  значении (порода, Англия); стилистически  нейтральные  слова  (пропорционально, дрессировка); отсутствие  образных  средств.

 Морфологические:  преобладание  существительных.

(Классный  руководитель  5  «А»  класса,  Мохова  Татьяна  Федоровна, обратилась  к  совету школы с  просьбой  -  воздействовать  на  ученика  10 «Б»  класса  Иванова  Михаила, который  каждый  день  приходит    в  школу  в  сопровождении  огромнейшей  собачищи.)

Синтаксические:

       -прямой  порядок  слов    (Рост  этой  животины  выше  среднего,  высота  в  холке – от  61  до  70  сантиметров.)  

  1.  Официально – деловой   стиль.
  1. Задача – сообщить  точные  сведения, имеющие  практическое  значение.
  2. Сфера  употребления – деловая  бумага – протокол.
  3. Стилевые черты:  официальность, конкретность, бесстрастность.

Языковые  средства:

Лексические:  официальные  слова  и  выражения  (воздействовать  на  ученика, прошу      принять  меры);   словосочетания  неэмоционального  характера  (обратилась  к  совету  с  просьбой, убедить  в неправомерности  поведения).

 Морфологические: использование  глаголов  в  неопределенной  форме  (оказать  помощь, принять меры, вызвать  на  педсовет).

 Синтаксические:  осложненные  предложения (Обладает  огромными, выдающимися  способностями  к дрессировке, чуткостью, внимательностью, неслыханной  преданностью  человеку, невиданной  выносливостью);  почти  полное  отсутствие  повествования  и  описания.

   ( Так как задание дается по группам, то на его выполнение приходится значительно меньше времени).        

-  Сейчас  вы    по  вариантам отредактируете  текст в  заданном  стиле.  Ранее составленный кластер необходимо дополнить теоретической информацией. (Работа по заполнению кластеров будет продолжена и на последующих уроках.)

1  вариант – разговорный  стиль.

2  вариант – научный  стиль.

3  вариант – официально – деловой  стиль.

   Далее учащиеся зачитывают отредактированные тексты.

Кластер, например, по разговорному стилю будет выглядеть следующим образом.

 

   Таким образом, организованная  работа позволяет  и повторить теоретические положения, и применить их на практике.

2. Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов»

Фрагмент урока:

    Я  хочу  вам  предложить  текст, который  имеет  заголовок  «Предновогодняя  встреча».

 - Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно?

 - Подберите  определения  к  заголовку.

 - Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает).

 - Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста?

 - Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста.

 - Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  1  части  текста:

  Предновогодний  вечер – суета – оживленные  лица – девочка – мужчина – стайка  пацанов – спешат – мандарины – яблоки – свертки – недоступно – желанно – запахи – головокружительный – вкусным – забытым.

    И после проведения такой стадии вызова интерес к материалу не угасает до самого последнего слова.

 

3. Приём «Перепутанные логические цепочки»

 

Так, например, ребятам 6 класса на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка:

Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Ребята должны найти нарушения в логике, обосновав свое мнение.

       

4. Приём «Колесо  проблем».

Например,  при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» возможно создание такого колеса.

     

5. Приём «Чтение с остановками».

Фрагмент урока по теме «Стили речи. Публицистический стиль»:

Чтение  1  части.

Предновогодняя  встреча.

  Предновогодний  вечер.  Рынок. Шум. Суета.  Радостные, оживленные  лица  людей.  Девочка, прижимающая  к  груди  огромного, такого, по – видимому, долгожданного    розового  слона. Мужчина, бережно поддерживающий  под  руку  старенькую  маму.  Оживленная  стайка  пацанов, шумно  обсуждающих  чей – то  подарок – звенящий  на  все  лады   телефон.    И  все  спешат  по  своим  делам, радуясь  предстоящему  празднику.  Спешат  что – то, что  не  успели, доделать, кого - то  поздравить,  что – то  купить.  Из  сумок  выглядывают  золотистые  мандарины  и  апельсины,  краснощёкие  яблоки, какие – то бесконечные  свертки  с  чем – то  таким, что, быть  может, недоступно, но  не  менее  желанно.

  Запахи.  Головокружительный запах  копченой  рыбы. Парного  мяса  и  печенки.  Жареных  пирожков  с  чем – то  таким  вкусным  и  давно  забытым.  

 - Какие  вопросы  возникали  при  чтении  1  части?

 - Что  непонятно?

 - Какие  компоненты  рисуются  ситуацией?

 - Как  вы  предполагаете, каков  стиль  данного  текста?  Докажите.

Заполнение  кластера «Публицистический стиль» примерами из текста.

(Отметить  экспрессию  односоставных  предложений, в  частности, назывных, как  бы  созданных  для  описания.  В  них  природой заложены  изобразительные  возможности:  называя  предметы, они  рисуют  картину  и  дают  оценку  происходящему, как  на  фотографии  запечатлевают  кадры, фиксируя  только  настоящее  время.  Придают  лаконизм, недосказанность.

Эллиптические  предложения  придают  эмоциональность, взволнованность.

Однородные  члены  предложения  расширяют  и  углубляют  смысловой  план  высказывания, делают  его  более  объемным  и  в  то  же  время  конкретным.

Причастные  обороты  более  сжато, энергично  передают  информацию.

Вводные  слова  и  предложения  выражают  отношение  говорящего  к  сообщаемому.)

 - О  чем  речь  пойдет  дальше?

Чтение  2  части.

  Глаза.  Огромные  глаза.  Человеческие  глаза.  У  собаки…   Сколько  боли.  Отчаянья.  Тоски.  И…  пустоты.

  Не  скулит.  Не  выпрашивает.  Не  машет, как  раньше,  доверчиво  хвостом.  Не  ждет, кажется,  уже  ничего  и  никого. Не  стало  хозяина. Предал.  Ушла  надежда.  Вера  в  людей.  Нет  сил  ни  на  что…

   Рынок.  Одинокий  силуэт  выброшенной, как  старая  вещь, собаки.  Как  знак  вопроса…

                                                             (С. Дмитриева, «Юность»,  №14, 2003  г.)

 - Какой отклик в душе вызывает этот текст?

 - Чем хотелось бы сказать после его прочтения?

- Оправдались  ли  ваши  предположения?

 - Какова  же  задача  данного  текста?

 - Какое  из  высказываний  (см. эпиграф) больше  подходит  к  тексту?

 - Почему текст  произвел на нас такое сильное впечатление?

 - Каков  стиль  текста?

 Очень  печальная  концовка.  Если  вы  помните,  заголовок   текста – «Предновогодняя  встреча».  Он  дает  надежду  на  счастливый  финал?

 - Придумайте  концовку  текста.

6. Приём "Сводная таблица"

       Так выглядела сравнительная таблица учеников 7 класса, когда мы сравнивали образы Остапа и Андрия из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Остап

Линия  

сравнения

Андрий

Из семьи коренного запорожского казака.

Происхождение.

Из семьи коренного запорожского казака.

Достаточно суровое воспитание в бурсе.

Воспитание.

Достаточно суровое воспитание в бурсе.

Боевая жизнь и обычаи Запорожской Сечи были по нраву.

Отношение к военной службе.

Боевая жизнь и обычаи Запорожской Сечи были по нраву.

Храбрость, ловкость.

За какие черты характера их уважали казаки.

Храбрость, ловкость.

На вид  суровый и мужественный.

Как внешность характеризует героя.

Более нежный и красивый.

Способен к учению, но желания учиться не имел

Отношение к учебе.

Учился охотно и без напряжения.

Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил товарищей.

Какие  черты характера отличали братьев.

Более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания.

Отличался горячей любовью к Родине, был готов отдать за неё жизнь.

Отношение к Родине.

Изменил Родине. Любовь полячки стала ему дороже.

Хладнокровный, рассудительный.

Человек твердой воли и выдержки, мужественно переносит нечеловеческие испытания, пытки.

Какие черты характера явились судьбоносными.

Горячий, неуравновешенный. Не ставит перед собой определенной цели, а действует, руководствуясь чувствами. Любовь затмила разум. Не плохо, что не отступился от любимой. Да и в последние минуты держался достойно. Непростительно, что пошел против своих, предал товарищей и Родину.

 

Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.

7. Приём  «Маркировочная таблица  ЗХУ».

        

   Приведенная ниже таблица «ЗХУ» заполнялась ученицей 6 класса на первом  и последнем уроке изучения темы «Имя прилагательное». Заполнение третьей колонки носило контрольный характер, ребёнку была выставлена зачетная оценка.

З

Х

У

   Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

   Изменяется по родам, числам и падежам. Имеет полную и краткую форму.

   В предложении  является определением или сказуемым.

Степени сравнения имен прилагательных.

  Разряды имен прилагательных по значению.

   Какие прилагательные являются качественными, какие относительными, какие притяжательными.

   Как пишется НЕ с прилагательными.

   Когда пишется О, когда Е после шипящих в прилагательных.

   От чего зависит написание одной или двух Н в суффиксах прилагательных.

   Когда пишется К, когда СК в суффиксах прилагательных.

   Когда сложные прилагательные пишутся слитно, когда через дефис.

   

   Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени. Пример: Левая сторона больше правой. В предложении является сказуемым.

   Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-то признаку. Пример: Самым удивительным в этом лесу был зимний дуб. В  предложении является сказуемым и определением.

   Сравнительная степень имеет две формы: простую и составную.

   Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательных  суффиксов –ее (-ей), -е, -ше. Например: приветливее, громче, тоньше. Прилагательные в форме простой  сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

   Составная форма сравнительной степени образуется прибавлением слова более к начальной форме прилагательного. Например: более приветливый. Второе слово в этой форме изменяется  по родам, числам и падежам. В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями.

   Превосходная степень имеет две формы: простую и составную.

    Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш, -айш. Например: мягчайший. Прилагательные в форме простой  превосходной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.    В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями.

   Составная превосходная степень образуется от полной формы прилагательного с помощью слов наиболее, наименее, самый. Например: самый красивый. Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам. В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями.

   Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

И так далее…

8. Приём “Пометки на полях” (Инсерт).

   Так, например, при изучении  в 8 классе темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» вначале составляется список известной информации по теме, затем материал логически ранжируется, составляется список вопросов. Детям предлагается статья, при работе с которой они ставят пометки.

V   При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.

V Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.

V I. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)

[О: О, О, О].

+ Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:

Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.

[О, а именно: О, О и О].

V П. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире, например: Затуманенный лес,  озеро, небо всё было серое.

[О, О, О - О].

+ III. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них  перед остальной частью  предложения — тире,  

например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо было серое.

[О: О, О, О – …].

   Затем материал заносится в маркировочную таблицу, которая может выглядеть следующим образом (можно таблицу заполнить и только схемами для экономии времени на уроке):

V

+

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.

 Примечание. В книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например, указывающие на идущее дальше перечисление. В таких случаях после этил слов ставится двоеточие, а перед ними запятая, например:

Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: знание правил, внимание и умение пользоваться справочниками.

[О, а именно: О, О и О].

Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них, например: 1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи (Г.) — обобщающее слово — подлежащее всё стоит перед однородными подлежащими и леса, и пруды, и степи; 2) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли ничего не было видно (Арс.) — обобщающее слово ничего стоит после однородных членов ни гор, ни неба, ни земли и является, как и они, дополнением.

III. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них  перед остальной частью  предложения — тире,  например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо было серое.

[О: О, О, О – О].

I. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие, например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. (Сол.)

[О: О, О, О].

П. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире, например: Затуманенный лес,  озеро, небо всё было серое.

[О, О, О - О].

     

  Заполнив такую таблицу, дети будут иметь возможность пользоваться её и в дальнейшем, поместив её, например в предметное портфолио по русскому языку.

9. Приём “Написание синквейна”.

Вот примеры некоторых синквейнов, которые получились у моих учеников:

Солнышко

Яркое, жёлтое

Светит, греет, улыбается

Даёт силы всему на земле,

Жизнь!                                                           (Миша В., 5 кл.)

Школа

Родная, живая

Воспитывает, помогает, развивает,

Все науки сможешь познать,

Учись!                                                           (Настя М., 5 кл.)

Читатель

Увлечённый, терпеливый

Приходит, выбирает, развивается

Для него всегда раскрыты наши двери!

Ждём!                                                          (Катя М., 6 кл.)

Библиотека

Светлая, уютная

Собирает, объединяет, помогает

В добрый путь по стране знаний,

Наш читатель!                                          (Оксана П., 10 кл.)

Воланд

Всесильный, беспощадный

 Искушает, испытывает, изменяет,

Творит добро, желая зла,

Неоднозначность!                                   (Елена Ю., 11 кл.)

Выпускник

Мечтающий, беззаботный

Учится, мучается, сомневается.

Перед ним трудная дорога жизни,

Вперёд!

                                                 (Сергей Ц., 11 кл.)

 Тарас Бульба

Умный, смелый

Сражается, защищает, мстит

Любит родину, жертвуя всем.

 Национальный герой!          ( Настя Д., 7 кл.)

Повесть

Интересная, увлекательная

Читать, узнавать, воображать

Я восхищаюсь мудрой повестью:

Это зеркало жизни!               (Лиза В., 7 кл.)

Неизвестный цветок

Трудолюбивый, красивый

Растёт, цветёт, выживает

Манит к себе чудесным ароматом

Стойкость!                            (Диана Р., 6 кл.)

Имя прилагательное

Яркое, разнообразное

Описывает, украшает, характеризует

Делает текст интересным и выразительным

Часть речи.                             (Артём Ч., 5 кл.)

Емельян Пугачёв

Жестокий, справедливый

Воюет, карает, прощает

Поднял народ против господ

Вольность!

10. Приём «Толстые и тонкие вопросы».

Так, в 7 классе на уроке литературы  при анализе 3 главы – сцены кулачного боя на Москве-реке (М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» - ребятам предлагается по содержанию задать тонкие и толстые вопросы. 

                           Тонкие ?

Толстые ?

Где происходит кулачный бой?

Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в 3 главе?

Кто сходился и собирался на Москве – реке на кулачный бой?

Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?

С кем приехал царь?

Из каких побуждений идет на бой  Калашников?

Что велел сделать царь по приезду к месту кулачного боя?

Почему Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников царю, церквам и народу русскому?

Во сколько сажень оцепили место для боя?

Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться  мирно?

Кто первым вышел на бой?

Какой смысл вкладывает Калашников в слово, называя Кирибеевича «басурманским сыном»?

Во что был одет Кирибеевич?

Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Сколько раз кликали клич, ожидая противника?

Почему Калашников говорит братьям, чтобы те помолились в церкви за его душу грешную?

Чему поклонился  Кирибеевич?

Зачем в сцену суда введен грозный царь Иван Васильевич?

Чему и кому поклонился Калашников?

Справедлив ли суд царя?

Кто первым начал бой?

Почему Иван Грозный обещает «не оставить жену и сиротинушек – детей»?

На чьей груди висел медный крест со святыми мощами из Киева?

На чьей стороне народ, из чего это видно?

Куда ударил Калашников своего противника?

На чьей стороне автор, на основании чего вы это утверждаете?

Кто повалился, будто сосенка, на холодный снег?

Как убил Калашников Кирибеевича: «вольной волею или нехотя»?

Кто судил исход кулачного поединка?

О чем просит Калашников перед смертью?

11. Прием “Лекция со стопами”.

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Фрагмент урока литературы в 11 классе.

Литература 1930-х годов.

   Тридцатые годы вошли в историю русской советской литературы как весьма противоречивое время. Эта оценка связана, в первую очередь, с усилением партийно-государственной роли в управлении культурой в этот период. Власть всё активнее вторгалась в сферу искусства (достаточно вспомнить постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций»), оказывала давление на литераторов. В это время были арестованы А. Лосев, П. Флоренский, А. Воронский, Д. Хармс и др., погибли Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев и многие другие.

В таких условиях преобладал унифицированный подход в литературе — ведущим стал принцип «социального заказа».

Стоп. – Как вы понимаете слова: «Ведущим стал принцип социального заказа»?

-  К каким темам должны были, по вашему мнению, обращаться в своем творчестве писатели?

- Творчество каких авторов этого периода вам известно?

Следуя принципу «социального заказа», писатели, объединённые общими идейно-эстетическими воззрениями, должны были обращаться в своих произведениях к темам, востребованным государством или массой.

Гражданская война, революция, строительство нового общества, труд — вот темы, которые занимали главное место в советской литературе 1930-х годов. В короткий период было создано множество произведений, в которых нашли отражение такие процессы, как индустриализация и коллективизация.

Тема труда, индустриальной революции стала ведущей в произведениях Ф. Гладкова («Энергия», 1932-1938), М Шагинян («Гидроцентраль», 1931), Л. Леонова («Соть», 1931), Я. Ильина («Волыпойконвейер», 1933), В. Катаева («Время вперёд», 1932) Ю. Крымова («Танкер «Дербент», 1938) и других.

Тема коллективизации в деревне: нередко трагические процессы объединения крестьянских хозяйств показаны в романах М. Шолохова («Поднятая целина», 1932), Ф. Панфёрова («Бруски», 1928-1937), поэме А. Твардовского («Страна Муравия», 1936).

Стоп. – Каким должен был быть герой литературных произведений этого периода?

- Герои каких произведений это подтверждают?

  Тридцатые годы — это время рождения героя советской литературы. Появляется потребность в художественном исследовании процесса становления и развития нового человека, что в свою очередь требовало новых изобразительных средств, «иной образности». «Стержневым типом эпохи» (М. Горький) стал человек труда. Сложные процессы формирования новой личности, её биография стали центральными в произведениях А. Малышкина («Люди из захолустья»), а; Макаренко («Педагогическая поэма»), Н. Островского («Какзакалялась сталь»), А. Гайдара («Школа», 1930), В. Катаева («Белеет парус одинокий», 1936).

И так далее…

12. Приём “Корзина идей, понятий, имен».

Предлагаю вашему вниманию Корзину идей урока, проводимого в 8 классе, по теме: «Есть ли у  фольклора традиции и будущее?».

-  Традиции у фольклора есть, так как сказки во многом похожи, значит, писали их по определенным канонам.

-  Герои сказок во многом похожи, делятся на положительных и отрицательных во многих фольклорных жанрах, поэтому здесь тоже прослеживается традиция.

-  Фольклорные произведения, особенно сказки, люди читают до сих пор, значит, они не умерли, продолжают жить и сегодня – и  это тоже традиция.

-   На сегодняшний день, я считаю, фольклор, кроме сказок, никому не интересен: сказки читают только детям, с былинами мы знакомимся только на уроках, кто их будет читать просто так. Спросите любого школьника – он не назовет больше ничего.  Так что традиции у фольклора были, но они умирают.

-  Фольклор и его традиции не умирают, они были, есть и будут. Не может же умереть, например, русская песня или сказка, просто переживают кризис.

-  То, что у  фольклора есть традиции, несомненно. Они проявляются и в композиции, и в средствах художественной выразительности: обилие постоянных эпитетов, олицетворений, сравнений, гипербол, анафор, синтаксического параллелизма и т.д. – подтверждают это.  

-  Будущего у фольклорных  традиций нет, так как разве будет народ сочинять сказки, былины, песни?

13. Приём “Написание эссе”.

        Предлагаю вашему вниманию отрывок из  Эссе ученика 7 класса Сергея К. «Почему Степан Калашников не открыл Ивану Грозному правды о том, по какой причине  убил Кирибеевича».

   «Недаром Степан не  обнародует  причину его поступка (по собственной воле убил опричника) – не хочет позорить имя жены, Алены Дмитриевны, и детей. Заручившись поддержкой братьев,  идет он на бой с Кирибеевичем за честь своей жены. Человек верующий, Степан сознает, что нарушил   заповеди Христа – «Не убий», «Не мсти». Поэтому свой грех  хочет искупить сам. И как достойно он себя ведет перед смертью!

   Я  мечтаю о том, чтобы у меня была такая же семья, как у Степана Калашникова, потому что она построена  на любви и уважении, почитании законов предков».