Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.
статья по литературе по теме

Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. В статье говорится о продуктивном использовании некоторых приёмов на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.

(выступление на РМО учителей гуманитарного цикла 09.02.2012 г.)

Краснова Г.М., учитель русского языка

 и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Колпашево.

Современные  педагогические технологии ставят цели научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения     личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо  (РКМЧП) - это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач.

Применение  технологии РКМЧП дает возможность создания условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  1. образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  2. культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  3. информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  4. социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:  вызова; реализации смысла; рефлексии.

Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

Главными задачами второй фазы технологии РКМЧП (фазы реализации смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания вопроса. На этой стадии происходит исследование языкового материала, анализ текста, что способствует развитию речевых, интеллектуальных, нравственных сторон личности ученика, созданию эмоционального настроя, повышению интереса к предмету.

Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Наиболее частой и применяемой методикой является организация работы обучающихся с различными текстовыми источниками, а следовательно, могут быть успешно использованы на уроках гуманитарного цикла.  Обращение к источникам стимулирует интеллектуальную деятельность, познавательную активность, формирует творческое мышление. Процесс обучения становится деятельностным, а урок - инициативным.

Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Кластер - это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, где записывается тема урока, например, «Сочинительные союзы». Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.

Ещё один удачный приём на стадии вызова - построение денотатного графа (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу). Это  способ выделения из текста существенных признаков понятия. Элементы построения денотатного графа следующие: запись ключевого слова или словосочетания, подбор нескольких глаголов, соотносимых с ключевым словом (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку), подбор из текста по смыслу существительных или словосочетаний, вывод.

Пример построения денотатного графа на уроке обобщающего повторения в 6 классе по теме «Наречие»


Н   ---  отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?;



А   ---  обозначает признак действия, признака или предмета;



Р   ---  делится на смысловые группы образа и способа действия, меры и степени, времени, места, цели, причины;



Е  ---  не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам;



Ч --- может иметь степени сравнения (положительную и сравнительную);



И  --- выполняет в предложении роль обстоятельства;



Е  --- помогает «живописать» словом.


Этот же приём можно использовать и на стадии рефлексии.

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT» («самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления»).

Приём традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Описание приема

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меняя

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.

Таблица «ЗХУ» («Знаю – хочу узнать - узнал»), ведение «Двойного дневника», «Чтение с остановкой», «Инсерт» (чтение с маркировкой, когда учащиеся делают пометки во время чтения текста, после чего заполняют таблицу, куда кратко заносят полученные сведения).

Приём «Сводная таблица»

помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Прием используется при сравнительной характеристике героев художественного произведения.

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Прием “Лови ошибку”

Цель:

  1. актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме,
  2. развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые  достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Одним из любимых приёмов на стадии рефлексии стал у наших учащихся приём написания синквейна.

Синквейн – это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна следующий. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Ещё о некоторых эффективных  приемах технологии РКМЧП:

1. Приём «Ключевые слова» (на этапе вызова или рефлексии), который помогает сформулировать устное высказывание либо на этапе актуализации прежних знаний, либо на этапе обобщения и закрепления учебного материала.

2. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы» (используется, например,  при работе с текстами о биографиях писателей)

3. Эссе на основе знакомства обучающихся с  различными точками  зрения на один и тот же вопрос. Данный приём продуктивен в старших классах при знакомстве на уроках литературы с критическими  статьями, посвящёнными произведению. Вошло в  систему проведение уроков по темам: «Образ Катерины в русской критике XIX – XX века (по драме А.Н. Островского «Гроза»)», «Герой или Асмодей нашего времени? (оценка образа Е. Базарова в русской критике XIX - XX века)»,  «Образ Луки  в русской критике XX века (по драме М. Горького «На дне»)», «Такой разный Маяковский… (оценка творчества поэта в русской критике XX века)».

4. Приём «Вставь пропущенные слова». Учащимся предлагается готовый  текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены,  и учащийся должен вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания обучающимися учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного.  

Например:

Проверочная работа по «Песне о Соколе» М. Горького, 8 класс.

В «Песне о Соколе» М. Горький использует композиционный приём _______________________ . Он заключается в том, что историю о Соколе и Уже обрамляет ____________________ зарисовка, которая создаёт романтическую атмосферу, показывает вечную красоту природных стихий. Уж и Сокол – главные герои произведения – даются в сравнении. Сокол – натура _________________________. Его стихия – это________________________. Уж – олицетворение _____________________ человека. Он живёт _________________ .  Таким образом, в основе изображения героев лежит приём____________ . «Песня о Соколе» - это аллегория, или ________________ . Мы понимаем, что, изображая Ужа и Сокола, автор говорит о _________ Уж является олицетворением ___________________ человека. Счастье для него в ____________________________ . Сокол олицетворяет человека _________________________ . Для него счастье в ___________________. Афоризм – краткое выразительное изречение. В «Песне» мы встречаем много фраз, которые стали афоризмами, например: _________________ .

Программа РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.

Использованные материалы

  1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

 http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

  1. Фестиваль педагогических идей

 http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  1. Газета «Первое сентября»

 http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

  1. Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  2. Вишнякова Е.Е. «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Главное – заинтересовать чтением»
  3. Столбунова С.В. Лекция №1,3 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
  4. Зачесова Е.В. «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи».
  5. Васюта  И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Приёмы технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Презентация к урокам, построенным с применением приёмов технологии РКМЧП. Презентация содержит краткое описание наиболее продуктивных приёмов и примеры их использования на уроках русского языка. Данна...