Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
презентация к уроку по географии на тему

Климанова Анна Вениаминовна

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskiy_seminar.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Климанова Анна Вениаминовна Методический семинар Учитель географии МБОУ Белавская основная школа Воротынского района Нижегородской области 2018 г. «Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Слайд 2

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; В этой связи учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие личности обучающихся; Новый федеральный государственный образовательный стандарт коренным образом изменил современные тенденции оценивания учебно-воспитательного процесса, выделив требования к результатам обучения; Остановимся на рассмотрении личностных результатов обучения географии.

Слайд 4

Актуальность личного вклада в развитие образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования

Слайд 5

Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб. Гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях: умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности Личностные результаты обучения географии

Слайд 6

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Использование вопросов географического краеведения на уроках географии

Слайд 7

Использование вопросов географического краеведения на уроках географии Тема урока Вопросы краеведения, рассматриваемые на уроке 6 класс Определение направлений по плану местности. На местности определяют направления по азимуту и по местным признакам. Съемка местности Съемка плана школьного двора Географическая карта Определение направлений на карте России от Нижнего Новгорода до ближайших морей и океанов, до г. Москвы и.т.д Географические координаты Определение географических координат г. Нижнего Новгорода и п. Воротынец. Породы, слагающие земную кору Рассмотреть коллекцию горных пород нашей местности, определить их происхождение. Равнины. Определить, на какой равнине расположена Нижегородская область. По атласу Нижегородской области найти низменности и возвышенности области, в пределах каких из них находится Воротынский район. Воды суши. Подземные воды Какие воды суши есть в Воротынском районе. Родники п. Воротынец. Как используются подземные воды в районе. Реки. Строение речной долины на примере р. Белавка. Режим и питание р.Белавка.

Слайд 8

Озера Заболоченные озера с.Белавка Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод По атласу Нижегородской области найти Горьковское водохранилище. Загрязнение р. Сура. Температура воздуха Основные понятия и построение графика суточного хода температур дается на местных данных Ветер Господствующие ветры в Нижегородской области. Построение Розы ветров для Нижегородской области. Атмосферные осадки. Основные виды осадков и их распределение по сезонам в своей местности Климат нашей местности Описание погоды одного дня. Построение графиков годового хода температуры и диаграмм осадков для Нижегородской области .Общие выводы. Погода и климат. Основные типы погоды для Нижегородской области Наблюдение за погодой и ее предсказание. Предсказание погоды по местным признакам. Результаты наблюдения за погодой. Причины, влияющие на климат Какие из причин, указанных в учебнике характерны для нашей местности. Разнообразие организмов и их распределение по Земле. Вспомнить природные зоны Нижегородской области

Слайд 9

Воздействие человека на природные комплексы Виды воздействия человека на ПТК своей местности. 7 класс Распределение температуры воздуха и осадков на Земле Факторы, влияющие на распределение температуры и осадков на территории области. Воздушные массы и постоянные ветры . Воздушные массы и постоянные ветры господствующие в Нижегородской области. Климаты Земли Тип климата , характерный для Воротынского района Климат Африки. Сравнение климата с нашим для лучшего восприятия материала учащимися. Географическое положение Австралии. Отличия в географическом положении от нашей территории. Влияние ГП на сезонность( обратный ход сезонов) Климат Южной Америки. Сравнение климата умеренного пояса у нас и в Ю.Америке. Отличия климата. Природные зоны Ю.Америки Сравнение природных зон юга Ю.Америки и Нижегородской области. Причины отличий. Географическое положение С.Америки Проекция широтного положения Нижегородской области на карту С.Америки. Природные зоны С.Америки. Сходство и различие природных зон Нижегородской области и в С.Америке. Причины отличий.

Слайд 10

Географическое положение Евразии. Положение Нижегородской области на материке Евразия Климат. Климатические пояса Евразии. Климатический пояс, в котором расположена Нижегородская область и особенности климата в связи с этим Природные зоны Евразии. Расположение Нижегородской области в зоне смешанных и широколиственных лесов. 8 класс Политико-административное устройство РФ. Нижегородская область в составе субъектов РФ, федеральных округов. Численность и естественный прирост населения Численность и естественный прирост населения Нижегородской области в сравнении с другими субъектами РФ. Национальный состав Нижегородская область – многонациональный регион. Миграции населения Миграции населения области в поисках работы. Городское и сельское население. Расселение населения. Численность городского и сельского населения Удмуртии в сравнении с др.регионами России. 9 класс Роль, значение и проблемы машиностроения. Специализация машиностроения Нижегородской области

Слайд 11

География машиностроения Причины размещения машиностроения в Удмуртии. Военно – промышленный комплекс ВПК Нижегородской области Нефтяная и газовая промышленность. Нефтепроводы, проходящие через территорию области. Черная металлургия Выксунский металлургический завод и его продукция. Земледелие и животноводство. Основные культуры выращиваемые у нас, как типичные для лесной зоны. Животноводство- основная отрасль Пищевая и легкая промышленность Специализация пищевой и легкой промышленности Нижегородской области. Предприятия пищевой промышленности района. Инфраструктурный комплекс. Его состав. Роль транспорта. Транспортные магистрали и транспортные узлы Нижегородской области . Экономическое районирование Нижегородская область в составе Приволжского федерального округа и Волго-Вятского экономического района.

Слайд 12

Система краеведческих заданий как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии Начальный курс географии – первая ступенька, от которой зависит успех дальнейшего изучения предмета Одним из средств достижения основных результатов обучения является система краеведческих заданий Можно использовать на каждом уроке географии при рассмотрении всех разделов и тем курса Задания составлены с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и соответствуют требованиям стандарта второго поколения

Слайд 13

Система краеведческих заданий как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии (на примере начального курса географии) Раздел курса Личностные результаты обучения Метапредметные результаты обучения Предметные результаты обучения Пример краеведческого задания Географическое познание нашей планеты Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях 1. Как в течение года меняется высота полуденного Солнца над горизонтом в умеренных широтах и в г. Благовещенске в частности? 2. Может ли на широте 56º с.ш. (широта г. Нижнего Новгорода) поступать солнечной энергии больше, чем на экваторе? Формирование познава- тельных интересов, ин- теллектуальных и творческих способностей учащихся 1. Подготовьте презентацию на тему «Основание г. Нижнего Новгорода». 2. С помощью ресурсов Internet и учебных пособий найдите топонимические названия рек Нижегородской области

Слайд 14

Формирование умений и навыков использования разно- образных географиче- ских знаний в повсед- невной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов 1. Оцените прогноз погоды, составленный по народным приметам: а) перед непогодой цветки одуванчика смыкаются; б) утром слышен гром – вечером будет дождь; в) поздно вечером громко поют сверчки – к хорошей погоде. 2. С помощью компаса опреде- лите направление от вашего дома до школы; от школы до магазина; от дома до магазина Изображение земной поверхности Осознание себя как члена общества на глобальном, регио-нальном и локальном уровнях (житель планеты Земля, граж- данин Российской Федерации, житель конкретного региона 1. Изобразите план местности от вашего дома до школы, пользуясь условными знаками и масштабом. 2. При помощи полярной съемки изобразите план вашей школы и ее окрестностей в R – 15 метров.

Слайд 15

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков меж-дународного общения 1. Определите географические координаты с помощью карт атласа следующих объектов: Нижний Новгород, Воротынец, Кстово, Лысково. 1. С помощью шкалы высот и глубин по карте атласа опреде- лите: а) максимальную и ми-нимальную высоты Нижегородской области; б) среднюю глубину рек Нижегородской области. Геосферы Земли Формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования 1. Возможны ли землетрясения в Нижегородской области? 2. Где в пределах области имеются залежи полезных ископаемых? Формирование познава- тельных интересов, ин- теллектуальных и творческих способно- стей учащихся 1. Разгадайте ребусы, и вы узнаете, какие реки протекают по территории области 2. С какими крупными реками мира можно сравнить Волгу и Суру по длине? 3. Какие факторы способствуют формированию болот в левобережной части Воротынского района? 4. Составьте кроссворд на тему «Реки и озера Воротынского района».

Слайд 16

Направления в краеведческом принципе обучения УРОКИ ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Кружок «Моя малая Родина» Внеклассные мероприятия С элементами краеведческого материала

Слайд 17

Программа внеурочной деятельности «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Программа кружка рассчитана на детей 10 - 14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы 4 года. Программа многофункциональна, вариантная. Структура позволяет охватить все аспекты краеведения. Во время обучения у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру на основе исторического изучения родного края по разным источникам. Данная программа ориентирована на: местный материал и даст обучающимся богатые знания о родном крае; даст возможность привлечь ребят к поисково-исследовательской, работе. Цель : расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе. Задачи: познакомить обучающихся с историей родного края, традициями и обычаями; включить ребенка в активное познание своей «малой родины»; содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции; развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки; воспитывать в ребенке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам; воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.

Слайд 18

Предполагаемые результаты реализации программы Личностными результатами являются следующие умения: любить свой народ, свой край, свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий: определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре группе. Предметными результатами изучения курса являются сформированность следующих умений: отвечать на вопросы учителя; изготавливать поделки; уметь отличать животный и растительный мир нашего края; уметь составлять разные виды родословных.

Слайд 19

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6-8- х классов в форме игры – «Своя игра» «Край родной навек любимый Воротынская земля» Пояснительная записка Название материала, вид Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры «Своя игра» Класс (возраст), учет возрастных особенностей 6-8 класс, так как обучающиеся данного возраста уже имеют необходимые знания по курсу «География Нижегородской области» (предметная область - география, краеведение), также возрастные особенности позволяют использование сети Интернет для получения дополнительных сведений. Ребята могут самостоятельно подготовиться к данному виду внеклассного мероприятия (организация команды, распределение обязанностей) Учебный предмет География Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс Можно использовать при работе по разным УМК в общеобразовательных отраслях – география, краеведение Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) В ресурсе представлен конспект мероприятия, аннотация с подробным описанием правил игры, презентация, видеоролик и методическое руководство по управлению презентацией.

Слайд 20

В учебной деятельности Во внеурочной деятельности Повышение качества знаний обучающихся Участие обучающихся в конкурсах, конференциях различного уровня; Социальные проекты; Участие в различных акциях Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 21

Безусловно, осуществлялись многократные попытки оценивания отдельных результатов личностного развития в процессе обучения (например, воспитанность, сформированность волевых качеств, патриотизм), однако такая масштабная задача, как оценка личностных результатов школьников, на государственном уровне поставлена впервые. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, этических принципов и норм поведения. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка инструментария достижения результатов развития личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на городском методическом круглом столе «Проектирование образовательной деятельности учащихся по химии в условиях реализации ФГОС основной школы»...

«Методические подходы к формированию и развитию личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на IV Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического образования»...

«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»

Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...

Доклад «Развитие личностных качеств учащихся на уроках естествознания и биологии. Исторический аспект.»

Развитие качеств личности обучающегося - важная цель в школьном образовательном процессе. Раскрытие этого вопроса прослеживается на протяжении всей истории методики преподавания естествознания и метод...

Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы"

Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы". Герои литературных произведений- образцы маскулинности для мальчиков....

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...