Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время
статья по физике (8 класс)

Гончарова Лариса Николаевна

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Для подготовки урока с использованием игровой деятельности необходимо   продумать содержание урока, его задачи, отобрать содержания, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В статье представлено описание интеллектуальной игры "Тепловые явления".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

(из опыта работы учителя физики ГБОУ гимназии 524 Московского района Санкт-Петербурга Гончаровой Ларисы Николаевны)

Развитие интереса, творческой активности и целеустремленности учащихся на уроках и внеурочных занятиях необходимое условие обучения в современной школе. Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников.

Творческие способности  проявляются в умении применять полученные знания в новой ситуации, в гибкости мышления и порождении множества разнообразных оригинальных идей для их творческого и практического решения. Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 

Для развития творческих способностей школьников в процессе обучения необходимо наличие следующих условий: отбор  учебных заданий, выполнение которых предполагает владение школьниками учебным материалом в соответствии с учебной программой; развитие у школьников умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, делать выводы и т.д.

 Для подготовки урока с использованием игровой деятельности необходимо   продумать содержание урока, его задачи.

Задачи урока, с использованием игрового метода обучения:

1. способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2. способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

3. развивать у учащихся творческое мышление.

4. способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке физики.

5. способствовать формированию научного мировоззрения.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные  ситуации.

При организации игрой деятельностью необходимо продумать форму организации коллективной деятельности школьников на уроке. Одной из форм организации  является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах.

В 8-х классах после изучения темы «Тепловые явления» я провожу интеллектуальную игру. Формируются три команды, выбирается капитан, производится жеребьевка: выбирается дорожки для  команд (синяя, красная, зеленая). Каждая команда в 1 гейме отвечает на вопросы.

«Синяя дорожка»

1.Почему во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от неё?

2. Почему колеблются листья осины в безветренную погоду?

3. В один из ясных дней полярного лета судно «Гаусс» немецкой экспедиции в Антарктиде в 1903 году вмерзло в лед. Все способы освобождения, включая взрывчатку и пилы, были тщетны. Помочь сумела только зола из топок парового судна. Каким образом?

4. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.»

           Почему стекло отуманенное?

5. Почему в первый момент вареное яйцо, вынутое из кипящей воды,  не обжигает рук?

6. В кастрюле кипит вода и в ней варится картофель. Чтобы ускорить варку, Лена увеличила подачу газа в газовую горелку. Быстрее ли свариться картофель?

«Красная дорожка»

7. Славящиеся  своим высоким качеством русские(оренбургские) платки вяжутся из пряжи, изготовленной из тончайших волокон козьего пуха. Почему такой платок особенно хорошо защищает от холода?

8.Почему птицы с большими крыльями (орлы, коршуны) могут держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями?

9. Когда нам жарко мы обмахиваемся веером или листом бумаги. Почему при этом мы ощущаем прохладу?

10. Человек измерил свою температуру. Она оказалась более 90 градусов. Человек оказался доволен. Может ли быть такое?  

11.  Вы собрались завтракать и налили в чашку кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячее: налить в него молоко сразу перед уходом или тогда, когда вы вернетесь, и почему?

12.Будет ли кипеть вода в колбе, плавающей в сосуде, в котором кипит вода?

«Зеленая дорожка»

13.  С какой целью стоматологи используют зеркальце, нагретое выше 370С? 14. Когда парусным судам удобнее входить в гавань: днем или ночью? Почему?                                                                                                                                               15. Почему, если подышать себе на руку, чувствуется тепло, если дунуть – ощущается прохлада?                                                                                                                                        16.Вы, наверно, наблюдали как  люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают?                                                                                                                                  17. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?                                                                                   18.Почему вы не получаете ожога, когда, желая удостовериться нагрелся ли утюг, вы прижимаете смоченный слюной палец к поверхности горячего утюга?                                                                              

Во втором гейме каждая команда угадывает, что лежит в «черном ящике» (приборы: барометр, психрометр, калориметр).

В третьем гейме учащимся предлагаются видеофрагменты без звука, при повторном показе видеофрагмента нужно произвести озвучивание.

 Жюри подводит итоги игры. Капитаны называют лучшего игрока команды.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету.

Литература:

1.Бесчастная Н.C. «Физика в рисунках» -М.: Просвещение, 1981.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике» 7 – 9 кл. - М.: Просвещение, 2012.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике» 7 - 9 кл. –М.: Просвещение, 2006.

4. Степанова Г.Н., Степанов А.П. «Сборник вопросов и задач по физике: Основная школа» - СПб.: ООО»СТП Школа», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"

С 2004 года в школе я веду детское творческое  общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"

Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих  способност...

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...