Главные вкладки

    « Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»
    методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

    Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГОРОДА КОСТРОМЫ

    «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

    Обобщение опыта по теме:

    « Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

    учителя первой категории  

    Чижова Лариса Арифжановна

    Введение.

    Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

    Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

     Цели проектно-исследовательской (проектной) образовательной технологии: создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач развитие коммуникативных и исследовательских навыков активное развитие мышления. Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» — продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы
    Проектно-исследовательский метод — это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.
    Какие типы проектов существуют?

     -Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

    -Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

    -Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.

    -Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого.

    В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

    -высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

    -приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

    -развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

    -межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

    На выбор темы для проекта влияют некоторые факторы: Тематика проекта может быть сформулирована на основе рекомендаций государственной системы образования, в соответствии с учебными программами. Тема для проекта может быть инициативой учителя в рамках определённого предмета или изучаемого учебного материала. Тема проекта может быть основана на профессиональном интересе педагога или интересах учащихся. Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью углубить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Когда с темой и типом проекта всё понятно, педагог должен уделить внимание правильной организации деятельности ученика. А для этого надо знать план и структуру будущей проектной деятельности. Этапы проектной деятельности:

     1.Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям школьников, была интересна для детей.

    2.Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.

    3.Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

    4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

    5.Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом
    Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе). Совместная работа над проектом ученицы и учителя Какая роль отводится здесь учителю? Учитель — инициатор увлекательных начинаний. Насколько интересно его предложение детям, настолько выше его авторитет. Успешный учитель тот, кто хорошо сможет организовать самостоятельную проектную работу учеников, активизируя их изобретательность, креативность и находчивость. Именно такой учитель способен открыть целый мир ребёнку, поверив в его силы и раскрыв творческий потенциал. «Это интересно. Метод проектов — это простор для сотрудничества и проявления совместной творческой инициативы ученика учителя».

    Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:

    «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности. «Специалист»: компетентен во всём.

    «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.

    «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им. «Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.

    «Координатор»: организовывает сотрудничество.

    «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.

     Педагог призван помочь ученикам: получить доступ к различным источникам информации преодолеть трудности, возникающие в ходе выполнения проекта научить быть внимательным и ответственным при исполнении проекта проанализировать готовый проект, дать рекомендации. Использование проектного метода в учебной деятельности позитивно влияет на укрепление отношений, как между одноклассниками, так и со взрослыми, к которым обращается ученик при выполнении проекта. В проектной деятельности царит атмосфера сотрудничества

    Выводы Проектная деятельность — прекрасная возможность научить школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

    Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

    Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

    P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

    Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

    Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

    Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

    Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

    Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

    Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

    Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

    Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....