Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
проект по литературе (6 класс) на тему

Коровина Галина Андреевна

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_samoobrazovaniya.docx90.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – БШ»

Педагогический проект

Технология организации исследовательской деятельности

как средство развития познавательной  активности учащихся на уроках литературы

                                                                                                                     Проект выполнила:

учитель русского языка и литературы

Коровина Галина Андреевна

Куеда 2013 г

Актуальность:

         "О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня. 

Современные программы ставят перед школой определенную цель – воспитание творческой, активной  личности, умеющей ориентироваться в любых условиях, подготовленной к реальному участию в жизни общества и осознанному выбору профессии. Эту цель можно достичь, использовав исследовательский метод.    

Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он формулировал вопросы, вызвавшие этот ответ    Э. Клапаред.

 В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И. Лернер).

     В преподавании литературы необходимость пробуждать дух исследования опирается на специфику словесного искусства и его восприятия. Книги живут и бесконечно обновляются в человеческом сознании, в них открываются новые герои, новые связи с действительностью: их содержание и значение не могут быть сведены даже к самим истолкованиям: нечто непознанное, неожиданное всегда остается в них. Перед учителем литературы стоит задача: в процессе исследования научить школьников обнаруживать новые грани, новые позиции в уже знакомых произведениях или недавно прочитанных. Новизна читательского восприятия еще с конца прошлого века пристально изучается целым комплексом наук: психологией, социологией, методистами преподавания литературы; литературоведы в фундаментальных работах начинают учитывать и анализировать мнение читателей о произведениях литературы, полагая, что без этого невозможно исследовать реальное бытие литературных произведений во времени.

         Ведущие педагоги страны (Сластенин В.А., Андреев Б.С.) считают, что современный учитель должен владеть приемами исследовательской деятельности в процессе обучения и воспитания молодого поколения. Это значит, что современному педагогу необходимо:

-         непрерывное изучение и внедрение в практику достижений науки;

-         умение ориентироваться на новые идеи в современном человекознании;

-         умение использовать в своей работе диагностический подход;

-         применять практически научный анализ своего опыта.

Исследовательская деятельность педагога обозначает овладение целым комплексом исследовательских умений и навыков и во многом зависит от личных качеств и умений учителя.

Цель: 

  • использовать данную технологию  на уроках  литературы как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, обучения приемам исследовательской деятельности
  • создать и апробировать методическую систему, приводящую к формированию и развитию творческой активности на основе исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Изучение теоретических основ;
  • Организация поисковой познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения
  • Проектирование исследовательской деятельности по предмету;
  • Разработка плана действия учащихся;
  • Разработка и проведение уроков в данной технологии;
  • замер их;
  • заведение с учащимися исследовательских дневников;
  •  теоретически обосновать эффект исследовательской деятельности учащихся с разной степенью развития в процессе формирования творчески развитой личности;
  •  выявить наличие творческих способностей учащихся;
  •  разработать методическую модель исследовательской деятельности учащихся разных способностей на уроках литературы;
  •  экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной учебной модели;
  •  обобщить результаты эксперимента и составить методические рекомендации по формированию творчески развитой личности в процессе обучения исследовательской деятельности на уроках литературы.

Субъекты деятельности:

  • Учащиеся 6  класса;
  • Учитель

Планируемый результат:

- у учителя:

  • Разработка  уроков в данной технологии;
  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка мониторинга сформированности;
  • обобщение опыта в форме дидактического пособия по исследовательской работе.

- у учащихся:

  • умение эффективно работать в группах;
  • овладеть технологию исследования на уроке;
  • приобщиться к самостоятельному творчеству.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;
  • систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся

Теоретическая значимость проекта:

  • разработать исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы и обосновать рациональные пути их реализации в педагогической практике.

Новизна:

  • выявление условий, новые подходы развития ключевых компетенций учащихся

Практическая значимость:

  •          Практическая значимость проделанной работы видится в том, что приведенные выше положения  могут быть использованы в организации учебного процесса в 5-11 классах по литературе, в составлении программ, методических поурочных рекомендаций. Материалы реферата могут быть  использованы в работе МО, семинаров.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

           Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Описание проекта

Одним из методов творческого обучения является исследовательская деятельность учащихся. В свете современных требований, уделяющих повышенное внимание нравственному, эмоциональному и интеллектуальному развитию личности этот метод приобретает особенно важное значение.

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее выражение этой идеи можно найти у древнегреческого философа Сократа (469-399г. до н.э.). Знаменитое сократовское «Исследуем!» определило подход философа к изучению действительности.

Суть исследования Сократ видит в том, чтобы в ходе беседы или размышлений обнаружить противоречие в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, выявить несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые создает пристальный анализ, осознать эти противоречия, размышление над которыми ведет к истине.

В литературном образовании учащихся и учителей сложились определенные противоречия между новыми задачами и старыми подходами в преподавании. У значительной части учащихся достаточное овладение в процессе изучения русской литературы суммой знаний не способствует творческому развитию личности. Причиной тому стали противоречия, которые возникли:

1)               между требованиями к литературному образованию учащихся и фактическим уровнем развития их творческой активности;

2)               противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, между привычными суждениями и теми представлениями, которые создает пристальный анализ;

3)               между современным уровнем развития литературоведения, эстетики, психологии, педагогики и его отражением в методических исследованиях;

4)               между задачей формирования творчески развитой личности и социальной адаптацией учащихся в современных условиях и отсутствием исследований, использующих теоретически обоснованную учебную модель педагогического руководства им;

5)               между желанием учителя сформировать творчески развитую личность, которая сумеет применить свои способности в различных сферах деятельности, найти свое место в жизни; и незнанием путей, обеспечивающих высокую эффективность этого процесса.

Из вышеизложенного следует, что господствующая в современной дидактике трактовка исследовательского метода нуждается в корректировке. Суть этой трактовки в том, что учебное исследование есть всегда исследование уже познанного. Дидактика средней школы полагает, что учитель, предъявляя ту или иную проблему для учебного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется предъявить для ее решения, то есть ход исследования и результат запрограммированы изначально.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Применение исследовательского метода на уроках  является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.

Исследование с точки зрения учителя:

Интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД

Исследование с точки зрения обучающегося:

Возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

От учащихся требуется знание и владение основными исследовательскими методами:

  • анализ литературы,
  • поиск информации,
  • сбор и обработка данных,
  • научное объяснение полученных результатов,
  • видение и выдвижение новых проблем,
  • выдвижение гипотез,
  • способов их решения.

Самым важным в исследовательской работе является выдвижение гипотезы.

ГИПОТЕЗА (от греч. основание, предположение),( исследовательский вопрос) — вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении. Предположение о причинах и сути тех или иных явлений — это вероятное знание. Только после проверки гипотезы можно умозаключить о ее верности или ошибочности.. Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования)

Гипотезы бывают общими и частными, которые могут чередоваться между собой. Процесс логического или интуитивного выдвижения и оперирования ими зависит от опыта и знаний человека, связанных с задачей, его установок, гибкости или инертности мышления. Подтвержденная гипотеза при дальнейшем росте знаний может корректироваться и уточняться, сохраняя свое значение.

 Гипотеза должна выполнять следующие требования:

1-е:  должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой;

2-е:  должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления;

Основными этапами исследовательской работы являются:

  1. постановка проблемы, 1-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой. 
  2. выбор объекта исследования, 2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. предположений, которые объясняют данные факты. 
  3. разработка гипотезы, 3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. 
  4. использование разнообразных приемов сбора практического и экспериментального материала, 4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами. 
  5. логическая и практическая проверка допущения. 5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки. 

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

1 уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

«Сочинение сказки»
Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели: усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.         

 При изучении сказок перед детьми можно поставить  задачу: найти в литературной сказке ее фольклорные, народные корни.

«Сочинения»

Сочинить – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.

Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:

  1. репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).
  2. творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутри предметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).

Необходимо помнить четыре  обязательных условия написания сочинений:

  1. предоставление своей работы перед аудиторией – чтение перед классом;
  2. обсудить с детьми написанные сочинения;
  3. обязательно при обсуждении упомянуть всех участников;
  4. по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.

Урок словесности «Ребусы».
Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

Прием «Кластеры»

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом".

Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения.
Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

1. Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей»

При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение
рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.

Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.

Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.

Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.

Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.

2. Урок - групповое исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс). 

Учебное исследование способно "осветлить” атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.  Анализ художественного текста можно проводить как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

3. Урок-исследование, тема которого "Функциональная направленность синтаксических конструкций афоризмов”.

4. Урок-исследование «Язык рекламы»

Сложное задание, требующее знания требований к рекламе.

5. Урок-мультимедиа «Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков.

Результатом коллективной работы может быть оформление паспорта на какого-либо писателя.

«Творческие задания»

Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:

  1. Иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.
  2. Серия рисунков к одному тексту.
  3. Портрет героя.
  4. Характеристика героя.
  5. Составления писем и телеграмм от имени героев.
  6. Реклама.
  7. Пишем, подражая автору.
  8. Рассказы по наклейке.
  9. Конкурс «Кто прочитает оригинально».
  10. Книжки-малышки и т.д.

Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.

 «Праздники  читательских удовольствий»

На таких уроках (неделях русского языка и литературы) мы по разным темам заучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:

  1. Развить умения выразительного чтения;
  2. Раскрыть творческий потенциал школьников;
  3. Развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, расширять кругозор;
  4. Развивать коммуникативные навыки.

Проблемные вопросы

К урокам литературы необходимо продумывать проблемные вопросы, чтобы нацелить учащихся на поисковую деятельность, возбудить интерес, заставить поразмышлять. Например, при изучении романа «Дубровский» перед детьми можно поставить такие вопросы, которые требуют неоднозначного ответа: Нужно ли было Владимиру Дубровскому отказывать Троекурову, когда тот после суда шел мириться? Любила ли Маша Дубровского? Почему же тогда отказала ему, не решилась убежать?

Кто Маша: жертва своего жестокого, тщеславного отца, жертва обстоятельств и времени (провести аналогию с сегодняшним временем) или типичная женщина своего века?
 Индивидуальные задания
При изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» при выполнении индивидуальных заданий ребята придумывают вопросы для одноклассников по тексту, составляют речь от имени Тараса Бульбы. Это одно из самых трудных заданий, так как надо определить тему выступления, выбрать диалектные слова, которыми изобилует речь атамана, да и стилистически верно построить текст.

Здоровеньки булы! Эй, вы, мазунчики и бейбасы! Пышные вы какие! Учитесь в самой гарной бурсе и носите свитки! Ото слухайте меня! Я люблю свою Украину! Нет ничего лучше и прекрасней удалого казачества. Я беспощаден к врагам и суров, когда дело касается долга. Я всегда осуждаю тех отщепенцев, которые ставят свои личные, корыстные интересы выше народа и его национального единства. Мои принципы таковы, что не пощажу и сына своего, измены не прощу никому! Вера в правоту своего дела, вера в победу своего народа придает мне силы и наполняет мужеством мое сердце. Я защитник христианской веры и враг неверных! Я люблю простую жизнь казаков. Мне не по сердцу роскошь, великолепие прислуги и шикарные обеды. И главное для меня, чтобы мои сыны стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духа их не было на свете! (Карпов Сергей, 6 класс)
 Диаграммы и графики
При изучении повестей и романов целесообразно предлагать ребятам составлять диаграммы и графики жизни героев или их чувств. Эта работа дает повод задуматься над композицией произведения, поразмышлять над основными эпизодами. Выполнение диаграмм от имени разных персонажей или от имени одного, но разными учениками дает возможность сравнить восприятие, понимание основной мысли произведения, придумать дальнейшее развитие событий. Бывает, при защите диаграмм завязывается спор, какой момент можно считать кульминационным. Это заставляет ребят размышлять, обращаться еще раз к тексту и делать выводы.
Литературоведческое лото
Интерес у ребят вызывает и работа с литературоведческим или лингвистическим лото. На иллюстрациях к произведениям, выполненных самими учащимися, они выписывают термины и определения к ним. Затем разрезают на части и перемешивают. Другой ученик должен так расположить части, чтобы потом при склеивании скотчем выявилась иллюстрация, где части правильно соотнесены. 
Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы "Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!" Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель "погружает" учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации - по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Прием «Инсерт».

Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера.

Не все можно сделать и успеть на уроке. Но часть исследовательского поиска можно перенести на факультативные курсы, в кружки, на индивидуальные и групповые внеклассные занятия.

Учащиеся 5 класса в связи с действующей программой должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова. Именно на этой ступени, начиная с устного народного творчества, крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Именно здесь важно начинать исследовательскую работу, знакомя учащихся с законами и правилами фольклористики, обучая их отыскивать разные варианты литературных и бытовых пословиц, поговорок и загадок соответственно этим законам и правилам, учитывая индивидуальные способности учащихся. Первые шаги начинающих исследователей могут проходить в виде игры.

В 6-7 классах целесообразны специальные занятия, посвященные поэзии. Это уместно еще и потому, что программа именно этих классов содержит много понятий, относящихся к построению стихотворения и его художественным особенностям. На этом этапе работы интересны такие задания: наиболее полная интерпретация текста, сравнение поэтического текста с отрывком прозы, наблюдения над интонацией, ритмикой. Особенно нравятся детям в этом возрасте задания с элементами неожиданности, например, при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ»  можно задать такой вопрос: «почему в этом стихотворении так много запятых и точек с запятой и всего 4 точки?» Ребята будут должны поразмышлять о роли знаков препинания в тексте, а для этого необходимо привлечь к работе весь теоретический материал по стихотворению.

         В 8 классе, где работа над произведением строится по принципу: от факта – к образу стоит приучать школьников к работе над докладами, желательно в письменной форме, для этого необходимо научить их пользоваться научными источниками: словарями, литературным комментариями и обязательно художественным текстом. Эту работу неплохо сочетать с подготовкой сочинений-размышлений, что дает возможность варьировать домашние задания с учетом интересов и способностей учащихся.

При изучении рассказа Л.Н. Толстого «После бала» можно предложить такие задания:

  1.   доклад « Нравы в армии во второй половине 19 века»;
  2.  сочинение-рассуждение «Почему «не вышло» у Ивана Васильевича и Вареньки?»

Самой сложной работой в литературном обучении школьников до сих пор считается анализ художественного произведения, необходимым  условием плодотворности которого является его научность. Литературоведческий анализ в школе призван совершенствовать читательскую деятельность учащихся, он обращается к изучению читательского восприятия, опирается на результаты этого изучения, направляет впечатления и развивает воображение школьников, готовит их разнообразной творческой работе с текстом. В то же время литературоведческий анализ не будет плодотворным, если не будет учитываться мировоззрение писателя, его поэтические, философские и религиозные убеждения.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формируется социальный опыт в труде и общении;
  • учителю даётся возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся;
  • способствует профессиональному росту учителя;
  • развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.

Исследовательская деятельность  способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3.  отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять план действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. составлять задания по предложенной теме;
  8. проводить самоконтроль.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.

Обобщив свой небольшой опыт по теме «Исследовательская работа на уроках литературы», изучив соответствующую литературу, опыт других учителей, я пришла к выводу, что исследовательская деятельность на уроке – это ситуация успеха  каждого ученика, профессиональный рост учителя, выполнение требований норм ФГОС.

Критерии исследования:

1.     Качество знаний %

2.     Уровень развития познавательных способностей учащихся: %

3.     Овладение методами проблемно-поисковой и исследовательской деятельности: %

4.     Умение составлять сообщение в устной и письменной форме: сочинений, сообщений, докладов и др.%

5.     Создание у учащихся устойчивого интереса к предмету: %

 Для определения сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся выделены следующие критерии:

-         умение ориентироваться в художественном произведении; прослеживать судьбы героев, их взаимоотношения;

-         умение работать с критической и дополнительной литературой;

-         умение отслеживать разрабатываемый вопрос по одному или целому циклу произведений, обобщать, делать выводы;

-         умение во время дискуссии отстаивать свое мнение, подтверждать его убедительными аргументами, высказывать свою точку зрения;

-         владение приемами аналитической работы над произведениями разных жанров и родов;

-         умение грамотно составить и оформить устное или письменное сообщение разных видов и жанров.

Критерии  исследовательской работы в 6 классе

Прогноз учителя

Реальный результат

1. Владение навыками исследовательской работы над художествеными произведениями

%

%

2. Умение работать над проблемой по нескольким источникам критической литературы

%

%

3. Умение сравнивать, сопоставлять взгляды литературоведов, критиков, делать свои выводы

%

%

4. Подбирать убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения

%

%

5. Умение грамотно составлять монологическое высказывание на заданную тему

%

%

Приложение

Рекомендации по выбору темы исследования

Тема должна быть:

  1. актуальной и конкретной;
  2. интересной автору, лежать в сфере его познавательных интересов;
  3. выполнимой,  ее решение должно принести реальную пользу участникам исследования;
  4. оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  5. оптимальной по объему;
  6. правильно сформулированной;
  7. соответствующей профильному уровню обучения

Актуальность любой учебно-исследовательской работы должна быть обоснована с точки зрения:

  • Научной значимости;
  • Социальной значимости;
  • Личностной значимости

Термины, используемые в проектной деятельности:

Этимология слова "исследование":  

  • извлечь нечто из "следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.
  • здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя

 Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность. Что рассматриваем в исследовании?

  Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.). Как, с помощью чего будет рассматриваться объект исследования.

Проблема  - это трудноразрешимая задача, которая позволяет установить несоответствие между желаемым и действительным. Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, конкретного человека и имеющимися средствами ее удовлетворения.

Противоречие – отношение между двумя явлениями, признаками, оценками, сведениями и т.п., когда одно из них полностью исключает другое. Проблема – противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

При формулировании проблемы нельзя:
- подменять проблему вопросом;
- подменять проблему трудностью;
- подменять формулировку проблемы указанием на область существования проблемы.

Нужно:
 - достаточно детализировать проблему;
- формулировать ее так, чтобы решение не «напрашивалось»

Цель исследования (проекта)– это сформулированный в общем виде желаемый, конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы  ( выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать, доказать и т.п.)

 Основной вопрос при постановке цели: ЗАЧЕМ делается работа?

Основные признаки цели:

  1. Полнота содержания.
  2. Временная определенность.
  3. Реальность.
  4. Измеримость.

Задача – указание на промежуточный результат, который должен быть получен для достижения цели. Задачи указывают на этапы пути к достижению цели, выбор путей и средств для достижения цели в соответствии     с выдвинутой гипотезой. При формулировании задач целесообразно применять глаголы: проанализировать, описать, выявить, определить, установить и т.п. Основной вопрос при постановке задач:  ЧТО требуется сделать, чтобы достичь цели?   (утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза должна:

  1. Содержать предположение;
  2. Быть логически непротиворечивой;
  3. Быть проверяемой;
  4. Соответствовать фактам.

Этапы исследовательской деятельности:

  1. Подготовка исследования (актуализация знаний, мотивация)
  2. Столкновение с проблемой (создание проблемной ситуации, постановка проблемы, определение темы, формулирование цели исследования)
  3. Выдвижение рабочей гипотезы (версии)
  4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии
  5. Выдвижение итоговой гипотезы исследования (интерпретация полученных данных, применение новых знаний в учебной деятельности)
  6. Подведение итогов исследования. Рефлексия

Цели этапов урока-исследования:

  1. Подготовка исследования

     Основная цель этапа – провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, учителю – «проиграть» возможные варианты хода исследования.

  1. Столкновение с проблемой

        Основные цели этапа:

  •  мотивировать работу учащихся;
  •  продемонстрировать элемент художественного текста,    который будет положен в основу исследования;
  •  сформулировать проблему исследования.

3. Выдвижение рабочей версии исследования – центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Исследование носит обучающий характер, поэтому версия может быть ошибочной; ее опровержение – также положительный результат исследования.

4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

    Цель этапа – вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.

5. Выдвижение итоговой версии исследования.

   Цель этапа: через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание.

6. Подведение итогов исследования

    Цель этапа:

  • - оценить результаты исследования, процесс их получения;
  • - выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;
  • - показать перспективу использования полученных знаний.

Формы организации деятельности

  • Работа в малых группах
  • Работа экспертной группы
  • Коллективная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа консультантов
  • применение исследовательских методов (технологий, включающих в себя исследовательские методы)
  • проведение учебного эксперимента;
  • проведение нетрадиционных уроков;
  •  домашнее задание исследовательского характера.

Исследовательский метод

Метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа, обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

Учебный эксперимент

 позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. 

Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования.

Основные методы и приемы исследовательской работы:

  • Проблемно-поисковый метод
  • Методы концептуального анализа и литературоведческого анализа

                        Приемы:

  • «Определи оппозицию»
  • «Обозначь проблему»
  • «Сформулируй тему урока»
  • «Подбери эпиграф»
  • «Поиск ключевых слов»
  • «Помоги герою советом»
  • Рефлексия.

Нетрадиционные уроки

Урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.

Структура урока-исследования

  1. Актуализация знаний
  2. Мотивация
  3. Создание проблемной ситуации
  4. Постановка проблемы исследования
  5. Определение темы исследования
  6. Формулирование цели исследование
  7. Выдвижение гипотезы
  8. Проверка гипотезы
  9. Интерпретация полученных данных
  10. Вывод
  11. Применение новых знаний в учебной деятельности
  12. Подведение итогов урока (рефлексия)

Структура исследовательской работы

Введение

  • Актуальность темы (проблема)
  • Гипотеза
  • Цель работы
  • Задачи
  • Методы исследования

Основная часть работы

  • Теоретический раздел (история и теория исследуемой проблемы, анализ литературы)
  • Практический раздел (методы, ход и результаты исследования)

Заключение        

  • Вводная часть 
  • Констатирующая часть (основные результаты проделанной работы)
  • Предложения и выводы, указывающие на возможные пути дальнейшей работы над темой

Приложения

  • Иллюстративный материал (рисунки, фото, диаграммы, графики)
  • Таблицы
  • Тексты опросников, анкет, тестов…

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

  1. ситуация неожиданности
  2. ситуация конфликта
  3. ситуация несоответствия
  4. ситуация неопределённости
  5. ситуация предположения
  6. ситуация выбора
  7. ситуация прогнозирования

СИТУАЦИЯ НЕОЖИДАННОСТИ

создаётся при ознакомлении учащихся с фактами и идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, вызывающими вопрос: «А может ли такое быть?»

СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТА

построена на противоречии новых фактов и теоретических обобщений, сложившихся в науке, обществе, индивидуальном сознании

СИТУАЦИЯ НЕСООТВЕТСТВИЯ

складывается из столкновения научных данных с житейским опытом и бытовыми представлениями

СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

содержит в своём условии недостаточное количество данных для решения, но оно всё-таки может быть найдено благодаря сообразительности, смекалке, интуиции ученика и базовым знаниям

СИТУАЦИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

школьникам предлагается создать собственную интерпретацию исторических событий и явлений, объяснить их причины и следствия, мотивы и цели деятельности, привести аргументы

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА

содержит в условии два и более противоречивых мнения о причинах, характере, последствиях исторических событий и явлений. Школьникам нужно определиться в собственном отношении к ним, обосновав справедливость одной из версий или выдвинув свою

СИТУАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

альтернативных путей развития исторических событий: и тех, которые уже состоялись, и тех, последствия которых ещё никому неизвестны

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

  1. проблемное изложение
  2. эвристическая беседа
  3. индивидуальное (групповое) исследование

проектная деятельность

ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности. Но своим содержанием и логикой повествования оно побуждает школьников к использованию имеющихся у них знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы, которые могут быть сформулированы на основе его информации

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (ГРУППОВОЕ) ИССЛЕДОВАНИЕ

способ самостоятельной работы учащихся над проблемной задачей, включающий все этапы проблемного обучения: формулирование учебной проблемы; определение рабочей гипотезы; поиск оптимальных приемов решения и дополнительного материала; решение проблемной задачи; оформление результата и его обсуждение

Требования к оформлению печатного варианта исследовательской или проектной работы

Гарнитура шрифта:

Основной текст –

   Times New Roman, 12 пт.

   Допустим размер 14 пунктов (согласно некоторым организационно-методическим документам)

Межстрочный интервал

  • Полуторный

Оформление заголовков:

  • Отделяются от основного текста сверху 4 интервалами, снизу – 3.
  • Гарнитура шрифта - Arial Gyr, начертание полужирное
  • Размер шрифта больше основного на 2 пункта
  • По всему тексту работы должна соблюдаться соподчиненность размеров шрифтов заголовков
  • Подчеркивание для выделения заголовков не допускается
  • Заголовок выравнивается по центру
  • Точки не ставятся

Оформление основного текста

  • Абзацный отступ («красная строка») равен 5 знакам по всему тексту
  • Текст выравнивается по ширине
  • Поля:

   левое – 3 см.

   верхнее, нижнее – 2 см.

   правое – 1 см.

Оформление ссылок

В тексте работы должны быть ссылки на источники информации.

  • Допускается оформление подстрочной ссылки или ссылки по тексту работы «… некоторые исследователи  имеют другую точку зрения по данному вопросу[8] …»

Оформление титульного листа

  • Полное наименование УЗ (12 пт)
  • Наименование темы работы (18-36 пт)
  • Сведения, указывающие на тип работы (14-16пт)
  • Фамилия, имя автора, класс (14-16пт)
  • Фамилия, имя отчество руководителя работы, его должность, квалификационная категория (14-16пт)
  • Место и год издания (12-14 пт)

Оглавление

  • Текст Оглавления располагается через 3 межстрочных интервала ниже заголовка
  • В текст входят названия всех структурных частей работы с указанием страниц, на которых они находятся

Нумерация страниц

  • Арабскими цифрами внизу страницы по центру или справа.
  • На титульном листе номер страницы не ставится, следующая за ним (Оглавление) нумеруется цифрой «2».
  • Для всех частей работы нумерация страниц должна быть сквозной.

Оформление таблиц

Т а б л и ц а 1

( на 1-2 кегля меньше основного текста)

Название таблицы

Оформление рисунков, фото, схем, графов

Рис.2. Название рисунка

Оформление списка литературы

  • Нормативно-правовые акты законодательной и исполнительной власти
  • Источники статистических данных
  • Литературные источники
  • Статьи из периодических изданий
  • Электронные источники информации

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки.

Тема урока: «Образ Бирюка» (И.С.Тургенев «Бирюк» 6 класс по учебнику Меркина)

Тип урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

-Мультипроектор;

-Исследовательский дневник;

-Романс  «Утро туманное»

-Тексты для исследования.

Цель:

 1. Показать мастерство И.С.Тургенева в изображении главного героя через виды художественного описания: пейзаж, интерьер, портрет.

2. Формировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности;

3. Воспитывать чувство гуманизма, толерантности.

Задачи:

Обучающие: определить художественные средства при создании образа главного героя:

Развивающие: развивать исследовательские навыки, формировать логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения, сострадания  к другим людям.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Формы. Методы работы на уроке

1.Подготовка исследования

1.Актуализация знаний. Мотивация.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк», который входит в сборник «Записки охотника». В сборнике 25 рассказов.(1,2 слайд презентации)

В.Почему свой сборник И.С.Тургенев назвал «Записки охотника»?

 Рассказы между собой связаны героем-рассказчиком, дворянином Петром Петровичем, который любит охоту, много путешествует и рассказывает о случаях, которые произошли с ним. Дать толкование слова из словаря  Д.Н.Ушакова (Бирюк – угрюмый, мрачный, нелюдимый, одинокий человек, имеющий хмурый, сумрачный вид)

.

2. Звучит романс «Утро туманное»

Какие ассоциации у вас возникли при   прослушивании фрагмента романса на стихи И.С.Тургенева? Что общего между романсом и рассказом?

Ответ:

Их написал охотник, связаны одним героем- рассказчиком.

О. Бирюк – одинокий, угрюмый, замкнутый человек  (Зачитывают пояснение Тургенева)

(Фома Кузьмич)

Прослушивание фрагмента романса.

Грустные ноты, печаль, пейзажные зарисовки.

Познава-

тельные, регулятив-

ные, личностные  

Фронталь-

ная работа, индивидуальная

Словар-

ная работа:

2.Столкновение с проблемой

1. Формулирование проблемы, цели, задач. 

Какова тема урока? О ком  пойдет речь?

Тема урока: «Образ Бирюка»

 записать на доске

2. Обратимся к рассказу «Бирюк».

Бирюк –  жертва сложившейся ситуации или хозяин?

3.Какие авторские приемы, виды художественного описания помогут вам раскрыть образ  Бирюка?

Цель урока: исследовать: Бирюк жертва или хозяин положения.

Тема урока: «Образ Бирюка»

Составить кластер

        Бирюк  

(дети,мужик,крестьяне, рассказчик)

Образ Бирюка будем исследовать через виды художественного описания: пейзаж, интерьер, портрет.

Познава-

тельные

Регулятив-

ные

Словар-

ная работа

Фронтальная работа

3.Выдвижение гипотезы (рабочей версии)

Источник информации – текст; определение метода исследования.

На основе текста вырабатывают рабочую гипотезу. Выбирают проблемно-поисковый метод и метод анализа литературного произведения

Регулятивные, личностные

Групповая, индивидуальная

4.Исследование художественного текста через призму рабочей версии

Сбор, систематизация, анализ материала. Выдвижение рабочей гипотезы.

 Будем создавать образ Бирюка через выразительные средства языка: пейзаж, интерьер, портрет. Раздать задания для групп.

Работают в исследовательских дневниках.

1 группа

Интерьер

  1. Что такое интерьер?
  2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника.
  3. Какие изобразительные средства использовал автор для описания избы?
  4. Как интерьер помогает раскрыть внутренний мир Бирюка?

2  группа

                                                    Пейзаж

  1. Что такое пейзаж?
  2. Найдите и выразительно прочитайте описание природы.
  3. Какие чувства передает И.С.Тургенев через описание природы?
  4. Как пейзаж помогает раскрыть внутренний мир Бирюка?

3 группа

                                                    Портрет         

  1. Что такое портрет?
  2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание Бирюка.
  3. Портрет героя помогает понять авторский замысел. Что хотел сказать автор, рисуя портрет Бирюка.

4 группа

                    Изобразительно-выразительные средства

1.Найдите в тексте средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры), которые помогают создать образ главного героя.

Коммуникативные, личност-

ные

Групповая работа

5.Выдвижение итоговой гипотезы

Учащиеся интерпретируют полученные данные, применяют в учебной деятельности

  1. группа

Интерьер

Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх, а за совесть».

2 группа

Пейзаж в рассказе «Бирюк» передаёт отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе природа плачет – идёт дождь. Гроза – символ, это не только явление природы; Бирюк – гроза воров; гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

  1. Группа

Портрет

Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики.

Бирюк высокий, физически крепкий мужчина. Выражение лица его суровое и неприветливое. Чёрная борода закрывала половину его лица, глаза сияли смелостью и мужеством.

Бирюк был немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга для него превыше всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства. Чувство совести и сострадания борются в нём. Это наложило отпечаток на его характер.

Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Благодаря портрету мы представляем героем, глубже понимаем авторскую мысль.

  1. Группа

Изобразительно-выразительные средства

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

6.Подведение итогов исследования. Рефлек-

сия.

Продолжите предложение «Этот рассказ заставил меня задуматься над…»

Д/з Подготовить сообщение по теме: «Образы крестьянских детей в рассказе «Бирюк»»

Учащиеся делают вывод: Бирюк – жертва создавшейся ситуации, т.к. он такой же мужик, как и все остальные, только загнан в рамки кабалы, служению дела. Ничего не получает от добросовестного выполнения своего долга перед барином.

«Этот рассказ заставил меня задуматься над…»

Личност-

ные, коммуникативные

        

Критерии  исследовательской работы

Прогноз учителя

Реальный результат

1. Владение навыками исследовательской работы над художествеными произведениями

%

%

2. Умение работать над проблемой по нескольким источникам критической литературы

%

%

3. Умение сравнивать, сопоставлять взгляды литературоведов, критиков, делать свои выводы

%

%

4. Подбирать убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения

%

%

5. Умение грамотно составлять монологическое высказывание на заданную тему

%

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...