«Организация и применение проектной деятельности, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности»
материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Обобщение опыта работы по теме:
«Организация и применение проектной деятельности, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности»
Объектом исследования моей работы является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании проектной деятельности.
Цель исследования: Основной целью данной работы является изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической, проектной деятельности при выполнении творческих проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности и создание принципа успешности через выполнение проектов для повышения качества знаний учащихся.
НОВИЗНА ОПЫТА
Используемый мной метод проектов, как основной связующий элемент программы трудового обучения, способствовал качественному подбору содержания и правильному распределению часов на изучения тех или иных разделов, оптимальному отбору учебного материала с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства, так как наш посёлок Мстёра славится творческими людьми – мастерами своего дела.
Ведущая педагогическая идея опыта - «Эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии и во внеурочной деятельности повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента».
Нет неталантливых людей! В каждом есть скрытый потенциал. А вот разовьются творческие способности у человека или нет - зависит от него самого, от того, сможет он заниматься тем, что его интересует, привлекает, или нет.
На уроках технологии для мальчиков огромное поле деятельности. Дети любят работать руками, а особенно, если их занятие приносит удовлетворение, помогает раскрыть интересы и носит предметную направленность, то есть у них получается какой-то значимый и полезный продукт.
Именно поэтому на уроках технологии я занимаюсь проектной деятельностью. Ребята находят то, чем им нравится заниматься, и под чутким контролем начинают претворять мечту в жизнь.
В 5-6 классах проект выполняется, как правило, за один – два урока. Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления.
При изучении базового курса (7-8 классы) в проект учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности. И только система дополнительного образования способна повысить интерес к учёбе, так как времени на проект отводиться гораздо больше– всё то, что изучалось на уроке плюс дополнительное время и неограниченная фантазия в совокупности развивает творческие способности учащихся
МОТИВАЦИЯ Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Первое, что мотивирует учащихся к творчеству, когда они только переступили порог мастерской, это наш ДЕВИЗ: «Золотые руки должны быть у каждого ученика» и СТЕНДЫ на стенах «Твори прекрасное руками».
Среди работ, расположенных на стендах, ребята находят изделия своих старших братьев, а иногда даже отцов. Это тоже имеет немаловажное значение в мотивации. Прежде чем что-то требовать от учеников, я показываю работы, которые выполнил сам, тем самым давая понять, что нет ничего невозможного, и если захотеть, то можно сделать много интересных проектов своими руками.
В мастерской мы ввели традицию фотографировать учеников с лучшими работами на фоне «ДОСКИ ПОЧЁТА», заполненной грамотами и дипломами с выставок, конкурсов, форумов и олимпиад, тем самым побуждая в них желание достигать всё более высоких вершин в творчестве.
Любая выполненная работа – произведение искусства. Особенно доведенное до логического завершения дело повышаем самооценку у слабоуспевающих детей, чьи знания по остальным предметам оставляют желать лучшего.
Получив продукт собственного изготовления, ребёнок воодушевляется, он начинает верить в собственные силы и старается стать чуточку лучше. А это важно!
Ведь он понимает, что получить желаемое можно только трудом.
Это, на мой взгляд, может положительно повлиять и на успеваемость ребенка по другим предметам, что повысит не только уровень его мастерства на уроках технологии, но и, надеюсь, заставит работать и достигать успехов по другим дисциплинам. Главное же, в чем я вижу плюсы проектной деятельности на уроках технологии, развитие трудовых навыков, креативного мышления, творческих способностей.
( СЛАЙД мастер-класс «Изделия из кожи»)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:
- все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
- 100% успеваемость и высокий процент качества.
Также результаты нашей работы это ежегодные Дипломы и Грамоты победителей и призёров региональных и муниципальных выставок, ПОБЕДИТЕЛИ муниципального конкурса «Юный исследователь 2020»,
ПОБЕДИТЕЛИ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в прошлом году, Победители регионального и ЛАУРЕАТЫ ВСЕРОССИЙКОГО УРОВНЯ детского экологического форума, «Зеленая планета 2021», участники межрегионального волонтерского форума #вВЯЗывайся 2022, наши работы экспонировались в Мстёрском музее к 9 мая и 500-летию Мстёры, сам я выступаю с мастер- класс не только на областном, районном, школьном МО учителей технологии, августовском совещаний, но и перед учащимися на муниципальной образовательной площадки «ВязникиВзрослыеДети».
Специфика моего предмета такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы, выставки, форумы, мастер-классы, а любое самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения и есть творческий проект.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями технологии в общеобразовательных школах, преподавателями профессиональных училищ.
Педагогами дополнительного образования по предмету «Технология». А также студентами педагогических учебных заведений для написания курсовых и дипломных работ, при прохождении педагогических практик.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
Инновационный проект учителя технологии Рябоконь Ирины Алексеевны....

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии
Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС"
Из опыта работы "Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественнонаучного цикла"...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...
