«Организация и применение проектной деятельности, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности»
материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Новожилов Евгений Леонидович

Обобщение опыта работы по теме:

«Организация и применение проектной деятельности, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках труда (технологии) и во внеурочной деятельности»

Объектом исследования моей работы является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании проектной деятельности.

Цель исследования: Основной целью данной работы является изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической, проектной деятельности при выполнении творческих проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности и создание принципа успешности через выполнение проектов для повышения качества знаний учащихся.

НОВИЗНА ОПЫТА

Используемый мной метод проектов, как основной связующий элемент программы трудового обучения,  способствовал качественному подбору содержания и правильному  распределению часов на изучения тех или иных разделов, оптимальному  отбору учебного материала с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства, так как наш посёлок Мстёра славится творческими  людьми – мастерами своего дела.

Ведущая педагогическая идея опыта -   «Эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии и во внеурочной деятельности повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента». 

Нет неталантливых  людей! В каждом есть скрытый потенциал. А вот разовьются творческие способности у человека или нет -  зависит от него самого,  от того, сможет он заниматься тем, что его интересует, привлекает, или нет.

На уроках технологии для  мальчиков  огромное поле деятельности. Дети любят  работать руками, а особенно, если  их занятие приносит удовлетворение, помогает раскрыть интересы и носит предметную направленность, то есть у них получается  какой-то значимый  и полезный продукт.

Именно поэтому  на  уроках  технологии я  занимаюсь проектной деятельностью. Ребята находят то, чем им нравится заниматься, и под чутким контролем начинают претворять мечту в жизнь.

В 5-6 классах проект выполняется, как правило, за один – два урока. Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления. 

При изучении базового курса (7-8 классы) в проект учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности. И только система дополнительного образования способна повысить интерес к учёбе, так как времени на проект отводиться гораздо больше– всё то, что изучалось на уроке плюс дополнительное время и неограниченная фантазия в совокупности развивает творческие способности учащихся

МОТИВАЦИЯ Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.  Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Первое, что мотивирует учащихся к творчеству, когда они только переступили порог мастерской, это наш ДЕВИЗ: «Золотые руки должны быть у каждого ученика» и СТЕНДЫ на стенах «Твори прекрасное руками».

Среди работ, расположенных на стендах, ребята находят изделия своих старших братьев, а иногда даже отцов. Это тоже имеет немаловажное значение в мотивации. Прежде чем что-то требовать от учеников, я показываю работы, которые выполнил сам, тем самым давая понять, что нет ничего невозможного, и если захотеть, то можно сделать много интересных проектов своими руками.

В мастерской мы ввели традицию фотографировать учеников с лучшими работами на фоне «ДОСКИ ПОЧЁТА», заполненной грамотами и дипломами с выставок, конкурсов, форумов и олимпиад, тем самым побуждая в них желание достигать всё более высоких вершин в творчестве.

Любая  выполненная работа – произведение искусства.  Особенно  доведенное до логического завершения дело повышаем  самооценку у слабоуспевающих  детей, чьи знания по остальным предметам оставляют желать лучшего. 

Получив  продукт собственного  изготовления, ребёнок  воодушевляется, он начинает  верить в собственные  силы и старается  стать чуточку  лучше. А это важно!

Ведь он понимает, что получить желаемое можно только трудом.

Это, на мой взгляд, может положительно повлиять и на успеваемость ребенка  по другим предметам, что повысит не только уровень его  мастерства на уроках технологии, но и, надеюсь, заставит работать и достигать успехов по другим дисциплинам. Главное же, в чем я вижу плюсы проектной деятельности на уроках технологии, развитие трудовых навыков, креативного мышления, творческих способностей.

( СЛАЙД мастер-класс «Изделия из кожи»)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:

- все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;

- 100% успеваемость и высокий процент качества.

Также результаты нашей работы это ежегодные Дипломы и Грамоты победителей и призёров региональных и муниципальных выставок, ПОБЕДИТЕЛИ муниципального конкурса «Юный исследователь 2020»,

ПОБЕДИТЕЛИ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в прошлом году, Победители регионального и ЛАУРЕАТЫ ВСЕРОССИЙКОГО УРОВНЯ детского экологического форума, «Зеленая планета 2021», участники межрегионального  волонтерского форума #вВЯЗывайся 2022, наши работы экспонировались в Мстёрском музее к 9 мая и 500-летию Мстёры, сам я выступаю с мастер- класс не только на областном, районном, школьном МО учителей технологии, августовском совещаний, но и перед учащимися на муниципальной  образовательной площадки «ВязникиВзрослыеДети».

Специфика моего предмета такова, что кульминацией работы обучающихся  являются  конкурсы, выставки, форумы, мастер-классы, а любое  самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до  её воплощения и есть творческий проект.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями технологии в общеобразовательных школах, преподавателями профессиональных училищ.

Педагогами дополнительного образования по предмету «Технология». А также студентами педагогических учебных заведений для написания курсовых и дипломных работ, при прохождении  педагогических практик.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obobshchenie_opyta_raboty_novozhilova_e.l._2025_god.pdf2.97 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Инновационный проект учителя технологии Рябоконь Ирины Алексеевны....

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС"

Из опыта работы "Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественнонаучного цикла"...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...