Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся
методическая разработка по технологии на тему

Рябоконь Ирина Алексеевна

Инновационный проект учителя технологии Рябоконь Ирины Алексеевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ryabokon.docx39.51 КБ
Файл innovacionnyy_obrazovatelnyy_proekt_szhatyy.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Автор проекта: Рябоконь Ирина Алексеевна,

учитель технологии МБОУ СОШ №66 г. Краснодара

В своём историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт народно-прикладного творчества и художественных промыслов прошлых поколений.

Народно-прикладное творчество - источник народных художественных промыслов, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры. Работа с различными видами материалов - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе освоения и преемственного развития традиций определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.

Творчество рассматривается как деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Развитие народно-прикладного творчества сопровождается положительными эмоциями и осознанием цели деятельности.

Наше исследование по развитию народно-прикладного творчества учащихся основной школы осуществлялось на примере изготовления изделий из соломки, ткани, природного материала. Расширяя кругозор, мысля нестандартно появляется возможность для изготовления изделий из подручных материалов, то с чем сталкиваемся в повседневной жизни, макаронных изделий, туалетной бумаги, баночек от употребленных продуктов, пластиковой упаковки и т.д.

Изучив работы теоретиков П.Н.Андрианова, А.В.Бычкова, И.П.Волкова, В.А.Горского, В.М. по проблеме привлечения учащихся к практической творческой деятельности и столкнувшись в своей педагогической деятельности с проблемами:

  1. Учащиеся 6-7 классов часто теряют интерес к любому обучению в связи с особенностями подросткового возраста.
  2. Государственной программой предусмотрены творческие проекты на уроках технологии  по узкому кругу тем, таких как кулинария, шитье, что уже не устраивает большинство учащихся 6-7 классов.
  3. Школьники в этом возрасте часто конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

Я пришла к выводу о необходимости развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность, осуществляемую в работе с нетрадиционными материалами. Таким образом, актуальность инновационного проекта обусловлена наличием противоречий:

  1. С одной стороны в острой необходимости государства в динамично-развивающейся, компетентной, предприимчивой личности, а с другой сторонни в строгой ограниченности в ресурсах для обучения прикладному творчеству в школе и дома.
  2. Требования к знаниям, умениям и навыкам отраженные в действующей образовательной программе по технологии не соответствуют интересам современных подростков.

Таким образом,  осуществляя работу по развитию творческих способностей главной образовательной  целью является: научить ребенка самостоятельно ориентироваться в многообразии материалов, выбирать из множества окружающих предметов те, из которых возможно сознание творческих изделий, самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность по сознанию инновационного продукта и способов его реализации и применения.

В процессе совместной деятельности по созданию творческих работ из нетрадиционных материалов решается комплекс педагогических задач:

  • обучение анализу своей деятельности;
  • развитие способностей практического применения знаний;
  • развитие интереса к культуре Кубани;
  • воспитание творческой, самореализующейся, компетентной, динамично-развивающейся  личности;
  • формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе;

ЧЕРЕЗ

      Внедрение в образовательный процесс  метода проектов прикладного творчества открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить и публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого участника. Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе, а также обучение анализу своей деятельности, способность применять на практике получение знания по основам наук. Все это составные части системы работы школы по формированию технологической культуры и проектного  мышления школьников.

      Метод проектов прикладного творчества можно считать системообразующим фактором  образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит обьективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

      Важно и то, что проектный метод прикладного творчества способствует интеграции учебных предметов. С этой целью вводятся специальные дисциплины и курсы, направленные на развитие у учащихся технологического и проектного мышления.

      Внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.

      Проекты, выполненные в форме презентации, позволяют учащимся расширять свой кругозор, фантазировать, лучше осваивать компьютер.

Этапы выполнения проекта

  1. Подготовительный этап:
  1. Обоснование проекта;
  2. Составление плана работы;
  3. История возникновения вида творчества, выбранного учащимися;
  4. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы.
  5. Конструкторский этап: разработка нескольких возможных вариантов идей выполнения проекта;
  6. Последовательность изготовления задуманного объема труда;
  1. Технологический этап:
  1. Выполнение учащимся проекта;
  2. Экономическое обоснование проекта;
  3. Экологическое обоснование проекта.
  1. Заключительный этап:
  1. Реклама проекта;
  2. Эскиз или фото готового изделия;
  3. Используемая литература при изготовлении проекта.

     Оценка проекта производится комиссией, состоящей из представителя администрации школы, учителей - предметников.

     Выполненные проекты оцениваются по 5-ти балльной системе.

     Проекты выполненные в форме презентации оцениваются на балл выше.

Критерии оценки проекта

  1. Учитывается оригинальность темы и идеи проекта.
  2. Сочетание материалов.
  3. Использование народной культуры.
  4. Потребность в изделии.
  5. Реклама проекта.
  6. Экологические требования.
  7. Использование дополнительной информации.

Мои ученики создают проекты уже в течение пяти лет, но в последнее время интерес к созданию творческих работ стремительно падает. Это обстоятельство натолкнуло меня на мысль о применение новых материалов, с которыми дети ранее не встречались на уроках технологии. Такими материалами стали макаронные изделия, туалетная бумага, пластиковая посуда и т.д.

Создание картин и аппликаций из макаронных изделий

В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли.  В ходе активного поиска выяснилось, что вермишель, рожки, макароны, лапша - это не только макаронные изделия, но и отличный поделочный материал.

Вообще, как известно, аппликация имеет очень большое значение в развитии ребенка, а именно:

  • развивает художественное воображение и эстетический вкус;
  • развивает конструкторское мышление - из частей собрать целое;
  • развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы - ткань, крупа, сухоцветы, соломка;
  • помогает выучить цвета и формы;
  • знакомит с понятием «технология» - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу.

Аппликация - увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок!

Работа  с применением  макаронных изделий способствуют развитию  сенсомоторики - согласованности  в работе  глаза  и руки, совершенствованию координации  движений, гибкости, точности  в  выполнении  действий. В процессе  работы  постепенно  образуется  система  специальных  навыков  и умений. Большое  влияние такая  деятельность  оказывает  на  умственное  развитие ребенка, на  развитие  его  мышления, развивают  любознательность  и наблюдательность.  Коллективные  виды  работ  позволяют формировать  у ребенка умение  планировать  свою деятельность, с учетом  общей  цели, распределять  операции. Работа  в малой  группе, небольшом  коллективе способствует формированию  дружеских, доброжелательных  отношений, взаимопомощи. Результаты  своего  труда  дети  могут  увидеть на  стенах школы и дома в качестве оформления, на различных  выставках,  конкурсах, что  несомненно благоприятно  скажется  на  эмоциональном  настрое, гордости  за выполненную  работу.

А какие замечательные, удивительные работы получаются из макаронных изделий! Картины, сувениры, бусы, ожерелья, шкатулки, вазочки – все это  воспитанники с большим удовольствием делают из различных макаронных изделий (колесиков, палочек, звездочек, бантиков, перьев, ракушек, специальных наборов: «Животные», «Транспорт», «Космос»).

В начале своей работы на данном направлении мы определили основную цель: «Научить детей создавать выразительные образы  с помощью макаронных изделий».

На основе этого нами были поставлены следующие задачи:

  • Познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий.
  • Побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью макаронных изделий.
  • Способствовать развитию у детей воображения, творчества.

Чтобы успешно работать по данной теме, нам надо было создать необходимые условия. В центре детского творчества, который находится в нашей группе, представлены следующие материалы для аппликации из макаронных изделий:

  • разнообразные макаронные изделия (лапша, вермишель, колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки, специальные наборы: «Животные», «Транспорт», «Космос»),
  • гуашь,
  • акварель,
  • подкладные клеенки для раскрашивания макаронных изделий,
  • кисти клеевые и для рисования,
  • клей ПВА,
  • разноцветный картон,
  • гофрированный картон,
  • альбомные листы.

Мы постоянно дополняем центр детского творчества новыми различными материалами.

А теперь, хотелось бы поподробнее остановиться на наших работах.

Начали мы наше знакомство с аппликацией из макаронных изделий с того, что  рассмотрели разные виды,  рассказали детям историю создания макарон, о том, что обозначает это название, о том, как можно их использовать, причем как выяснилось,  дети предоставляли макаронные изделия только – как то, что можно кушать. Но когда мы показали работу, сделанную мною из макарон, их восторгу и удивлению не было предела.

Вообще, было довольно забавно наблюдать за реакцией детей в тот момент, когда мы выставили перед ними  макаронные изделия  в разноцветных плошках во всем разнообразии. Дети тут же начали восклицать:

  • «О, я такие ела!..
  • « А у меня мама из таких суп варила!..
  • «А это что такое?!»

Что не удивительно,  всем сразу же захотелось их потрогать и  попробовать на вкус, хотя поинтересоваться: «А можно ли макароны в таком виде кушать?», никто не забыл. Вообще наши дети любители все пробовать на вкус: например,  когда мы лепим из соленого тесто, им каждый раз хочется попробовать его, хотя они прекрасно знают что оно соленоё очень-очень!

Хочется отметить, что идей делать аппликации из макаронных изделий  дети загорелись моментально.  Не только девочки, но и мальчики с удовольствие делали ожерелья, девчата – для себя, а мальчики для мам и сестренок. Именно с украшений мы и начали работу с макаронными изделиями.

Затем мы уже приступили непосредственно  к самой аппликации. Сначала предлагали детям готовые шаблоны, которые они самостоятельно накладывали на разноцветный картон, обводили, вырезали, а затем уже по контуру выкладывали понравившиеся макаронные изделия, добавляли пятнышки, глаза, делали фон – приклеивали макароны в разнообразном порядке.

Следующим этапом было самостоятельное создание силуэта. Затем ребята стали добавлять рамочку из макарон.

Самый ответственный момент – раскрасить изделия. Одни остаются неокрашенными: естественный макаронный цвет тоже очень симпатично выглядит. Другие становятся зелеными, розовыми, красными, перламутровыми… Раскрашивать макаронные изделия  детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий устойчивый цвет.

На наш взгляд, доступность и разнообразие макаронный изделий позволяют широко использовать данный материал в работе с детьми. Мы с удовольствием продолжим заниматься аппликацией из макарон, создавать в своих работах яркие выразительные образы.

Создание изделий из туалетной бумаги

Для создания картин из туалетной бумаги понадобятся картон, клейстер из крахмала, бумага, краска, карандаши. Картон промазывается клеем и к нему приклеиваем на него бумагу формируя складки, таким образом как предполагает эскиз. Даем высохнуть. Делаем эскиз. Красками рисуем картину и оформляем рамкой.

Данная методика создания картин имеет широкое применение и неограниченные возможности. Образцы таких работ, выполненные учащимися нашей школы представлены в презентации.

Создание объемных аппликаций и изделий из использованных материалов

Технология изготовление картин из старых колготок

  1.  Изготавливаем фон картины (обтягиваем тканью картон, или оклеваем цветной бумагой).
  2.  Составляем эскиз задуманной картины.
  3. Делаем выкройки отдельных деталей картины.
  4. Обтягиваем выкройку колготками.
  5. Набиваем синтепоном модель, придавая задуманную форму.
  6. Приклеиваем к фону детали картины.
  7. Оформляем картину рамкой.

Таким образом, наша деятельность по развитию творческих способностей учащихся путем проектной деятельности с применением нетрадиционных материалов включает в  себя следующие этапы:

Подготовительный (май-август):

  1. Разработка банка данных проекта.
  2. Изготовление инструкционных карт.
  3. Определение материалов и содержание проекта.
  4. Создание плана реализации проектов.

Практический (сентябрь- май):

  1. Непосредственное выполнение проекта учащимися и его реализация.

Обобщающий этап (июнь):

  1. Анализ совместной деятельности педагога, учащихся и родителей по выполнению, применению и реализации проектов с целью определения развития творческих способностей.

Результаты педагогической деятельности по реализации  концепции развития творческих способностей учащихся  6-7 классов через проектную деятельность с применением нетрадиционных материалов при обучении технологии:  увеличился интерес к прикладному творчеству учащихся, развиваются творческие способности,  повышается качество знаний школьников,  увеличилось число участников предметной олимпиады по технологии. Число работ, представляемых нашими учащимися на краевые, городские, окружные выставки увеличивается с каждым годом. Привлечение каждого ученика к активной творческой деятельности позволило сформировать у учащихся достоверный уровень самоопределения, умение применять свои знания при решении нестандартных жизненных задач, навыки предпринимательской деятельности.  Учащиеся стали чаще посещать выставки как прикладного, так и художественного творчества, отделы художественно-прикладного творчества крупных торговых центров. Метод  проектов, особенно в прикладном творчестве с нетрадиционными материалами,  помогает учащимся формировать интерес к дизайну, что способствует выбору профессий в будущем.

        Список литературы и ссылки:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Павлова М. Б. Питт Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. – Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997 Деревянко И. От проекта к проекту – путём самостоятельного поиска знаний//Директор школы, 2007-№5
  4. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Виды проектов//Завуч. Управление современной школой, 2007- №1
  5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения//Завуч, 2003-№6
  6. Зайцева Т.В. Педагогический проект на тему: «Развитие творческий активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии.»

http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/pedagogicheskiy-proekt-na-temu-razvitie-tvorcheskiy-aktivnosti

  1. Арлашкина Л. Г. Развитие творческих способностей на уроках технологии

http://festival.1september.ru/articles/511262/http://festival.1september.ru/articles/511262/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный образовательный проект по теме: Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся. Учитель технологии МБОУ СОШ №66 Рябоконь Ирина Алексеевна

Слайд 2

Актуальность обусловлена наличием противоречий: С одной стороны в острой необходимости государства в динамично-развивающейся, компетентной, предприимчивой личности, а с другой сторонни в строгой ограниченности в ресурсах для обучения прикладному творчеству в школе и дома. Требования к знаниям, умениям и навыкам отраженные в действующей образовательной программе по технологии не соответствуют интересам современных подростков.

Слайд 3

Цель: научить ребенка самостоятельно ориентироваться в многообразии материалов, выбирать из множества окружающих предметов те, из которых возможно сознание творческих изделий, самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность по сознанию инновационного продукта и способов его реализации и применения.

Слайд 4

Задачи: обучение анализу своей деятельности; развитие способностей практического применения знаний; развитие интереса к культуре Кубани; воспитание творческой, самореализующейся , компетентной, динамично-развивающейся личности; формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе;

Слайд 6

Создание проекта: Подготовительный этап: Создание и составление плана реализации проекта. Список необходимых материалов. Разработка нескольких возможных способов выполнения проекта. Технологический этап: 1. Выполнение учащимися проекта. 2. Экономическое и экологическое обоснование проекта. Заключительный этап: Реклама проекта . Эскиз или фото готового изделия. Используемая литература при изготовлении проекта.

Слайд 7

Учитывается оригинальность темы и идеи проекта. Сочетание материалов. Использование народной культуры. Потребность в изделии. Реклама проекта. Экологические требования. Использование дополнительной информации. Критерии оценки проекта

Слайд 8

Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: 1 . Разработка банка данных проекта. 2. Изготовление инструкционных карт. 3. Определение материалов и содержание проекта. 4. Создание плана реализации проектов. Практический этап: Непосредственное выполнение проекта учащимися и его реализация. Обобщающий этап: Анализ совместной деятельности педагога, учащихся и родителей по выполнению, применению и реализации проектов с целью определения развития творческих способностей. май-август сентябрь- май июнь

Слайд 9

Результаты анкетирования:

Слайд 10

Качество знаний за последние 3 года:

Слайд 11

Фестиваль «Надежда, возрождение Кубани»

Слайд 12

Городская выставка «Город мастеров»

Слайд 13

Выставка декоративно-прикладного творчества «Вдохновение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся

Представление педагогического опыта учителя технологии...

"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС"

Из опыта работы "Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественнонаучного цикла"...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...