Главные вкладки

    "Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС"
    статья по географии (6 класс) по теме

    Ткаченко Наталья Владимировна

    Из опыта работы "Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественнонаучного цикла"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_tkachenko_n.v.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                 Н.В.ТКАЧЕНКО

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, ориентироваться в  информационном пространстве, умения самостоятельно конструировать свои знания и умения, развитие творческого мышления.

    Метод проектов это способ достижения цели через разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практически применимым результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

    Проектная деятельность обучающихся -  совместная учебно-познавательная, игровая, творческая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение определенного результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности (фильм, презентация, альбом, карта, рисунок и т.д.), этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программа и организация деятельности по реализации проекта), реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Метод проектов предполагает решение проблемы-задачи. Ее решение предполагает, с одной стороны,  использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний,  возможности применять знания из различных областей науки, техники, ИКТ, творческих направлений.

    Результаты выполненных проектов обязательно должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение, если практическая - конкретный результат, который готов к использованию (в школе на уроке, в повседневной жизни вне школы).

    Метод проектов позволяет выработать у учащихся качества личности: развитие познавательных и творческих способностей, высокий уровень культуры, целеустремленность в достижении поставленной цели, саморазвитие, самосовершенствование, приобщение к труду. Все это можно реализовать при наличии необходимой учебно-методической базы и применения в учебном процессе методик, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся. В создании проекта всегда лежит процесс творчества учителя и ученика. Творчество – это исследование. Элементы творчества присутствуют в различных видах деятельности человека. В основе творчества лежит система творческого  воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

    Творческие способности присущи человеку любого возраста, только нужно их увидеть и продолжать раскрывать. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Элементы творчества присущи игре, решению повседневных задач, их можно наблюдать в обычном школьном процессе.

    Работа над проектом с точки зрения учащегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания в  практическое применение, принести пользу для сообщества, публично представить результат проекта. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы или задачи, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы –носит прикладной характер, имеет важное прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Работа над проектом с точки зрения учителя – это уникальное средство для развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать, развивать и совершенствовать умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно учить:

    • выделить проблему (рассмотреть  и увидеть проблемное поле)
    • целеполаганию и планированию
    • самоанализу и рефлексии (результат и успешность решения проблемы)
    • представление результатов своей деятельности и хода работы
    • презентация опыта в различных формах (выступление, буклет, плакат, альбом и т.д.)
    • поиск и отбор информации
    • практическому применению школьных знаний в различных ситуациях
    • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования
    • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)

    Реализация метода проектов на практике ведет и к изменению позиции учителя. Из носителя академических знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Овладение совместно проектной деятельностью обучающимися и учителями в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьнико. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.
    2. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. /М: Центр «Педагогический поиск»,  2006 год.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.

    Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

    Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

    Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

    Инновационный проект учителя технологии Рябоконь Ирины Алексеевны....

    Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

    Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

    Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

    В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

    Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся

    Представление педагогического опыта учителя технологии...

    Проектная деятельность как средство развития творческих способностей на уроках математики в 5-6 классе.

    Предоставлен один проект ученика, который занял 1-е место на районом конкурсе математических проектов....