«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Скиданова Ирина Борисовна

Условия возникновения, становления опыта.

Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Так что можно сказать, что тема: «Развитие физических качеств» волнует ученых, медиков, педагогов уже более  ста лет.

Вплотную проблемой развития физических качеств через спортивную игру «Баскетбол» я занялась  ещё три года назад.

Актуальность и перспективность опыта.

В ФГОС отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся…»

Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой.

Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах: учебной, трудовой, и спортивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol_kak_sredstvo_razvitiya_fiz._kachestv.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   лицей №3                                                            

Выступление на тему:

«Баскетбол, как средство развитие физических качеств учащихся

на уроках физической культуры и внеурочной  деятельности».

Скиданова И.Б.,

учитель физической культуры

МБОУ лицей №3

                                                                 

                                                                                                                                                                                             

                                           

г. Кулебаки

2022 г.

Условия возникновения, становления опыта.

Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Так что можно сказать, что тема: «Развитие физических качеств» волнует ученых, медиков, педагогов уже более  ста лет.

Вплотную проблемой развития физических качеств через спортивную игру «Баскетбол» я занялась  ещё пять лет назад.

Актуальность и перспективность опыта.

В ФГОС отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся…»

Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой.

Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах: учебной, трудовой, и спортивной.

У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях НТР значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.

Медики пришли к неутешительным выводам после исследования учащихся. Недостаток двигательной активности привел к возникновению  заболеваний, связанных с опорно – двигательным аппаратом, сердечно – сосудистой системой, нервной системой. К концу 11 класса ученик вместе с аттестатом получает «букет» различных болезней.

Только два часа в неделю физической активности не смогут исправить существующее положение дел. Поэтому и был введен Министерством Образования Российской Федерации дополнительный час физической культуры в школе.

В «Методических рекомендациях о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» указано, что «при разработке содержания образования целесообразно учитывать:

1) культурно – исторические традиции региона;

2) основные направления

- оздоровительное

- спортивное – углубленное освоение одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного образования по физической культуре, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении;

3) общеразвивающее направление  - на ступени основного общего образования – овладение обучающимися основами технических и тактических действий из видов спорта, предусмотренной образовательной программой основного общего образования по физической культуре наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении».

Учитывая все вышесказанное, а так же материальную базу, мою специализацию и потребности учащихся я выбрала проведение дополнительного часа по вариативному учебному плану углубленного изучения спортивной игры «Баскетбол», который я разработала сама, и который был рассмотрен на школьном МО и утвержден администрацией лицея.

Теоретическая база опыта

Задачей физического воспитания в школе является развитие физических качеств соответственно возрасту ученика, без чего его личность нельзя признать всесторонне развитой. «Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного двигательного действия. Другими словами принципиально по – новому, нежели развивающее мышление, происходит познание учеником явлений сферы физической культуры. Здесь имеет место тренинг и уместны тесты, как средство контроля за уровнем развития физических качеств. Хотя частично эта задача может решаться в ходе обучения двигательными действиями. Она должна ставиться специально, должны предусматриваться в учебном процессе средства ее решения, соответствующие формы организации и контроля.

Вместе с тем следует признать, что эту задачу только в школе решить невозможно. Требуются ежедневные регулярные занятия.

( С.Д. Неверкович, журнал «Физическая культура» №2 1997 год).

Из этого следует, что основными видами обучения являются:

- основное обучение – урок,

- дополнительное – физкультурно – оздоровительное мероприятие,

- факультативное – спортивные тренировки,

- самостоятельное – досуговые занятия.

Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций – это своеобразное проявление метода физических упражнений.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Ее исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.Ю. Палайма, В.А. Соколов и другие.

«Физкультурная активность детей обусловлена, в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно – спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности». (Палайма Ю.Ю «Мотивы спортивной деятельности»).

Спортивная игра, в силу присущей ей психологической особенности, вызывает сильный эмоциональный отклик у учащихся. Поэтому,  играя учащиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.

В своей работе в лицее я приоритетной спортивной игрой выбрала баскетбол. Это командная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста. Развитие физических качеств, укрепление опорно – двигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень его достоинств.

Ведущая педагогическая идея

Баскетбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в баскетбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим баскетболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной,  между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств как с концентрированность, сила удара, ловкость, координация и быстрота движений.

Достоинства баскетбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Популярность баскетбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись баскетболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности удара. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, общими развивающими упражнениями. Так баскетбол открывает доступ к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Как составная часть программы по физической культуре в школе баскетбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания.

     Регулярность занятий баскетболом помогают сократить установленные периоды развития физических качеств. То есть благодаря увеличению недельного объема учебной нагрузки (введение третьего часа физкультуры) в школе и во внеурочное время помогают мне решить важнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников.

Новизна опыта

Учеными было выяснено, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении всей жизни человека неодновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций детей и подростков. Было замечено, что в такие периоды детский организм по – разному реагирует на воздействие физических нагрузок.

А.А. Гужаловский отмечал: «Очень важно при выполнении этой работы (развитие двигательных качеств) не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, дает наиболее видимый эффект». (А.А. Гужаловский «Развитие двигательных качеств у школьника»).

Подростковый период – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

В этом возрасте у детей достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гимнастики.

Благодаря тому, что в нашем лицее  был введен дополнительный урок физической культуры во всех классах, я  разработала учебный план по баскетболу, адаптированный для учащихся от 10 до 17 лет. Начинать заниматься баскетболом можно и с девятилетнего возраста, так как уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать «баскетбольные» двигательные навыки, и обучение проходит более успешно. Они не просто копируют действия учителя, но и самостоятельно принимаю решения.

Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Доктор педагогических наук В.И.Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых, названных физическими качествами, очень различны.

Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности.

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей, Наследственная программа передается из поколения в поколение.

Это необходимо использовать для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников.

Особенно надо быть внимательным к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучение некоторым элементам.

Такие дети сами чувствуют себя неуверенно на фоне более успешных товарищей. Для них баскетбол остается недосягаемой мечтой. А на дополнительном часе физкультуры  обучается каждый в меру своих способностей. Огромное удовольствие приносят учащимся школьные турниры по баскетболу.

Адресность опыта

Свой опыт я могу предложить и начинающим педагогам, и опытным специалистам особенно  в связи с введением 3 часа физической культуры. Баскетбол – это доступная игра для любого возраста, которая укрепляет здоровье,  развивает физические качества, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект и не требует дорогих вложений в инвентарь. А как приятно будет родителям на отдыхе поиграть со своими детьми в эту увлекательную спортивную игру.

Мой опыт показывает, что учителю можно применять его с учащимися любого возраста, но лучше всего с 4 класса. Так как у детей этого возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные физические качества, необходимые для  занятия баскетболом (координационные, силовые, скоростно – силовые).

Технология опыта

В настоящее время важна проблема повышения эффективности учебно – воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания.

Цель моей педагогической деятельности: поднять уровень физической подготовленности учащихся.

Задачи:

- укреплять здоровье школьников;

- развивать двигательные способности;

- способствовать физическому развитию детей;

- воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;

- воспитывать чувства коллективизма, ответственности.

Урок – основная форма обучения. Но кроме этого я использую внеурочные формы. Это   тренировки на базе лицея № 3 и соревнования - школьные, муниципальные, зональные и областные.  На уроках и внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод  - соревновательно – игровой.

Это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед.

Эффективность применения этого метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверочным средством активизации двигательной деятельности на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать более интересными. Этот метод оживляет уроки, поскольку соревнование и игра выступает одним из основных условий активизации физических движений, а также успешного закрепления специальных умений и навыков, связанных с конкретной физкультурно-спортивной подготовкой.

Во время урока можно использовать фронтальный метод, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; фронтальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами. Типы уроков – ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный,  вводный, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка.

Круговая тренировка на занятиях физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по спортивным играм, способствует повышению не только плотности занятия, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку. Содержание круговой тренировки на занятиях по баскетболу составляют определенные станции.

В круговой тренировке под алгометрическим предписанием понимается строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, а, следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени. Для проведения круговой тренировки на занятиях по баскетболу составляю комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса, а также должно быть направлено на закрепление (повторение) специальных упражнений (баскетбольных элементов). Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств.

Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в баскетбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема. Например, челночный бег развивает координацию движений.

Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в баскетбол.

На своих занятиях использую и современную технику. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры каждым игроком своих действий, снятых на видеокамеру. Учащиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия.

Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками городских соревнований. А выбор таковых происходит с моим руководством, учитывая умения играть и умения взаимодействовать с другими игроками.

Урок баскетбола каждую неделю не стоит обособленно от остальных уроков. Он является дополнением в общую систему уроков, так как решает одну из основных задач физического воспитания в школе.

Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют тесты и нормативы, обозначенные в программе по физической культуре в школе для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и так далее. Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста.

Для определения уровня физической подготовленности школьников я использовала следующие тесты:

  • - бег 30 метров  (быстрота),
  • - челночный бег 3*10 метров (ловкость),
  • - подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание туловища из виса у девочек (сила),
  • - 1000 метров (выносливость),
  • - наклон вперед из положения стоя на полу (гибкость).

Используя метод опережающего обучения в освоении баскетбола, реализую программу, начиная с 4-го класса. Этот метод позволяет четвероклассникам  с успехом осваивать сочетание различных перемещений с передачей мяча, закрепить способность к чередованию способов перемещений по баскетбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно закреплять и совершенствовать перемещения с выходом для получения мяча, для выполнения какого-либо технического приема. Учу учащихся сочетанию различных способов перемещений, умению выбирать нужный в данный момент способ перемещения, соответствующей игровой обстановке (расстояние до мяча, траектория его полета и др.) иногда рисую схематическое изображение на листе бумаги и вместе с обучающими решаем, что нужно предпринять (в какой точке, с какой зоны, какой технический  прием использовать и т.д.).

Эффективность освоения перемещений во многом зависит от уровня координированности  занимающихся, сокращения времени на выполнение отведенных действий, быстроты, ловкости и скорости передвижения. Для развития этих качеств даю задания: передача мяча партнеру с различной высотой полета, траекторией, направлением, одним словом, усложняя их. Также включаю подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.

Для технического освоения ловли и передачи  мяча даю задания таким образом: у каждого учащегося в руках набивной мяч (1 кг.), который дети используют вместо баскетбольного мяча, выполняем передачу мяча в парах друг другу от 10 раз в общем количестве, которое постепенно увеличивается до 30 раз. За время выполнения этого упражнения есть возможность подойти к каждому ученику, исправить ошибки, похвалить, подбодрить. Та же самая работа используется на освоение техники ведения мяча, бросков, но только уже с баскетбольным мячом. Благодаря методу многократных повторений дети быстрее обучаются технике ведения, бросков и передач мяча.

Для закрепления навыка передачи мяча в движении  выполняем работу во встречных колоннах. Учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 3-4 человека. При этом нужно стремиться, чтобы дети точно адресовали мяч встречному игроку, акцентировать их внимание на своевременный выход под летящий мяч и точность передачи. После того, как учащиеся осваивают передачи мяча во встречных колоннах, включаем в данное упражнение ведение мяча (как правой так и левой рукой.)  При обучении броскам мяча обращаю внимание на постановку рук при броске, на траекторию полета мяча. После освоения  броска с места перехожу к броску в движении. Обращаю внимание на постановку ног, на координацию движения. Для обучения  ведению мяча часто использую игровой метод (пятнашки, мяч капитану, поднял руку – веди, «Охотники и утки»  и т.д.).

По мере освоения технических приемов, передач, ведения и бросков, конечно же, очередь доходит и до двусторонней учебной игры по упрощенным правилам  баскетбола (игра без ведения, игра спущенным мячом, игра без кольца, вместо кольца игрок, игра с определенным количеством передач, игра с забиванием по очереди и т.д.)

В тему «Баскетбол» включаю сдачу контрольных нормативов по технике владения мячом. Выставление оценок по контрольным нормативам провожу по мере освоения технических приемов, не отводя для этого специальных уроков.

Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы круговой тренировки.

На каждом уроке дети выполняют различные прыжковые упражнения со скакалкой и без нее. Режим работы со скакалкой разный: либо количество прыжков, либо по времени.

На уроках показываю различные виды прыжков со скакалкой. Особенно детям нравятся двойные прыжки, и они стараются их выполнить. Прыжки со скакалкой входят в обязательное домашнее задание. Выполняем прыжки в длину с места, тройной прыжок, многоскоки, прыжки через скамейку, выпрыгивания и т.д.

Очень часто выполняем упражнения на шведской стенке для укрепления мышц брюшного пресса, рук, ног и др.

Для развития быстроты и координации выполняем челночный бег методом повторных упражнений, т.е. 3-5 подходов.

Бег выполняем в разных сочетаниях, например, 1 – бег, 2 – бег спиной вперед, 3 – приставными шагами вправо, 4 – приставными шагами влево и т.д.

Результативность опыта и его эффективность

Учебный год

Кол-во обучающихся

детей

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Успеваемость по предмету (в %)

% обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2020-2021

187

4-11

100%

97%

2021-2022

186

5-11

100%

97%

2022-2023

168

5-11

100%

98%

 

Баскетбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями. Именно эти качества необходимо прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится четвероклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях. Благодаря игре в баскетбол на уроках и вне урока они быстрее привыкают к новой роли в школе, находят товарищей из более старших классов и налаживают отношения среди своих сверстников.

Большое внимание уделяю внеклассной работе. В школе работают секции: «Баскетбол - девушки», «Баскетбол - юноши», «Лёгкая атлетика» – нач. классы», провожу Дни здоровья и неделю здоровья, месячник военно-патриотического воспитания,  школьные соревнования и первенства по футболу, волейболу, баскетболу, мини-футболу, лыжные гонки, кроссу.

 Основными в моей работе были  и остаются неизменные категории: доброта, справедливость, требовательность. Помочь каждому ребёнку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.

Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно совершенствоваться самому постоянно. 

Выбрав когда-то этот путь, педагога я нисколько не жалею. Ведь рядом много надёжных друзей, у которых я учусь, и которые учатся у меня. Рядом дети, они тебя ждут, и надеюсь, любят как учителя, как человека, как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».

Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...

«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».

Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...

Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...