Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы"
статья по литературе (5, 6, 7 класс)

Шарафиева Клавдия Юрьевна

Статья "Развитие личностных качеств учащихся на уроках литературы". Герои литературных произведений- образцы маскулинности для мальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_lichnostnyh_kachestv_uchashchihsya.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие личностных качеств  учащихся на уроках литературы»

           В нашей кадетской школе учатся только мальчики, большинство из них, поступая в кадетскую школу, имеют фемининные качества.

         Особенно актуальна данная проблема в 5-7 классах (в 8-9 кл. ситуация значительно улучшается в сторону маскулинности, что указывает на значительный вклад в общее дело всего педагогического коллектива).

        Наиболее остро фемининность выражена у пятиклассников. Это вполне объяснимо, учитывая, что 64% детей школы из неполных и разведенных семей.

Мальчиков в основном воспитывают мамы. Дети, воспитанные матерью, переняли личностные качества и стиль поведения, характерный для фемининной среды. Но для успешного обучения в кадетской школе маскулинные качества необходимы в отношении к основам воинской службы, спортивным секциям, физической и строевой подготовке. Воля, настойчивость и упорство - это путь к успеху. И пусть не все кадеты в дальнейшем свяжут свою судьбу  с военным делом, но каждому предстоит служба в армии, они - будущие мужчины. Поэтому у кадет нужно воспитывать твердость характера, стремление к физическому совершенству, патриотические чувства, ответственность за порученное дело, за свою семью. Следовательно, развитие маскулинных качеств кадет необходимо осуществлять не только через «кадетскую составляющую учебного плана», но и при освоении мальчиками традиционных предметов учебного плана.

   Гендерные образцы в литературе можно использовать для коррекции развития ребенка, в частности, многие художественные произведения могут быть успешно использованы для усвоения ребенком гендерной роли, особенностей формирования маскулинных качеств у детей 10-12 лет.

    Уроки литературы помогают сократить процесс дефеминизации, кадеты с фемининными задатками быстрее обретают маскулинные качества.

Вот несколько произведений из программы по литературе, где даны образцы маскулинности:

Класс

Произведение

Персонажи – образцы маскулинности

5

класс

Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла

Геракл обладал большой физической силой, непобедимой храбростью и огромной силой воли. Исполнял самые тяжелые работы, воевал и побеждал, прославился подвигами.

Гомер. Поэма «Одиссея»

Одиссей - многоопытный, отважный, бесконечно любящий родную Итаку, стойко переносящий невзгоды человек. Это мудрый правитель, любящий муж и отец.

Устное народное творчество.

Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Иван – герой-богатырь, сильный и отважный, защищает родную землю от нечисти и побеждает.

Легенда «Атаман Кудеяр»

Кудеяр – смелый и находчивый атаман.

Предание «Про Никитушку Ломова»

Никита Ломов – силач-бурлак. Спас корабль от разбойников (один справился с десятью).

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

Руслан - доблестный «витязь», храбрый, отважный воин, богатырь. В поисках Людмилы преодолел много препятствий. В поединке с Черномором предстает воплощением «русской силы».

Из литературы XIX века

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Рассказчик- рядовой солдат, вместе со всем русским войском вынесший на своих плечах тяжесть битвы. Для него защита Родины – кровное дело, а патриотизм - глубоко личное чувство.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник

Жилин, оказавшись в плену, ведет себя достойно: не бросает товарища в беде, борется с судьбой, не сдается и побеждает (в отличие от Костылина, который безволен)

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Васютка - бесстрашный, терпеливый, находчивый в эктремальных обстоятельствах.

Васютка заблудился и выжил в «неприветливой тайге». Характер юного героя окреп в испытаниях, он сумел преодолеть все сложные жизненные ситуации.

«Ради жизни на земле...»

Стихи о Великой Отечественной войне

К. Симонова, А. Суркова, О.Бергольц, М.Джалиля, С.Орлова, Р.Гамзатова

Все стихотворения о патриотизме людей, о героических подвигах в годы Великой Отечественной войны.

В.Шукшин «Жатва»

Ребята (Иван и Саша) работают в поле во время войны вместо воевавших отцов и старших братьев.

Из зарубежной литературы.

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»

Главный герой совершает подвиг во имя сохранения традиций предков.

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

Робинзон - смелый, мужественный, находчивый. Несгибаемость Робинзона перед жизненными обстоятельствами - это гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Джек Лондон «Сказание о Кише»

Киш - подросток вынужден добывать пищу, заботиться о старших. Характер мальчика – мужество, смелость, изобретательность, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

6 класс

Устное народное творчество

Илья Муромец и Соловей - разбойник

Илья Муромец обладает необыкновенной силой, смелостью, храбростью. Победил врага и спас народ от Соловья – разбойника.

Литература Древней Руси

«Повесть временных лет»

Даны образцы мужества

Евпатий Коловрат

Боролся с врагом, защищал народ от нападения Батыя на земли русские.

Русская литература.

В.А.Жуковский.

Баллада «Перчатка»

Мужское достоинство, честь, верность своему слову у  рыцаря.

Н.В. Гоголь «Майская ночь или утопленница»

Стремление героя к цели

К.М. Станюкович

 «Человек за бортом»

Способность героя помочь в трудную минуту

В.Г. Короленко

«Дети подземелья»

Валик заботился о младших, ответственен. Умение принимать решение.

М.М. Пришвин

«Кладовая солнца»

Митраша заботился о сестре Насте. Умело выполнял работу по дому.

В.Г. Распутин

«Уроки французского»

Вадик умел постоять за себя. Юному герою свойственна нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.

Зарубежная литература

Джеймс Олдридж

 «Последний дюйм»

История оставшегося без работы немолодого летчика, вынужденного рискованным способом зарабатывать на жизнь.

7

класс

Русская литература

А.С. Пушкин «Полтава»

Мужество и отвага русских солдат.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Мцыри свойственна смелость (борьба с барсом), изобретательность.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей - запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославляется боевое товарищество,  патриотизм, осуждается предательство.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил».

Трудолюбие и смекалистость русского мужика. В любой ситуации умеет найти выход из трудного положения.

Литература XX века

М.Горький

«Старуха Изергиль»

Данко умеет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Жертвует своей жизнью ради других людей.

А.Т.Твардовский «Они сражались за Родину»

Образцы мужества героев, взаимопомощи, готовность отдать жизнь за Родину.

Стихи о Великой Отечественной войне А.Ахматовой, А Суркова, Н.Тихонова.

Показан героизм, патриотизм, самоотверженность людей. Они стойко переносят трудности военных лет.

     В центре уроков литературы –  произведение. Эмоциональное воздействие от изучаемого на уроке произведения часто остается в памяти человека навсегда. То, что ребенок слышит и видит, является первыми опорными точками для его будущей жизни. Он накапливает материал. От преподавателя во многом зависит, что останется в душе ребенка. Хорошо, если это будет глубокий след или хотя бы крупица для  дальнейших раздумий. Кроме того, «примерка» на себя жизненной роли того или другого персонажа - это один из способов, как научиться вести себя в реальном мире.

   Как показывают уроки литературы, дети очень любят сказки, мифы, легенды. «Сказка – ложь, да в ней намек...? – На что? На этот вопрос трудно ответить, оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Дети же воспринимают волшебную сказку заворожено, не обсуждая и не критикуя. За сказочными образами стоят символы, пришедшие из глубины веков, этот «первоначальный разум» понятен детям. Кроме того, в сказках тип поведения героев – мужчин всегда маскулинный, а женщин – фемининный. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира, ему плохо понятна логика взрослых. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказках есть четкая граница: этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И ребенок знает, что добро обязательно победит.

    Важная роль художественного произведения в том, что слушая или читая, ребенок ассоциирует себя с главным героем. И если этот герой, оказавшись в трудном положении, не бежит от опасностей, а борется и побеждает, то и ребенок «проживает» опасные ситуации в своем воображении. Это в дальнейшем уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе, помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.

Если рассмотреть предложенные   произведения с точки зрения воздействия на ребенка, то можно заметить в них ряд общих черт:

  1. Они воплощают в метафорической форме конфликт  главного героя.
  2. Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах «разбойников» и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
  3. Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
  4. Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
  5. Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

   В произведениях персонажи проявляют свои фемининные и маскулинные качества в рамках системы половых ролей, в свете которых сам ребенок различает критерии «мужественности»  и «женственности».

   Важно при анализе произведения акцентировать внимание ученика на характеристике героев (действующих лиц), на затруднения, в которые они попадают, а также пути их преодоления. При анализе поступков героев  обращать внимание на стереотипные фемининные и маскулинные функции персонажей.

    По эмоциям, которые проявляет ученик, можно догадаться, с кем из героев произведения себя идентифицировал ребенок, как реагирует на те или иные поступки героев. Отслеживая мимику ребенка, его комментарии  по ходу рассказа, можно выявить ценностные представления. Нельзя давить на ученика авторитетом взрослого и умного человека, нельзя порицать его суждения, нужно только помочь сделать правильный выбор. В процессе  работы необходимо использовать естественную жажду новых ощущений и открытость ребенка к знаниям.

      Кроме того, для диагностики  полоролевых стереотипов можно использовать на уроках литературы следующие методические и технологические приемы:

  1. Комментарий текста (как пояснение сложных мест, попытка раскрыть мотивы поступков героев. Это своеобразное учительское раздумье вслух, в которое постепенно втягивается класс, выражая свое мнение).
  2. Беседа. (Обмен мнениями, ответы на вопросы, которые могут быть заданы как педагогом, так и учениками).
  3. Дискуссия. (Здесь голос преподавателя должен звучать минимально, но важно следить, чтобы споры не ушли в сторону, а ориентировались на проблему).
  4. Различные виды пересказа. (Краткий, выборочный, близкий к тексту, художественный. Если особое внимание  обращено на конкретного героя, то уместным будет выборочный пересказ).
  5. Подготовка выразительного чтения текста. (Обсуждение общей эмоциональной окраски, интонации, пауз  способствует глубине постижения текста).
  6. Заучивание наизусть. (Например, отрывок из «Бородино» М.Лермонтова. Многие кадеты говорили, что рассказ старого солдата вызывает у них чувство гордости за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них. При заучивании наизусть даже «мурашки бежали»  по коже, до того расчувствовались.)
  7. Сопоставление, сравнительная характеристика. (Ученикам нравится сравнивать персонажей (такова природа восприятия), например,  сопоставляем Руслана и Черномора, Жилина и Костылина).
  8. Составление портрета героя. (Внешний облик, качества характера)).

9.    Написание сочинений. (Например:

  • Какой герой тебе более симпатичен и почему?
  • Как ты понимаешь выражение «Герои вырастают из событий»?)
  • Что помогло Васютке выжить в тайге? (По рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»)
  • Всегда ли я бываю на высоте, оказавшись в затруднительном положении? (После изучения «Робинзон Крузо» Д. Дефо)
  • Какие черты характера прославляются в балладе «Вересковый мед»?

10.    Создание рисунков к произведениям. (Если  предлагается нарисовать понравившегося героя, изображают, как правило, обладателя маскулинных качеств. Так, при изучении темы «Мифы Древней Греции» Геракла нарисовали 90% кадет).

11.     Придумывание сказок, историй (Анализируя фантазии ребенка,    можно понять, как он усвоил полоролевую систему, какие гендерные образцы являются его идеалом).

12.    Проведение уроков-концертов.  (В конце четверти или в конце года ученик рассказывает наиболее запомнившийся или понравившийся рассказ, герой рассказа всегда тот, на кого ребенок желает быть похожим).

13.   Работа в парах, в группах, индивидуальные опережающие задания.

14.  Чтение по ролям. ( Не любят читать за «плохого» персонажа, всем хочется быть героями).

           Большинство мальчиков, испытывая жесткое психологическое давление со стороны сверстников, пытаются искоренить в себе слабость и безволие, и некоторые из них с этой задачей более или менее справляются. Однако тем, у кого фемининных задатков было изначально больше, сделать это значительно труднее, процесс дефеминизации у них затягивается, порождая устойчивые сомнения в своей  маскулинности.

   Для формирования личности важна гендерная идентификация - процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним  пола.  Нельзя забывать, что гендерно – ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни. Он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. Личность не может слепо следовать одним и тем же поведенческим стереотипам, повторяя одинаковые образцы полового поведения без учета конкретной ситуации. В коррекции нуждаются и образ, с которым в детские годы установилась эмоциональная связь, и эталоны «мужественности» и «женственности».

       Бесспорно, уроки литературы играют большую роль в формировании маскулинных качеств учащихся.  И персонажи устного народного творчества, и литературные герои – это в первую очередь люди, которые раскрываются через поступки, мысли и чувства, отношение к окружающим, к своему делу. Понимая героя, ребёнок понимает жизнь, книга помогает стать лучше, заставляет любить одних героев и ненавидеть других. Позволив ученику быть смелым, уверенным, находчивым, «проживая» жизнь героя произведения, мы даем ему возможность освободиться от предписания, наложенного родителями. Проигрывая ситуации, ребенок постепенно освобождается от рамок, наложенных родительскими лозунгами, учится использовать для себя способы поведения, реагирования. Попробовав новый путь однажды, он смелее шагнет на него в следующий раз.

 Поэтому основная задача  -  продолжать работу в этом направлении, чтобы мысленные предпочтения учащихся стали реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности

Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...

«Разработка инструментария достижения результатов развития личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на городском методическом круглом столе «Проектирование образовательной деятельности учащихся по химии в условиях реализации ФГОС основной школы»...

«Методические подходы к формированию и развитию личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на IV Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы химического образования»...

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...

Доклад «Развитие личностных качеств учащихся на уроках естествознания и биологии. Исторический аспект.»

Развитие качеств личности обучающегося - важная цель в школьном образовательном процессе. Раскрытие этого вопроса прослеживается на протяжении всей истории методики преподавания естествознания и метод...