Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
учебно-методический материал по литературе ( класс) по теме


Предварительный просмотр:

 «Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС».

        Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом  текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки  поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.  В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

        В Федеральных Государственных стандартах на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.    

Слайд 2.     ПОНЯТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

   Актуальность данной работы состоит в том, что именно  обучение осмысленному, полноценному чтению во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать,  каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая).

Слайд 3. ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.

В настоящее время наблюдаются тревожные тенденции снижения в обществе, в том числе и в школе,  читательской культуры.

       Исходя из этого,  мы можем сформулировать  возникшие  противоречия между установленными ФГОС требованиями к результатам обучения, которое понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта  и между существующей ситуацией в образовательном процессе.

СЛАЙД 4. Проблемы

На основе проведенного анализа, выявленных недостатков и  противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

отсутствие системы в деятельности педагога по воспитанию грамотного читателя, несформированность у обучающихся умений и навыков осмысленного чтения, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций.

Для решения  проблемы необходимо выдвинуть (сформулировать) цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса  путем внедрения нового метода.

СЛАЙД 5. Цель  данной работы – внедрение  в образовательный процесс методов и приёмов смыслового чтения и создание необходимых условий для формирования личностных качеств, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся   через создание единой  системы деятельности педагога.

Задачи:

1)изучить нормативные документы, литературу и Интернет ресурсы о смысловом чтении;

2)систематизировать приёмы и методики смыслового чтения;

3)разработать методические рекомендации по формированию у обучающихся умения осмысливать цели и задачи чтения, умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умения работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умения понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

СЛАЙД 6,7 «УУД»

СЛАЙД 8,9 «Ожидаемые результаты для учащихся»

СЛАЙД 10. Ожидаемые результаты ИР

     Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

СЛАЙД 11, 12, 13, 14

I этап. Работа с текстом до чтения. 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

   

СЛАЙД 15-21

 II этап. Работа с текстом во время чтения. 

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  2. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

 

СЛАЙД 22    

III этап. Работа с текстом после чтения. 

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

СЛАЙД 23, 24. «УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ»

СЛАЙД 25.ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ

Следующие приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения. 

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
  • упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 
  • исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
  • сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
  • перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
  • «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
  • называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 
  • составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
  • множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
  • деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
  • викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
  • верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста. 
  • Синквейн. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

 Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. 

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения: один из них -  проблемно-поисковый способ. Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.

 Проблемный вопрос позволяет «зацепить» ученика. Ему становится интересно, почему так, а не иначе. Это развивает его познавательную  активность, предупреждает появление формализма, бездумности. Это еще обеспечивает и более прочное усвоение знаний ( то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает и аналитическое мышление, и логическое мышление.   Особенность проблемного обучения заключается еще и в высокой эмоциональной активности ученика, потому что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера вызывает личное переживание ученика. Юный читатель не «препарирует текст», анализируя отдельные моменты художественного произведения, а учится на литературных примерах  жить, учится быть Человеком, делает нравственные выводы. 

Я хочу показать вам, как можно использовать некоторые приёмы смыслового чтения  на примере урока литературы в 7 классе по теме «А.С.Пущкин. «Песнь о вещем Олеге»  

Презентация.

1-й этап урока. Предтекстовый

К уроку я подготовила эпиграф, но все слова у меня рассыпались. Предлагаю группам собрать строчки эпиграфа.  Кто быстрее?

Слайд2, 3

Дела давно минувших дней

      Преданья старины глубокой…

Как вы предполагаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Хорошо, давайте тогда подготовимся: потренируем скорость чтения, память…

Слайд4

Игра «Фотоглаз».

Читаем слова, запоминаем. Какая группа  быстрее воспроизведет все слова,  т.е. выдаст фотографию?

Князь

Хозары

Кудесник

Предсказание

Конь

смерть

Череп

Змея

Гибель

-А вам эти слова никакой сюжет не напоминают?

-А в каком произведении вы читали про это?  

-Давайте вспомним  эту легенду

 «Повесть временных лет». Смерть Олега.Слайд 5,6

-К какому периоду литературы относится «Повесть временных лет»?

-Ребята,   сейчас мы  изучаем творчество А.С.Пушкина, почему же сегодня вновь заговорили о древнерусской литературе? Кто догадался?

Слайд7

А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге"

 «Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.

- Что такое баллада?

Восстановите определение баллады

Слайд 8 Слайд 9

В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание

Слайд 10-12 «Словарная работа»).

Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

II.Работа с текстом. Слушание “Песни о вещем Олеге”.

III. Беседа

Слайд 5

- Все так? Ничего в сюжете Пушкин не исказил?

-Скажите, а зачем поэт решил пересказать уже  всем известную историю?

Вспомните, как в Древней Руси называли человека, который записывал в книгу искомый текст. (Доброписец)

Как вы думаете, почему его так называли?

А теперь можете ответить на вопрос: Зачем поэт пересказывает уже  всем известную историю? (хотел передать добро)

Преподать нам нравственные уроки.

Каким же образом делает это А.С.Пушкин?

Как называется балада?

А о чем  в балладе конкретно идет речь? Интересно, да? Песнь о князе, а речь идет о смерти. Поэтому подумайте

СЛАЙД  13

“Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А.С. Пушкина?”   /Проблемный вопрос урока: /

Чтение текста с остановками. Уч-ся отвечают на вопросы, анализируют, делают нравственные выводы

СЛАЙДЫ 14-18

События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает по-своему…

Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А.С. Пушкина?

Нравственный выбор

Синквейн  по группам

Рефлексия: Итак, какие нравственные уроки извлекли вы, познакомившись с балладой Пушкина?

ДЗ: Письм. работа

Выводы.

 Познавательный интерес у учащихся играет  огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения.  Уроки литературы должны будить чувства детей, воздействовать на эмоции,  и это правильно и необходимо, потому что произведение литературы обращено в первую очередь к душе человека. Я убеждена, что через чувство возникнет и интерес к чтению. Если ребенок не останется равнодушным на уроке, он обязательно прочитает произведение. Чтобы понять себя, мир, сформировать позитивное отношение к себе и к окружающим, уметь выражать свои мысли в общении, говорить на настоящем русском языке, школьники должны читать классику.   А мы, учителя, должны им помочь в этом. Наша любовь к языку должна быть действенной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Шилан Феоктистова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Слайд 3

Тревожные тенденции в современном образовании снижение интереса к чтению у российских школьников; неумение извлекать смысл из прочитанного; предпочтение других источников информации; в образовательном процессе недостаточно реализуются стратегии смыслового чтения.

Слайд 4

ПРОБЛЕМЫ: отсутствие системы в деятельности педагога по воспитанию грамотного читателя; несформированность у обучающихся умений и навыков осмысленного чтения, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций.

Слайд 5

Универсальные учебные действия: ЛичностныеУУД КоммуникативныеУУД Исследовательские и проектные Познавательные УУД Регулятивные УУД Чтение в составе УУД ЛичностныеУУД

Слайд 6

Метапредметные результаты: 1) умение… 8)смысловое чтение

Слайд 7

НОО Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: - определять тему и главную мысль текста - делить части на смысловые части, составлять план текста - вычленять содержащиеся в тексте основные события и восстанавливать их последовательность - сравнивать между собой объекты , описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака - понимать информацию, представленную в неявном виде - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы - понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства языка - использовать различные виды чтения - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках

Слайд 8

ООО Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт - … находить в тексте требуемую информацию решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Слайд 9

Ожидаемые результаты: увеличение информационной ёмкости урока за счёт роста мотивационной деятельности; активизация познавательной деятельности обучающихся; активизация психических процессов (внимание, память, воображение, мышление и т.д.); создание условий для эффективного общения в рамках «учитель-ученик»; создание методической «копилки» текстовых заданий, направленных на усвоение навыков смыслового чтения.

Слайд 10

Этапы работы с текстом 1этап Работа с текстом до чтения Цель : развитие читательского антипации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации) -постановка задач чтения -актуализация опыта -создание мотивации

Слайд 11

Прогнозирование Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», « Т ёплый хлеб») При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется: - какими были ваши ожидания? -какие вопросы до чтения у вас возникли? -на что обратили внимание перед чтением и почему?

Слайд 12

Просмотровое чтение Просмотр заголовка (о чём?) Чтение начала каждого абзаца и последнего предложения Сделайте предположение: о чём текст?

Слайд 13

Глоссарий (ключевые слова) Цель: актуализация словаря, связанного с темой. информационный текст Список слов. Задание: 1.Отметьте те слова, которые могут быть связаны с текстом. 2.Вернитесь к словам, посмотрите на значение и употребление слов , использованных в тексте.

Слайд 14

Тестовая деятельность Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации 1)Чтение в кружок 2)чтение про себя с вопросами 3)Чтение про себя с остановками (слаб) 4)Чтение про себя с пометками Установка : диалог с автором Комментированное чтение Словарная работа

Слайд 15

Диалог с автором находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы задавать свои вопросы обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста проверять ,совпадают ли они с замыслом автора включать воображение Чем это можно объяснить? Что из этого следует? что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…?

Слайд 16

Чтение вслух Цель: проверка понимания читаемого текста 1)Чтение по очереди по абзацам (текст только у читающего). 2) Слушающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий. 3) Все читают попеременно.

Слайд 17

Чтение про себя с вопросами Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает. 2)читаем третий абзац, меняемся ролями и т. д.

Слайд 18

Чтение с остановками Работа с названием- предположения , ассоциации Читаем смысловые части и отвечаем на вопросы

Слайд 19

«Тёплый хлеб» К.Паустовский 1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет жить раненый конь в деревне? Как к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить? 2) Почему и как людям дают прозвища? Каким вы представляете себе Фильку ? Можно ли делать вывод о человеке по внешности? да нет почему? 3) Что произойдёт дальше? Как поступит Филька? 4)Работа с ключевыми словами пейзажа 5) Что чувствует Филька , услышав рассказ бабки? Что он сделает ? Почему?

Слайд 20

Чтение про себя с пометами ( инсерт ) Понял + Не понял – Надо обсудить ? Согласен + Не согласен – Требуется обсуждение !! таблица, работа в парах, групповое обсуждение

Слайд 21

Послетекстовая деятельность Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Постановка концептуального вопроса к тексту - п онимание авторского замысла. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения). Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? Выполнение творческих заданий.

Слайд 22

Узелки на память с оставление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________

Слайд 23

Сказание о Белгородском киселе Герои рассказа : печенеги, горожане, старец Время и место действия: 997,10 век, Р усь, Белгород Проблема : во время осады города жители решили сдаться врагу Главное событие : следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость города Главная мысль : выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться .

Слайд 24

Проверочный лист 1)учитель сам составляет 2) учитель+ дети 1.Названа основная мысль текста да-нет 2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет 3.Присутствует логико- смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет 4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет 5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».

«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...

Смысловое чтение как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе

Согласно новому стандарту образования, умение работать с информацией и смысловое чтение входят в число общеучебных познавательных действий. В статье рассказывается о приёмах организации работы по форм...

Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"

Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...

Cовременный урок информатики в контексте требований фгос: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся

ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике...

Статья "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС"

Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих им...