Статья "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС"
статья по литературе (11 класс)

Колигаева Светлана Алексеевна

Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Рассмотрим один из уроков литературы с позиции ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колигаева С.А., преподаватель

 ГБПОУ «Колледж Петербургской моды»

Выборгского района Санкт-Петербурга

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим  самостоятельным

 процессом и давал для него материал.

 К.Д. Ушинский

Последнее время проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС меняются цели, содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но главной формой организации учебного процесса остаётся урок, на котором обучающиеся решают проблемы через самостоятельную познавательную деятельность, сосредотачивается учебная деятельность преподавателя и обучающегося, формируются универсальные учебные действия, воспитывается положительная мотивация через включение в разные виды деятельности.  

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Это значит, что у современного обучающегося в процессе урока должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учебное заведение при этом становится не столько источником информации, сколько учит учиться; преподаватель не источник информации, а управляющий деятельностью,  личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса,  меняется подход к современному уроку литературы. Он теперь должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга; быть проблемным и развивающим; с проблемными и поисковыми ситуациями, активизирующими деятельность на уроке. Учебная деятельность преподавателя и обучающегося сосредотачивается на уроке, качество подготовки учащихся зависит от уровня проведения урока, содержательности, атмосферы, наполненности методическими приёмами, средствами и формами работы. Урок должен получиться произведением искусства с определённым замыслом, завязкой, развязкой.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию обучающегося к познанию  литературы, продемонстрировать ему, что уроки литературы - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Рассмотрим один из уроков литературы с позиции ФГОС.

Тема учебного занятия: А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемный урок

Формы урока: урок-исследование

Преподаватель: Колигаева Светлана Алексеевна  

Ведущие методы и приёмы обучения: исследовательский, наглядный, словесная передача и восприятие информации (беседа, рассказ, заполнение кластера (прием технологии РКМЧЧиП),  метод контроля (аналитическая работа, карточки с вопросами для блиц-опроса, глоссарий, карточки для работы подгрупп: «голос поэта», «голос матери», «голос историка», композиционные схемы), метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь: литература, история, музыка).  

Формы организации деятельности обучающихся: анализ лирического произведения как художественного целого, индивидуальная (опережающее дифференцированное задание), работа групп (литературоведы, музыковеды и историковеды), самостоятельная, фронтальная работы.

Технологии: проблемное обучение с элементами технологии дифференцированного обучения (индивидуальные опережающие задания); ИКТ.

Методическая цель: показать методику проведения урока-исследования с применением технологии проблемного обучения.

Опережающее задание: прочитать поэму А.А. Ахматовой «Реквием», подготовить ответы на вопросы, сообщения на темы «Историческая обстановка 30-х – 40-х годов ХХ века», «Какими были 30-е – 40-е годы для А.А. Ахматовой».

Цели и задачи урока-исследования:

  • определить историческую обстановку 30-х – 40-х годов XX века;
  • выяснить, какие факты из жизни и истории страны нашли отражение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»;
  • показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве А.А. Ахматовой, как история страны преломилась и отразилась в её творчестве;
  • сформировать представление о поэме, жанре, композиции.

Гипотеза урока-исследования: в поэме «Реквием» отражены народные истоки, народный поэтический масштаб и лично пережитое поэтессой. 

Ход урока-исследования:

  • ознакомимся с исторической обстановкой 30-х – 40-х годов XX века;
  • вспомним, какими были 30-е годы для А.А. Ахматовой;
  • сформируем  представление о поэме, жанре, композиции;
  • определим внутреннюю музыку поэмы.

Цели:

учебная: формирование представлений о поэме, жанре, композиции произведения А.А. Ахматовой; определение фактов из жизни поэтессы и истории страны, положенных в основу поэмы; развитие навыков работы с лирическим произведением как художественным целым; ознакомление с историческими событиями страны 1930-1940 гг.;

развивающая: развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; умений выражать результаты мыслительной деятельности; развитие навыков постижения и восприятия поэмы;

воспитательная: привитие интереса к истории и литературе родной страны, к творчеству А.А. Ахматовой; воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду;

деятельностная: обучающиеся должны иметь представление о поэме, жанре, композиции, о биографическом и литературном контексте произведения; уметь анализировать лирическое произведение;  принимать участие в аналитической беседе, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: авторская презентация; поэма А.А. «Реквием»; схема «Композиция поэмы», аудиозаписи: «Реквием» В. Моцарта, «Реквием» А.А. Ахматовой; эпиграфы (записаны на доске): Это была трагедия народа, а у вас - только трагедия матери и сына. А. Солженицын; Ее «Реквием» меньше всего нуждается в научных комментариях.  Его народные истоки и народный поэтический масштаб сами по себе ясны.  Лично пережитое, автобиографическое в них тонет, сохраняя только безмерность страдания.                                          В.Я. Виленкин (литературовед, доктор искусствовед); карточки для работы подгрупп, глоссарий (для словарной работы); карточки с вопросами для блиц-опроса;  «Мировое дерево», смайлики (рефлексия).

Содержание урока

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1.

Организационный момент: приветствие, перекличка.

2

мин

Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов.

Словесный метод (рассказ).

2.

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия

5 мин.

Цель: подготовка студентов к «открытию» новых знаний, сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока, формулирование гипотезы и хода исследования; определение объекта исследования.

Технология проблемного обучения, словесный метод (рассказ), наглядный  метод (демонстрация слайдов), проблемный метод.

3.

Актуализация знаний.

7 мин

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания:

- выступление подгрупп (группа историков, группа литературоведов).

Словесная передача и восприятие информации  (рассказ, беседа), опережающее индивидуальное домашнее задание (элемент технологии дифференцированного обучения), наглядный метод (демонстрация слайдов), исследовательский метод, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь).

4.

Работа над темой урока

20 мин

- Слово преподавателя (словарная работа);

- исследовательская работа на предмет определения жанра и композиции произведения (работа с композиционной схемой);

 -выступление обучающихся с индивидуальными сообщениями (группа музыковедов);

- прослушивание отрывка из «Реквиема» В. Моцарта;

- прослушивание отдельных глав поэмы «Реквием» в исполнении А.А. Ахматовой;

- анализ лирического произведения как художественного целого;

- выступление подгрупп («голос матери», «голос поэта», «голос историка»).

Словесный метод (беседа), работа с художественным произведением, самостоятельная, фронтальная, групповая работы; исследовательский,  наглядный (демонстрация слайдов, аудиозапись) методы;  метод проблемного изложения, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь); прием технологии РКМЧЧиП (прием кластера), проблемное обучение, элемент дифференцированного обучения.  

5.

Закрепление.

7 мин

- Результаты проведённой исследовательской работы (ответы на вопросы, самостоятельная формулировка вывода).

- Блиц-опрос.

- Слово преподавателя.

Метод контроля, словесный (беседа, рассказ) и наглядный (демонстрация слайдов) методы, фронтальная работа.

6.

Итог урока. Инструктаж о домашнем задании.

3 мин

Цель: оценка результатов деятельности всей группы, инструктаж о домашнем задании.

Написать мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Образ матери в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»; «Средства художественной выразительности в поэме Ахматовой «Реквием»».

Словесный метод.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока).

1  мин

Обучающиеся в соответствии с эмоциональным состоянием после урока-исследования выбирают смайлик и крепят выбранный смайлик на «Мировое дерево».

Иллюстративный метод.

ФГОС  вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, запоминают. Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Преподавателю необходимо поддерживать инициативу обучающегося в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.  Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого обучающегося - это главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  не могут существовать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в контексте требований ФГОС ООО»

   Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого...

Потенциал современного урока геометрии в контексте требований ФГОС

Зачётная работа на курсах  повышения квалификации в  ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт- Петербурга «ИМЦ» по программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный...

Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"

Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...