ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
материал (6 класс)

В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин сделал акцент на воспитании «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование сознательных и ответственных граждан Российского государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин сделал акцент на воспитании «гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование сознательных и ответственных граждан Российского государства.

В нескольких школах Германии запущен пилотный проект по обучению детей счастью. В частности, в одной из школ Гейдельберга директор ведёт уроки, во время которых детей учат искусству быть счастливыми и находиться в полной гармонии с собой, окружающим миром и людьми. Не мешало бы и у нас ввести такой предмет, да?

Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО, авторской программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения) и представляет собой синтез программ и методических разработок.

Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Особое внимание направлено на эмоциональное развитие обучающихся.

Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» включена в программу внеурочной деятельности. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных и учитывает особенности обучающихся класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне развития и возможностей. Основной и главной формой занятий является игра.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Учебному плану основного общего образования МБОУ Щёлковской гимназии ЩМР МО.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные

обучающийся научится:

  • идентифицировать себя в качестве гражданина России, уважать Отечество, прошлое и настоящее многонационального народа России, чувствовать ответственность и долг перед Родиной;
  • ориентироваться в мире профессий;
  • основным нормам морали, основам светской этики, разбираться в традиционных религиях, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • основам социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • основам здорового и безопасного образа жизни; интериоризации правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • основам художественной культуры как части общей духовной культуры;
  • ориентироваться в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • основам экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

обучающийся получит возможность научиться:

  • уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • нравственному самосовершенствованию; веротерпимости, уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • ответственному отношению к учению, к труду;
  • осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи;
  • понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • эстетическому, эмоционально-ценностному видению окружающего мира;
  • уважению к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
  • испытывать потребность в общении с художественными произведениями.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

  • определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

обучающийся получит возможность научиться:

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты с сылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

  • учитывать позицию собеседника (партнера);
  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • адекватно передавать информацию;
  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

обучающийся получит возможность научиться:

  • корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
  • осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;
  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценке своих творческих возможностей;
  • рассказывать о своих ощущениях;
  • распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их;
  • выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния;
  • имитировать различные эмоциональные проявления;
  • понимать различия между людьми.

обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать собственное эмоциональное поведение;
  • уважать особенности поведения людей;
  • продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных задач во внеурочной деятельности;
  • осознанному построению речевого высказывания.

Содержание курса

Раздел 1. Традиции народов России. Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов.

Раздел 2. Традиционные религии России. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.

Раздел 3. Влияние культуры на личность. Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.

Раздел 4. Менталитет народов России. Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.

Раздел 5. Культура и нравственность. Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть. Честь. Героизм.  Патриотизм. Гражданственность. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Формы организации занятий.

  • игры-конкурсы;
  • моделирование ситуацийй;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • дебаты;
  • дискуссии;
  • «мозговой штурм»;
  • поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • проекты.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • проектная;
  • работа в малых группах.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректи-

рованные

сроки прохождения

I. Традиции народов России – 8 ч.

1

Влияние нации на формирование народности.

07.09.18

2

Традиции и обычаи русского народа

14.09.18

3

Традиции и обычаи татарского народа.

21.09.18

4

Традиции и обычаи украинского и белорусского народов.

28.09.18

5

Традиции и обычаи башкирского народа.

05.10.18

6

Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья.

12.10.18

7

Традиции и обычаи казахского народа.

19.10.18

8

Традиции и обычаи малых народов.

26.10.18

II. Традиционные религии России — 7 ч.

9

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

09.11.18

10

Принятие христианства на Руси, влияние Византии.

16.11.18

11

Христианские конфессии.

23.11.18

12

Первые мусульманские государства на территории России.

30.11.18

13

Направления в исламе.

07.12.18

14

Народы России, исповедующие буддизм.

14.12.18

15

Течения в буддизме.

21.12.18

III. Влияние культуры на личность — 2 ч.

16

Невозможность жизни человека вне культуры

28.12.18

17

Влияние характера личности на её вклад в культуру.

18.01.19

IV. Менталитет народов России — 6 ч.

18

Особенности менталитета русского народа.

25.01.19

19

Особенности менталитета украинского и белорусского народов.

01.02.19

20

Особенности менталитета татарского народа.

08.02.19

21

Особенности менталитета башкирского народа.

15.02.19

22

Особенности менталитета казахского народа.

22.02.19

23

Особенности менталитета малых народов России.

01.03.19

V. Культура и нравственность — 11 ч.

24

Законы нравственности – часть культуры общества

15.03.19

25

Роль семьи в жизни человека.

22.03.19

26

Православные Софийские соборы.

05.04.19

27

Совесть.

12.04.19

28

Честь.

19.04.19

29

Героизм.

26.04.19

30

Патриотизм.

03.05.19

31

Гражданственность.

10.05.19

32

Культура поведения человека.

17.05.19

33

Этикет в разных жизненных ситуациях.

24.05.19

34

Обобщающее повторение.

31.05.19


Лист внесения изменений

Номер и дата

внесения

изменения

Основания для внесения

изменения

Описание внесенного

изменения

Лицо, вносящее изменения

ФИО

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций

Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью...

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.

Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....