Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций
статья на тему

Мощенко Нина Валентиновна

Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie_1.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе   православных традиций

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей в какой-то мере искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. А ведь детство – это период  приобретения знаний об окружающем мире, период формирования духовных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно в раннем возрасте  заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей.

Семья и образовательная организация – вот две составляющие, играющие определяющую роль в определении у каждого воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества, обладающего духовно-нравственными личностными качествами.

Воспитательный процесс, как в общеобразовательном учреждении со здоровыми детьми, так и в специальных учреждениях образования для детей с психофизическими особенностями имеет общую направленность, но в то же время, имеет и свою специфику, поскольку коррекционная педагогика понимает воспитание как процесс компенсации и коррекции аномального развития личности. Этический опыт, который сравнительно легко приобретается нормально развивающимися детьми, тяжелее усваивается детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ограниченность социальных контактов и отношений значительно сужает возможность для приобретения детьми морального опыта и подражания. Все это представляет серьезное затруднение для усвоения содержания моральных понятий, принципов, критериев, а соответственно и для формирования морального мировоззрения. Именно потому, дети с особыми образовательными потребностями наиболее нуждаются в специальной работе по формированию у них моральных норм, нравственных ценностей, духовного здоровья.

Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня с современными школьниками — это Родина большая и малая, крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков, православным ценностям.

Большое значение в формировании духовно-нравственной личности имеет изучение православных традиций. В условиях образовательной организации это позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность. 

Нами разработаны различные программы, направленные на воспитание уважения к нравственным нормам, христианской морали, любви к Родине. Это Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся центра, «Школа толерантности», «Основы православной культуры», «Жизнь в многоликом мире». Их реализация предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование духовной, глубоко нравственной личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Наш опыт работы с детьми в этом направлении представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, творческих мастерских, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов, оформлением стенда, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания воспитанников в условиях структурного взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – семья». Большую лепту в формирование нравственных норм и ценностей у наших обучающихся  вносят, проводимые педагогами и специалистами центра, «Уроки милосердия» иарттерапии.

Следует отметить, что в центре создан молельный уголок. Имеется небольшой иконостас с иконами, который создавался и был освещен приглашенным священником, представителем Тамбовской епархии. Здесь проводятся встречи с представителями духовенства, служатся молебны, проводятся беседы по истории православной культуры, по ознакомлению с православными праздниками, обрядами.

В центре для детей организуются праздничные мероприятия, связанные с православными традициями русского народа. Дети являются участниками традиционных праздников на Руси, поют песни, водят хороводы, играют в любимые народные игры.

 Завершается проведение такого  мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху – куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья,  угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок  принимает активное участие вместе с взрослыми. Праздник не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием.

Перед проведением праздников большую помощь педагогам оказывает сотрудник библиотеки. В библиотеке создан книжный уголок и выставка «Азбука православия», где дети знакомятся с художественными произведениями, с русским народным творчеством, с традициями Православных праздников. Организуются просмотры  детьми  видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах.  

В практике работы нашего центра по духовно-нравственного воспитания большое значение мы отводим формированию гражданского и патриотического сознания учащихся, интереса детей к изучению истории и культуры страны, привитию чувства гордости и любви к родному краю. Наши воспитанники участвовали в поездках в Мамонтову Пустынь, Трегуляевский монастырь, посещали  храмы Тамбова, Мичуринска, Мордова, монастыри и другие православные и исторические места родной Тамбовщины.

С большим удовольствием дети центра встречались с обучающимися воскресной школы, а также с волонтерами из ТГУ им. Г.Р. Державина, которые приходили к ним с подарками и готовили для них театральные представления на нравственные темы к Рождеству и другим православным праздникам, историческим событиям.

Эти поездки и встречи оставляют неизгладимые впечатления у наших детей. Воспитание на народных традициях несёт воспитанникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.

Свои впечатления, эмоции дети воплощают в творческих работах, которые становились основой выставок рисунков и поделок декоративно-прикладного творчества. Лучшие работы отправляются на региональные, всероссийские и даже международные конкурсы.

Так, двое наших воспитанников стали призерами Международных конкурсов «Пасхальное яйцо - 2014»и «Пасхальное яйцо - 2015» и были удостоены дипломов I степени за свои работы в технике «изонить».

Работая по духовно-нравственному развитию наших детей, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями.

Проводим

-родительские собрания на нравственные темы;

-открытые показы мероприятий и проведение совместных мероприятий и праздников;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д.

-совместные экскурсии;

- посещение семей на дому;

-тематические заседания родительского клуба «Островок»;

-создание и наполнение сайта этого клуба

Таким образом, духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций, несомненно, формирует ядро личности ребенка, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений его с миром.

Главный результат, которого хотелось бы достичь, заключается в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла. Мы уверены, что в каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности. Надо только ему помочь использовать потенциал своей души, создав для этого все условия.

 И самое главное, целенаправленная работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ по духовно – нравственному воспитанию помогает успешной социализации, нормализации психологической комфортности, становлению их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм.  и доп., вступ.  в силу с 31.03.2015), на основании норма...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения

В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.  Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...