ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Н.П. Кушева,
заместитель директора по ВР,
В.В. Лозянник, библиотекарь,
Р.А. Дубровская, учитель
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя
Современный национальный воспитательный идеал — это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Именно поэтому, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся — это первостепенная задача современной школы. [4, стр. 1].
Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. [5, стр. 11].
Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить полноценной духовной жизнью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. У детей с интеллектуальными нарушениями с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и прочие. [1].
Для формирования у детей с интеллектуальными нарушениями духовно-нравственного сознания и патриотических чувств в современной школе создаются благоприятные условия, поскольку идет непрерывный процесс воспитания, складывающийся из разносторонней системы воспитательной работы школы, которая включает внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Внеурочная деятельность обучающихся, воспитанников – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [2].
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. [3].
Духовно-нравственное направление является одним из основных направлений внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание программы в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья системы духовно-нравственных ценностей, создает возможность для приобретения опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов духовно-практической деятельности (культура, помощь людям, добровольчество, волонтерство и тд.).
На базе ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» с 2016 года реализуется программа духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы: приобщение обучающихся к базовым духовно-нравственным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них чувства патриотизма, нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи программы:
-развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
-создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
-для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
-расширение сотрудничества с общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;
-сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания и гражданского образования учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что она представлена комплексом работы по формированию духовно-нравственного развития и патриотического сознания детей, включает несколько направлений работы, многообразие форм и технологий.
В программе выделяются следующие подпрограммы и проекты:
-Подпрограмма «Формирование любви к малой Родине: Ставропольскому краю, городу Ставрополю».
Данная подпрограмма является документом, определяющим воспитательную деятельность школы в рамках группы продлённого дня на весь период обучения (I-X классы), учитывает психологические особенности, познавательные возможности и социально - возрастные потребности обучающихся (7 – 18 лет).
-Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся посредством художественной литературы "Мир, в котором мы живем" направлен на повышение статуса духовно-нравственных и этических ценностей у учащихся с ОВЗ на основе всемерного использования национально-культурных традиций.
-Проект «Школа добрых дел». Проект направлен на повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, на развитие духовно-нравственных качеств личности с активной жизненной позицией, на воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, отзывчивости.
Комплекс мероприятий, предусмотренный проектом, можно охарактеризовать как социально-значимая деятельность, реализуемая через волонтерскую работу (инклюзивное добровольчество). В рамках проекта создан волонтерский отряд «Мы вместе!», девиз отряда «Мы делаем добро!». В состав отряда включены ребята 1-10 классов и кураторы – ответственные лица.
Реализация программы духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствует достижению следующих результатов:
-усвоение учащимися элементарных представлений о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к социально-значимой деятельности;
-развитие чувства долга, заботы и уважения к людям – ветеранам ВОВ и военных действий, ветеранам труда, пожилым людям;
-бережное отношению к природе и животным;
-воспитание чувства гражданского долга, патриотизма.
За время реализации программы педагоги, психологи, воспитатели ГПД, родители отмечают повышение познавательной активности учащихся, возросший интерес к изучению материала патриотической направленности, а также расширение кругозора и уровня мотивационных установок детей.
По результатам тестирования уровня воспитанности обучающихся педагогами-психологами за период с 2018 по 2020 г. общий уровень воспитанности повысился на 25 %. Итоги ранжирования ценностных ориентаций за 2018-2020 годы показали во всех возрастных категориях учащихся отмечаются позитивные тенденции в процессе становления социальных, духовно-нравственных ценностей личности.
В рамках реализации проекта «Школа добрых дел» ежегодно волонтерским отрядом оказывается помощь:
-ветеранам труда, имеющим статус «дети войны» (шефство над 3 чел.);
-семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами (акции «Праздник в каждый дом!», «Вместе мы делами добрыми едины!», охват – 30 семей);
-малышам из ГКУЗ "СС Дом Ребенка" (акция «Дорогою добра», для воспитанников Дома ребенка были собраны игрушки, детские книжки, материалы для творчества (альбомы, краски, карандаши), средства гигиены, одежда. Так же была приобретена ткань для детских пеленок, которые сшили девочки с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения);
-животным Ставропольского приюта «Лучший друг» (акция «Корм для безнадзорных животных», под девизом «Кто, если не я?», ежегодно передаем в дар приюту около 82 кг 635 г сухого корма для кошек и собак, 3 кг 250 г стерильной ваты, бинты, хирургические и ранозаживляющие повязки, медицинские шприцы и системы для внутривенного вливания, медицинские маски и перчатки, памперсы, подстилки и антисептические средства, количество участников – 200 чел.);
- акция «Кормушка для птиц своими руками» команда мастеров из магазина Леруа Мерлен совместно с ребятами с ограниченными возможностями здоровья изготавливают кормушки для птиц, участники – 30 чел., акция «Покормите птиц зимою», участники – 50 чел.;
- проведены акции по защите окружающей среды (акция «Берегите лес!», под девизом «Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса – посади!», акция «Берегите воду!», под девизом «Сохраним для потомков!» количество участников – 80 чел.).
На протяжении всего периода реализации программы успешно построено сотрудничество с учреждениями культуры, благотворительными фондами, волонтерскими отрядами города Ставрополя и Ставропольского края.
В 2016 году школа приняла участие во II Всероссийской конференции «Духовно – нравственное воспитание гражданина и патриота России в условиях реализации ФГОС», подала конкурсный материал на всероссийский конкурс образовательных проектов и программ по духовно – нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и патриот России – 2016».
По итогам конкурса образовательное учреждение признано лауреатом в номинации «Образовательная программа по духовно – нравственному воспитанию гражданина и патриота России».
В 2019 году школа признана победителем Всероссийского конкурса волонтерских отрядов «Добро не уходит на каникулы», стала обладателем Гранта на развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в школах (образовательных организациях и учреждениях) из средств субсидии на выполнение государственного задания ФГБУ «Росдетцентр» победителям номинаций «Лучшие практики» и «Добрый старт» Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы» в 2019 году.
Реализуя мероприятия программы духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы решаем важнейшие задачи воспитания, сформулированные в федеральном проекте «Образование», в национальном проекте «Социальная активность» и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
#1043;ончарова Е. Г. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. - [Электронный ресурс] // Урок РФ. - URL:https://урок.рф/ (дата обращения: ).
2.Гребенщикова О. Ю. Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОВЗ в условиях образовательного учреждения. -[Электронный ресурс] // Образовательный портал. Продленка. орг. - URL: (дата обращения: ).
#1050;онькова Н.Л. Организация и содержание внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на ступени начального и основного общего образования. - [Электронный ресурс] // Ведущий образовательный портал России Инфоурок. - URL: (дата обращения: ).
4. Петракова Г.М. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ / Г. М. Петракова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. - № 49 (183). – С. 398-399. – URL: (дата обращения ).
#1057;околова Н.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности. - [Электронный ресурс] //Открытый урок. 1 сентября. - URL: #1089;татьи/677005/ (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната).
Доклад на семинаре по дефектологии, который прошел в феврале 2018 года....

План внеурочной деятельности на 2017 - 2018 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказа Мино...

План внеурочной деятельности на 2018 - 2019 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказ...

План внеурочной деятельности на 2019 - 2020 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказа Мино...

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа составлена согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015), на основании норма...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...