Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната).
статья на тему

Никифорова Светлана Ивановна

Доклад на семинаре по дефектологии, который прошел в феврале 2018 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определённых знаний по общеобразовательным предметам, но и от сформированности коммуникативных умений.

Известно, что общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.  У учащихся с проблемами в развитии ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное развитие коммуникативных умений.

Термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребёнка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в ней, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребёнка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. У детей с ОВЗ овладение любыми умениями происходит сложнее и в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося ребенка, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Эта особенность данной категории школьников требует от учителя специальных знаний и профессионального мастерства, чтобы обеспечить создание фундамента общения-мотивации взаимодействия с педагогом.

Смотивировав ребёнка на взаимодействие, учитель направляет всю свою дальнейшую работу на то, чтобы на практике показать детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Для успешного осуществления коммуникации детей с ОВЗ с другими членами общества необходимы, с одной стороны, знания о мире, которые они получают в ходе различных учебных предметов, с другой – знания о языке и система коммуникативно-речевых умений, формируемых на уроках русского языка и чтения. Этим определяется не только взаимосвязь различных учебных предметов, но и особая роль уроков русского языка и чтения. Задача школы и в частности уроков  развития речи  – создать условия для такого речевого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.

Учителю в своей работе необходимо в первую очередь учитывать особенности психического развития детей, что важно для их речевого, а следовательно и общего развития.

Речь детей  с ОВЗ с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Наличие дефектов произношения у детей с ОВЗ оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка. Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития  ребенка  с ОВЗ и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

Следующая особенность устной речи детей  с ОВЗ заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Учитель русского языка и чтения должен в своей работе уделять внимание воспитанию выразительной речи учащихся, учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы.

Недостаточность словарного запаса школьников  с ОВЗ легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден. Одной из особенностей словаря детей с интеллектуальной недостаточностью является наличие «пустых» слов в речи, т.е. слов, не имеющих конкретного содержания. Часто ученик, называя объект, не может узнать его среди других предметов или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим предмет, и конкретным его образом.

Говоря об ограниченности словаря учащихся  с ОВЗ , следует отметить неупотребление слов-действий, слов, характеризующих свойства и качества предметов, а также наречий и предлогов. В результате употребления одной и той же группы слов их речь становится неточной, однообразной. Хотя в состав пассивного словаря входят все части речи, сохраненные в памяти  школьников с ОВЗ, активный словарь намного беднее. Они могут понимать значение слова, но никогда не употреблять его по собственной инициативе. В процессе обучения запас слов учащихся значительно увеличивается. Однако происходит накопление в большей степени пассивного словаря, а переход слов в активный словарь происходит очень медленно.

Бедность словарного запаса мешает учащимся  с ОВЗ адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, затрудняет понимание обращенной к ним речи.

Обогащение словаря непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями детей, с такими важными проблемами, как понимание изучаемого материала, усвоение его, а также развитие мышления. На каждом уроке происходит систематическое ознакомление учащихся с новыми словами, закрепление и уточнение словаря.

Для запоминания нового слова учащиеся  с ОВЗ нуждаются в неоднократном его повторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном занятии, употреблялось учениками в новой ситуации на других предметах.

Работа по активизации словаря учеников с нарушением интеллекта  на уроках русского языка и чтения  должна проводиться постоянно. Здесь немаловажную роль играет ведение учащимися словаря. Одной из особенностей речи  детей  с ОВЗ является малая распространенность предложений. Обучение в школе способствует овладению грамматическим строем родного языка, а фразы, используемые учениками, постепенно усложняются по синтаксической структуре и содержанию.

На уроках  русского языка и чтения продолжается работа, начатая в младших классах, по развитию устной речи учащихся. Продолжается работа по формированию и совершенствованию диалогической речи, без которой невозможно общение. Диалогическая речь сложна для школьников с ОВЗ, поскольку требует быстрой смены речевой деятельности. Необходимо выполнить почти одновременно несколько операций: выслушать и понять собеседника, подумать над ответом, вовремя ответить и постоянно следить за развертыванием мысли собеседника. Полноценности и своевременности данных действий препятствуют свойственные  детям с ОВЗ инертность нервных процессов, недостаточность мышления и замедленность реакций на воздействия. На вопросы они отвечают кратко, иногда заменяя слова выразительным движением или кивком головы. С взрослыми и между собой  дети  с ОВЗ общаются вяло, недостаточно пользуются речью, произнося отдельные слова. Нарушение общения в значительной мере тормозит их общение. Поэтому учитель на уроках  русского языка и чтения  должен предусматривать следующую работу: учить детей отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, логично, без пропусков и недомолвок, последовательно и развернуто выражать свои мысли.

Недостаточная  сформированность диалога препятствует развитию связного устного изложения мыслей. Даже если школьники  с ОВЗ имеют удовлетворительный словарный запас и знания по теме разговора, им не удается построить логически связное и полное описание событий. Учитель должен помочь школьнику выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Также окажет помощь наличие картинок, схем, таблиц. При их использовании рассказ учащегося будет более полным и развернутым. Следует отметить, что опора на наглядность при составлении устного рассказа остается актуальной на протяжении всего обучения детей  с ОВЗ в школе.

          На уроках русского языка и литературного чтения можно использовать следующие задания для речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • постановка проблемных вопросов, ответ на который потребовал бы от учащихся развернутого высказывания и подбора доказательств, подтверждающих правильность суждения;
  • включение заданий, которые предполагают получение отклика на высказанное учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;
  • использование специальных речевых опорных схем в качестве необходимой помощи при грамматическом оформлении развёрнутого объяснения;
  • совместное с учителем обдумывание вопросов к тексту;
  • подготовка учащимися собственных вопросов к тексту с последующей организацией диалогов типа: ученик - ученик, ученик - учитель;
  • самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов и выражений с обязательным выяснением их значения у учителя.

                      Ведущей формой общения является игра.

     Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игра — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Можно использовать игровую деятельность в следующих случаях:

  • в качестве части урока (при работе с терминами);
  • словарная разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам);
  • дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала;
  • кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных умений, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.  

      Наиболее важным в развитии коммуникативной компетенции детей с ОВЗ является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности в любой момент их деятельности. Наиболее продуктивно это осуществляется в свободное от обучения время.

Для организации досуга в школе должны быть созданы условия для следующих видов внеучебной деятельности:

-игровая деятельность;

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-художественное творчество;

-трудовая (производственная) деятельность;

-спортивно-оздоровительная деятельность;

        Время, отводимое на внеурочную деятельность, используются с учетом желания учащихся и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, познавательных игр, бесед, путешествий, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, соревнований, и т.д.

Учащиеся с ОВЗ, особенно

на начальном этапе обучения, не могут самостоятельно разыгрывать предложенный сюжет, ведут себя скованно, не

могут придумать реплик, соответствующих роли, вступить во взаимодействие с партнерами. Это связано с особенностями психофизического развития детей, в первую очередь с плохо развитым воображением, недоразвитием речи и целенаправленной деятельности, а также весьма ограниченным объемом знаний и опыта игровой деятельности.

Нужно научить их умению участвовать в моделировании реальных ситуаций, соблюдая такую последовательность;

1) предварительное (до проведения занятия) разучивание с педагогом всех ролей, руководство педагогом действиями детей во время игры;

2) предварительное разучивание отдельных ролей, руководство педагогом  действиями детей во время игры;

3) руководство действиями детей со стороны педагога  вначале постоянно, затем периодически;

4) самостоятельное разыгрывание школьниками ситуаций на заданную тему с помощью педагога только в случае

необходимости.

Весь период обучения также предусматривает обсуждение рассказанных педагогом ситуаций с целью

формирования у детей умения анализировать различные факты, правильно их оценивать.

         Подготавливаясь к мероприятиям, учащиеся хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. При подготовке к занятию или какому-то делу педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в их духовном развитии.

      Необходимыми элементами досуговой деятельности являются коллективно-творческие дела, массовые мероприятия, праздники школьного календаря, ключевые общешкольные дела, тематические вечера, творческие и познавательные игры и другие воспитательные мероприятия стали традиционными. Они создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника, и свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие способностей и интересов.

     Любой школьный праздник, коллективное дело основываются и на восприятии, и на активном действии, связанном с самыми различными формами самовыражения. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.

     Характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение младших школьников со старшими, педагогами.

    Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка. Внеурочная деятельность выполняет одновременно

познавательную, воспитательную и развивающую функцию,

т. е. способствует развитию следующих коммуникативных

умений:

1. Знакомству с окружающим миром.

2. Становлению психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитию речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитию эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формированию первичных социальных навыков поведения

(доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источнику развития чувств, глубоких переживаний и открытий

ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие,

сопереживание).

7. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

8. Совершенствуются музыкальные способности при создании

художественного слова.

     Развитию коммуникативных умений детей  с ОВЗ способствуют их частые выступления и участия в различных  мероприятиях. В этот период происходит реализация творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощение и повышение самооценки, общее развитие; проявление любознательности, стремление к усвоению новой информации.

 У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие во внеурочной деятельности доставляет детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Формирование  коммуникативных  умений детей с ОВЗ  —  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения школьников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный и школьный возраст, поскольку именно в эти периоды дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...