выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
статья

Степаненко Светлана Александровна

выступление на семинаре по дефектологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое  воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В школах, где обучаются  дети  с ОВЗ работа по патриотическому воспитанию  направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.  Детям с ОВЗ доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Одним из направлений моей программы по нравственному воспитанию является гражданско-патриотическое воспитание, задачами которого являются:

-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился:

-представления о символах государства – Флаге, Гербе России, своей республики;

-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

-воспитание чувства привязанности к своему родному городу, уважение к людям, которые живут и трудятся в нём.

-расширение кругозора детей на основа музейного материала, доступного их пониманию.

- привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству.

Патриотическое воспитание детей находится в тесной взаимосвязи с нравственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

В своей работе использовала следующую тематику мероприятий гражданско-патриотической направленности:
1. Проведение бесед и воспитательных занятий : «Моя малая Родина», «Город, в котором я живу», «День согласия и примирения», «Большая забота о маленьких детях», «С чего начинается Родина?», «Отечества достойные сыны», «О подвигах, о доблести, о славе»  и другие, в ходе которых девочки знакомились с государственной символикой, конституцией  России и Мордовии, знаменательными датами и государственными праздниками, известными людьми и защитниками Отечества.  

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему Великой Отечественной войны. Важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники. Были проведены экскурсии к памятнику павшим солдатам, в краеведческий музей, в Парк Победы, «Их именами названы улицы нашего города», запланировано открытое мероприятие «День белых журавлей», посвященное дню памяти всех погибших солдат во всех воинах мира.

Не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств является художественная литература. Велика роль книг о защитниках Родины,   которые  учат детей сопереживать,  воспитывают  уважение к мужеству  русских солдат.

2. Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания: “Права ребенка ”, “Человек в мире правил ”, “От безответственности до преступления один шаг ”, «Можно и нельзя», «Толерантность: учимся быть терпимыми» и другие.

Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Дети должны уяснить, что загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину. Были проведены такие занятия, как: «Мы часть природы», «Природа родного края», «По страницам Красной Книги», экскурсии, открытое мероприятие «День Земли».

3.Участие в общешкольных праздниках, выставках рисунков.

Ведя работу по гражданско – патриотическому воспитанию мы решаем задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей, любить свой народ, свою Родину, чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни. Наши дети должны уметь общаться за пределами школы, иметь элементарные морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик у него в душе.

- чтобы ребенок уважал старших, мы должны объяснить ему, что такое любовь и забота;

- чтобы ребенок любил свою Родину, он должен знать её историю, знать как жили и что делали его предки;

- чтобы ребенок гордился своей Родиной, своим городом, он должен знать его героев;

- чтобы ребенок ценил все то прекрасное, что создано еще до его появления на свет, мы должны научить его это ценить, видеть, понимать, чувствовать и сопереживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...

Выступление на семинаре по дефектологии «Развитие читательских интересов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»

Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным...