Выступление на семинаре по дефектологии «Развитие читательских интересов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»
материал

Никифорова Светлана Ивановна

  Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта школьника. Поэтому так важна проблема привития интереса к чтению учащихся с умственной отсталостью (ограниченными возможностями здоровья).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskih_interesov.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное    образовательное    учреждение       Республики Мордовия «Инсарская     общеобразовательная   школа-интернат для детей – сирот и   детей, оставшихся  без попечения    родителей,   с ограниченными возможностями  здоровья»

Выступление

на семинаре по дефектологии

«Развитие читательских интересов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»

                                     

                                               

                                                            Подготовила: Никифорова С.И.

 

                                     Инсар 2022г.

  Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта школьника. Поэтому так важна проблема привития интереса к чтению учащихся с умственной отсталостью (ограниченными возможностями здоровья).

  Чтобы помочь ребенку с проблемами в развитии осознать прочитанное, пробудить интерес к чтению книг на уроках, использую разные виды работ над текстом, способствуя развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Тренировка в чтении занимает большую часть урока. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, каждый раз изменяю задания. Смена видов и приемов чтения сохранит у учащихся интерес к тексту, а  задания создадут эмоциональный тон урока, и активизирует желание ребят читать. Обучающиеся читают по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют товарища, который продолжает чтение), выборочно. Прием выборочного чтения дает возможность изменять: школьники почитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, на вопрос учителя, на конкретное задание. Повторное чтение провожу при делении текста на части или озаглавливании их, при чтении по ролям, при подготовке к выразительному чтению и т. д.

Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий. На обобщающих уроках чтения уделяю внимание игровому аспекту. Провожу литературные игры (викторины, кроссворды, игры со словами и др.). Они развивают воображение и память, формируют у детей способность к эмоциональному восприятию литературных текстов, пробуждают интерес к чтению.

Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения.

 При проведении уроков внеклассного чтения:

1. Использую книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.

2. На каждое занятие новая книга – формирование читательского кругозора.

3.  Провожу простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге» и т.д. 

Уроки внеклассного чтения провожу 1 раз в месяц. Программа предлагает для чтения литературу на выбор, а я останавливаюсь на произведениях, которые наиболее интересны детям, исходя из их интересов и возможностей: это сказки, произведения о животных, школьной жизни, природе и труде. Темой внеклассного чтения являются темы, которые не нашли своего отражения в классном чтении.

   Дополнительно, к урокам или внеклассному занятию по чтению я создаю презентации, которые использую с различными целями - это знакомство с поэтами и писателями, первая встреча с главными героями книг, представление жанра литературы, показ наиболее значимых и интересных частей произведения, составление диалогов и монологов по сюжету рассказа, повести, сказки, коллективное выяснение основной мысли автора, данного произведения и т.д Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволило значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к чтению.

        Внеклассные мероприятия также способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.  

         Центральным местом на мероприятиях в работе по развитию читательского интереса детей являются литературные игры. Они интересны и полезны школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию и т. д. Ежегодно проводится в школе конкурс чтецов, ребята с удовольствием принимают участие.

Для того, чтобы выяснить интерес учащихся книге, к чтению провела анкетирование. На вопрос «Что ты любишь читать?» большинство школьников ответили, что  предпочитают читать сказки, рассказы о животных.

На вопрос «Как часто ты читаешь?». Варианты ответов были следующие:

- то, что задают,

- по выходным и в каникулы.

     Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.

    Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием интереса к чтению и совершенствованием навыка чтения каждого ребенка от класса к классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

"Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...